БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

БЕЗРАБОТИЦА КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Редникина И.С. 1, Ермолаев К.Н. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт национальной экономики
2Самарский государственный экономический университет, Институт теоретической экономики и МЭО, кафедра институциональной экономики и экономической истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На данный момент рынок труда является одной из главных частей современной экономики. Он является местом формирования спроса и предложения рабочей силы. Одним из важнейших показателей на рынке труда является уровень безработицы, который показывает отношение безработных к общему числу экономически активного населения.

Безработица: понятие и основы.

Известно, что безработица – это такое социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может найти работу и применить свою рабочую силу. Однако, до того как прийти к такому определению, существовали различные точки зрения по поводу её сущности и возникновения. Для начала стоит рассмотреть учение великого немецкого учёного, экономиста и философа Карла Маркса «Капитал», которое вышло в свет в 1867г.

Именно для того, чтобы понять причины безработицы и сущность занятости, необходимо проанализировать этот труд, в котором изложены глубокие исследования по различным вопросам. Теория занятости Маркса основана на трёх основных положениях:

Теория прибавочной стоимости;

Теория роста органического строения капитала;

Закон народонаселения.

Первое положение берёт за основу анализ особенностей рабочей силы. Рабочая сила выступает определённым видом товара, так как рабочий как бы «продаёт» свою способность к выполнению какой-либо работы, способность к труду. И после этого в процессе производства товар приобретает новую стоимость, которая больше стоимости самой рабочей силы. В итоге появляется прибавочная стоимость. Такая способность товара явилась основанием ввести понятие переменного капитала наряду с основным капиталом. Маркс утверждал, что стремление к максимальной прибавочной стоимости, а также конкурентная борьба заставляют предпринимателя понижать индивидуальную стоимость товаров ниже общественной. Однако для этого необходимы технический прогресс и усовершенствование технологий. В итоге доля переменного капитала уменьшается, спрос на рабочую силу относительно понижается, а количество занятых почти не увеличивается. Именно отсюда Маркс выводит одно из важнейших положений: закон народонаселения, который заключается в том, что рабочее население, производя накопление капитала, тем самым в возрастающих размерах производит средства, которые делают его «относительно избыточным населением», т.е. безработными.

После этого наибольшую популярность в экономической науке приобрели две совершенно противоположные теории безработицы: кейнсианская и классическая. Рассмотрим каждую в отдельности.

Первой из них являлась классическая теория занятости, которая базировалась на том, что рынок – это саморегулирующийся механизм, который способен сам решать все вопросы, происходящие в экономической сфере, в том числе и вопросы, касающиеся области занятости, обеспечения полного использования ресурсов труда. Представителями данной теории являлись такие экономисты как А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Милль, А. Маршалл.

Главную причину безработицы они видели в том, что ставка заработной платы слишком высока, а это является основанием для избытка предложения труда.

Они считали, что это результат самих наёмных работников. А взаимодействие важнейших рыночных сил – предложения, спроса и заработной платы – обеспечит необходимое равновесие в сфере занятости.

Экономисты, придерживающиеся данной точки зрения, были уверены в том, что ставки заработной платы должны и будут снижаться. А вследствие снижения спроса на продукты, снижается ещё и спрос на труд. Если же ставки заработной платы оставить неизменными, высокими, то в результате появляются излишки рабочей силы, то есть безработица. Но работодателям выгодно нанимать рабочих по более низким ставкам, нежели первоначальные. Однако из-за этого спрос на труд падает, но рабочим, которые не могут устроиться на первоначальную ставку, приходится смириться с работой по новым низким ставкам. Конкуренция со стороны безработных заставляет их работать по пониженным ставкам. И поэтому главный вывод, к которому пришли экономисты-классики это то, что вынужденная безработица невозможна. И что любой, человек, который хочет работать по определённой ставке, которую устанавливает рынок, может найти работу.

Следующей теорией, которая сформировалась в тридцатых годах двадцатого века стала кейнсианская теория занятости. Её основателем был Джон Мейнард Кейнс – британский экономист, исследователь макроэкономики. Он предложил совершенно новое определение безработицы в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег». Главным выводом этой теории является то, что в капиталистическом обществе не существует гарантий полной занятости. И чаще всего полная занятость не закономерна, а случайна. Безработица, в отличие от классической теории, имеет не добровольный характер, а вынужденный.

Кейнс говорит о том, как к росту реальной заработной платы приводит падение совокупного спроса и занятости населения. Снижение совокупного спроса приводит к снижению занятости и повышению ставки заработной платы. Вследствие этого возникает избыток предложения труда и безработица. Реальная заработная плата растёт при падении занятости. [5, 300]

Таким образом, видим, что явление безработицы рассматривалось с различных сторон. Мнения современных экономистов расходятся между основными концепциями, представленными выше.

Критерии отнесения экономически активного населения к разряду безработных.

Итак, определившись с понятием безработицы и её происхождением, необходимо ввести понятие безработного. Но для того, чтобы дать полное и точное определение, необходимо рассмотреть основные категории населения страны. Если рассматривать население (POP) с макроэкономической точки зрения, то можно разделить его на две основные группы: включаемые в численность рабочей силы (трудоспособные (L)) и не включаемые в численность рабочей силы (нетрудоспособные (NL)), т.е. POP=L+NL.

К людям, не включаемым в численность рабочей силы, относят тех, которые не принимают участия в общественном производстве, а также не имеют желания и стремления найти работу. Сюда автоматически включаются такие группы как:

Дети до 16 лет;

Отбывающие наказания в местах лишения свободы;

Инвалиды;

Люди, с психическими отклонениями, проходящие лечение в больнице.

К людям же, которых включают в численность рабочей силы, относят тех, кто хочет и может работать, пока не нашли работу, но активно занимаются её поиском. Таким образом, вся рабочая сила, делится на две категории:

Занятые;

Безработные.

Занятые - это все те, кто имеет работу. При отнесении в эту категорию не учитывается полная или неполная занятость, важен сам факт наличия работы.

Безработные же - это те, кто не имеет работы, но принимает все усилия для её поиска.

Именно факт поиска работы отличает безработных людей, от людей, которых не включают в численность рабочей силы. Между такими категориями как "занятые", "безработные" и "не включаемые в численность рабочей силы" происходит постоянное взаимодействие и переход из одной категории в другую. Так, например, определённая доля занятых может потерять работу и стать безработной. Часть безработных может, наоборот, устроиться на работу и стать занятыми. А дополнить категорию не включаемых в численность рабочей силы могут занятые, которые в силу своего возраста уходят на пенсию или же безработные, которые перестают заниматься поиском работы. Обычно, при нормальном функционировании экономики число людей, которые потеряли работу, равны числу людей, которые активно её ищут.

Также существует ещё одно более подробное разделение рабочей силы:

люди, которые уволились по собственному желанию;

люди, которые потеряли работу по причине увольнения;

люди, которые первый раз вышли на рынок труда;

люди, которые пришли на рынок труда, после перерыва.

Таким образом, рассмотрев основные категории населения страны можно дать определение безработному.

Безработный - это тот человек, который может заниматься трудовой деятельностью, не имеющий заработка и работы, но активно ищет её и готов приступить к ней. Чтобы найти подходящую работу, зарегистрированный в органах занятости.

Безработными не могут быть дети, не достигшие 16 летнего возраста, впервые ищущие работу, а также люди, отказавшиеся в течение 10 рабочих дней со дня обращения в службу занятости от двух предложенных вариантов работы.

Измерение, виды и последствия безработицы.

Для того, чтобы иметь полное представление о безработице, количестве безработных, необходимо ввести 3 основных показателя:

Уровень безработицы;

Частота безработицы;

Длительность безработицы.

Первым и основным показателем является уровень безработицы, который показывает отношение количества безработных к общему количеству рабочей силы. Чаще всего выражается в процентах. Однако следует учитывать, что численность рабочей силы не равна численности трудоспособного населения. Он может рассчитываться как по методологии МОТ, так и в соответствии со специальными законодательными нормами государства. [2] Подсчет безработных по методу МОТ (Международная организация труда) предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службы занятости. В нашей стране эту работу проводит Государственный Комитет по статистике. [15]

По данным РОССТАТа в январе 2018 г. уровень безработицы составил 5,2%, включая сезонный фактор.

Второй показатель - частота безработицы, которая показывает количество случаев безработицы одного человека за определённый период времени. Чем выше данный показатель, тем хуже условия труда, ниже качество рабочего места, а также велика доля разовой работы, которую могут найти безработные в период кризиса. Также определением частоты может являться среднее число случаев за определённый период, когда рабочие люди становятся безработными. Частота в основном определяется двумя факторами:

Изменчивостью, колебанием спроса на труд в сфере экономики, которые вызваны изменением совокупного спроса

Интенсивностью, скоростью, с которой рынок снабжает предпринимательский сектор новыми работниками, как они вливаются в состав рабочей силы

Третьим же показателем является длительность безработицы (или же продолжительность безработицы), которая характеризуется в среднем длительностью поиска работы лицами, которые имеют статус безработных. Также это показатель, который даёт информацию о количестве времени, в течение которого человек был безработным. По продолжительности безработица бывает трёх видов: временная (до 4-х месяцев), устойчивая (от 4-х до 12 месяцев) и застойная или хроническая (больше, чем 1 год). Данный показатель может различаться в зависимости от групп безработных.

Еще один показатель, косвенно характеризующий безработицу - коэффициент напряженности рынка труда. Он рассчитывается по данным службы занятости как соотношение количества зарегистрированных безработных и предложенных вакансий.

Рассмотрев основные показатели, характеризующие и измеряющие безработицу, можем рассмотреть её классификацию по типам.

Основными видами безработицы являются:

Фрикционная. Такую безработицу можно назвать естественной, так как она обусловлена естественными экономическими причинами. В большинстве случаев она вызвана добровольным увольнением с работы, которое обусловлено поиском более подходящего рабочего места с заработной платой, которая будет устраивать рабочего, с более высокими возможностями карьерного роста, с увольнением работников с текущего места работу, а также вступлением на рынок труда впервые. Она связана с затратами времени на поиск новой работы и возникает вследствие динамичности рынка труда. Средняя продолжительность фрикционной безработицы приблизительно 1-3 месяца.

Структурная. Это такая безработица, при которой требования к рабочим не соответствуют их квалификации и уровню подготовленности. Она является вынужденной, так как вызвана изменениями в структуре спроса на рабочую силу и его несоответствием с предложением. Чаще всего это происходит по причинам ликвидации устаревших профессий, развития новых высокотехнологичных профессий и направлений, переходе ручного труда на автоматизированный, изменением в технологии производства. Структурная безработица также подразделяется на деструктивную (характеризуется негативными последствиями) и стимулирующую (работники в связи с изменёнными условиями вынуждены повышать квалификацию, переучиваться на более современные профессии). Продолжительность такой безработицы от одного месяца до года и она считается более серьёзной, чем фрикционная.

Циклическая. Такая безработица характерна для таких периодов в экономике как экономические кризисы, застои, депрессии и стагнации. То есть для таких фаз экономического цикла, в которые происходит недостаточность общих или совокупных расходов, сокращается потребность в товарах и объёмах услуг, в следствие чего падает общий объём производства. Предприятия сокращают свои расходы за счёт увольнения определённого количества рабочих. То есть падение спроса на продукцию вызывает падение спроса на рабочую силу в условиях негибкой заработной платы, а уровень безработицы растёт. Этот вид безработицы считается наиболее тяжёлым.

Сезонная. Такая безработица характерна только для отдельных отраслей экономики, которые могут функционировать лишь в определённый период времени, в определённое время года. Она возникает вследствие сезонных колебаний на труд. Примером такой безработицы может являться сельскохозяйственная отрасль или же лесное, охотничье хозяйство, строительство и т.д.

Институциональная. Такой вид безработицы вызван неэффективным функционированием рынка труда, на который оказывают влияние государство и профсоюзы. Государственные структуры воздействуют на уровень заработной платы, на распределение социальных льгот. Однако без вмешательства они могли бы сформироваться естественным путём. Именно поэтому большое количество людей, которые могут получать лишь низкооплачиваемую работу предпочитают жить на пособие по безработице. Ещё одним фактором, оказывающим влияние, является ограниченность информации. Отсутствие актуальной информации о наличии того или иного рабочего места не позволяет работнику быстро его занять. Поэтому безработица увеличивается, не только из-за того, что национальный продукт производится ниже потенциального уровня, но и из-за того, что приходится выплачивать завышенные пособия по безработице.

Кроме основной классификации безработицы по видам, существует также её разделение по формам. К таким формам относятся:

Добровольная. Это такая безработица, которая возникает из-за нежелания людей работать по различным причинам. Такими причинами могут являться заработная плата, которая не устраивает работников и устанавливается на рынке под воздействием спроса и предложения, отказ от предлагаемой работы или же просто нежелание работать

Вынужденная. Данная безработица вызвана тем, что работник хочет и может найти работу, согласен на любые условия и низкую ставку заработной платы, однако работодатель не может предоставить ему место работы в связи с несоответствием квалификации или же недостатком рабочих мест.

Технологическая. Такая безработица наступает при различных технологических изменениях, которые ведут к потере рабочих мест. Это относится к тем безработным, чьи знания и специальность становятся не востребованными из-за вытеснения их машинами, роботами, заменяющими их работу. Однако новые методы используются в экономике только тогда, когда они способны снижать издержки, а также увеличивать объёмы выпуска по сравнению с нынешней ситуацией и продавать их по более низким ценам

Зарегистрированная. Такая безработица характерна для тех незанятых людей, которые не могут найти работу, но хотят устроиться и для этого официально зарегистрировались в органах занятости в качестве безработных, желающих получить работу.

Скрытая. Такая форма безработицы характеризуется тем, что сотрудник формально числится на работе, однако фактически его занятость отсутствует. В основном это происходит во время спада, кризиса экономики, когда рабочую силу почти не используют, но и не увольняют, а также когда многие производственные мощности простаивают и в связи с этим работники задействованы не в полной мере. Или же работник даёт согласие на неполный рабочий день или на неполную рабочую неделю в связи с невозможностью другого трудоустройства. Сокращение данной безработицы происходит в том случает, когда вследствие конкуренции на рынке товаров и услуг фирмы увеличивают производство, оптимизируют наибольшее количество мощностей и увеличивается занятость работников предприятия.

Маргинальная. Сам термин маргинал обозначает человека, который оказался на границе двух социальных групп, культур, оказывающих противоречивое воздействие друг на друга. Маргинальная же безработица – безработица слабозащищённых слоёв населения и социальных низов. В такие слои входят: молодёжь, женщины, инвалиды.

Неустойчивая. Это такая безработица, которая вызвана временными причинами. Такими как добровольное увольнение с рабочих мест, которые доступны только в определённый сезон, или смена места работы, переход с одной на другую.

Застойная. Эта такая форма безработицы, при которой работник является незанятым очень длительное время, а точнее более 18 месяцев, но возможны короткие временные периоды случайной работы. Она охватывает людей, деятельность которых нерегулярна, людей, которые живут на случайные заработки.

Рассмотрев все возможные виды и формы безработицы, можно говорить о том, какие экономические и социальные последствия несёт за собой безработица. Безработица из всех макроэкономических проблем представляет собой наибольшую угрозу для общества и его благополучия. Она оказывает влияние почти на все сферы общества: экономическую, социальную, политическую. Рассмотрим оказываемые последствия для каждой сферы отдельно.

Экономические последствия безработицы в основном выражаются в том, что вследствие сокращения рабочей массы, уменьшается количество производимой продукции, что влечёт за собой неполное использование экономических ресурсов и производственных возможностей, а также сокращение доходов федерального бюджета из-за уменьшения налогов (так как чем выше уровень безработицы, тем меньше налоговые поступления). Также к экономическим последствиям можно отнести потерю актуальности тех знаний, которыми обладали люди, потеря квалификации и как следствие потеря возможности работать.

Следующая сфера – социальная. Социальными последствиями можно считать стресс и его влияние на общество. Из-за стрессовых нагрузок ухудшается здоровье человека, возникают различные заболевания. Произойдёт падение уровня жизни, которое связано с уменьшением доходов, лишением части населения заработков. Также будет происходить ухудшение криминогенной ситуации, так как под воздействием безработицы увеличивается преступность, пьянство и т.д.

Политическая сфера также претерпевает изменения как в положительную так и отрицательную сторону.

Таким образом, если безработица превысит допустимый уровень, то это может повлечь за собой серьёзное обострение социальных конфликтов.

Основные направления регулирования рынка труда.

Как уже отмечено существование различных теоретических взглядов на безработицу, которые оказывают большое влияние на государственную политику в области безработицы.

Так, приверженцы кейнсианской концепции предполагают активную политику государства и его вмешательство в экономические процессы тем или иным путём, так как по их мнению рынок не саморегулирующийся механизм.

Их оппоненты классики, наоборот, говорят о том, что рынок вполне может регулировать себя сам. Это обеспечивается системой встроенных стабилизаторов, которыми являются гибкие цены, гибкая ставка процента и гибкая номинальная ставка оплаты труда. То есть равновесие на данном рынке устанавливается автоматически, и безработица характеризуется как естественное и добровольное социально-экономическое явление в макроэкономической теории.

Однако, на современном этапе в большинстве развитых стран с рыночной экономикой активно используется косвенное регулирование рынка труда. Такое регулирование происходит с помощью налоговой, денежно-кредитной и амортизационной политики государства. В основном косвенное регулирование рынка труда воздействует на спрос на труд, в отличие от прямого, которое своей задачей видит воздействие на предложение. Также одну из главных ролей в регулировании рынка труда играет законодательство в сфере трудовых отношений и социального обеспечения граждан.

В целом можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

Программы по стимулированию роста занятости рабочей силы и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе экономики;

Программы, которые направлены на подготовку и переподготовку работников;

Программы содействия найму работников;

Программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделяют определённое количество средств на пособия по безработице.

Данные направления необходимы государству для достижения двух основных целей:

Обеспечение полной занятости на рынке труда, которая подразумевает под собой такое состояние на рынке, при котором будет отсутствовать циклическая безработица, однако будет сохранён "естественный уровень безработицы". При таком уровне безработицы использование рабочей силы происходит наиболее рационально и эффективно;

Создание "гибкого рынка труда". То есть такого рынка, которые способен быстро реагировать на изменения внешней и внутренней среды и приспосабливаться к ним, сохраняя свою стабильность. Основными чертами гибкого рынка труда являются: гибкие формы найма, развитие и разработка различных форм профессиональной подготовки и переподготовки персонала.

Исходя из этих целей, государство и проводит на рынке труда определённую политику. Эта политика бывает двух видов: активная и пассивная.

Пассивная политика государства заключается в поддержке лиц, оставшихся без работы, их социальная защита. То есть проводится лишь регистрация лиц, которые ищут работу, определение пособий по безработице, их размер, который зависит от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными, а также иные формы поддержки безработных. То есть мероприятия касаются в основном безработных и направлены на их скорейшее трудоустройство. Именно такая политика проводится в России на сегодняшний день.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

Активная же политика государства в основном отвечает потребностям трудового населения страны и направлена на предупреждение безработицы, на достижение полной занятости. То есть её целью становится закрепление на рынке труда каждого человека, который имеет желание работать в соответствии с его способностями и запросами. То есть каждый человек должен чувствовать свою конкурентоспособность, приобретая для этого необходимые знания, повышая квалификацию, и иметь для этого необходимые условия. То есть проводя такую политику государство является партнёром как человека, стремящегося найти работу для обеспечения себя и своей семьи, так и партнёром предпринимателя, который нуждается в квалифицированных работниках. Таким образом, государство выступает в роли посредника между работником и работодателем, хотя и само может создавать рабочие места в государственных структурах.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда).

Рассмотрим явление безработицы в России на данный момент.

По данным РОССТАТа уровень занятости населения в январе 2018 г. составил 59,3%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 5,0 раз превысила численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения. В конце января 2018 г. в органах службы занятости населения (по данным Роструда) состояло на учете в качестве безработных 778 тыс. человек, что на 0,3% больше по сравнению с декабрем 2017 г. и на 13,3% – меньше по сравнению с январем 2017 г. (см. Таблицу 1)

Среди безработных доля женщин в возрасте 15 лет и старше в январе 2018 г. составила 46,7%, городских жителей – 63,7%, молодежи до 25 лет – 20,1%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 23,4%.

 
 
 
 
 
 

Уровень безработицы среди сельских жителей (8,1%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,3%). В январе 2018 г. это превышение составило 1,9 раза. [10]

Таблица 1

Численность и состав рабочей силы в возрасте 15 лет и старше

 

Январь 2018 г.

2017 г.

Январь 2018 г. (+,-) к

январь

декабрь

среднее за год

январю 2017 г.

декабрю 2017 г.

Тыс.чел.

 

 

 

 

 

 

Рабочая сила

75846

76128

76489

76285

-282

-643

занятые

71929

71838

72611

72316

91

-682

безработные

3918

4290

3877

3969

-372

41

В процентах

 

 

 

 

 

 

Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15 лет и старше)

62,6

62,6

62,9

62,8

0

-0,3

Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15 лет и старше)

59,3

59,1

59,7

59,5

0,2

-0,4

Уровень безработицы (безработные к численности рабочей силы)

5,2

5,6

5,1

5,2

-0,4

0,1

Безработица выступает в роли показателя нестабильности в макроэкономике. Именно поэтому государству необходимо применять определённые меры по борьбе с ней или создавать проблемы, которые способствуют её снижению.

Мы рассмотрели различные виды безработицы, каждой из которых присущи свои собственные черты. Поскольку каждая имеет разную причину, то и пути решения и меры по их устранению будут разными. Причём большое влияние на это оказывает также экономическая ситуация в стране в текущий период.

Существует два опорных, основных способа решения проблемы безработицы:

Выплата пособий по безработице. Это наиболее крупная материальная помощь безработным. В США пособия по безработице составляют около 50% заработка, в Германии – 63 - 68%, во Франции – 40%, в Японии – 60-90%

Создание специальных служб занятости

Именно эти способы реализует государство, опираясь на экономическую ситуацию. Другие меры, способствующие снижению безработицы, применяются в зависимости от её вида.

Так, например, для предотвращения фрикционной безработицы используют такие методы как:

Сбор более широкого спектра достоверной информации о наличии рабочих мест и её предоставление людям, которые ищут работу;

Создание служб занятости и бюро по трудоустройству.

Для борьбы со структурной безработицей используют следующие меры:

Создание специальных государственных и частных служб, которые предоставляют возможность переподготовки и переквалификации безработных;

Активная поддержка таких служб и стимулирование их развития.

Следующим видом выступает циклическая безработица, с которой можно бороться следующими способами:

Проведение стабилизационной антициклической политики, которая заключается в смягчении кризисов и их последствий, сокращении длительности депрессии во время экономических спадов, в недопущении глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

Создание государством дополнительных рабочих мест, в которых нуждаются безработные.

Для предотвращения сезонной безработицы чаще всего необходимо стимулировать предприятия на проведение межсезонных работ в смежных отраслях и сферах деятельности.

Для борьбы с технологической безработицей определённых способов воздействия ещё не выбрано. Существует версия, в которой говорится о том, что в ряде стран замедляют развитие науки и технологий, дабы не допустить массовую безработицу. Однако эта версия опровергается, так как на данный момент идёт бурное развитие новых технологий, робототехники, которые в последствии заменят ручной труд и в принципе рабочую силу во многих сферах деятельности.

Мерами борьбы с маргинальной безработицей выступают:

Социальная защита слабозащищённых слоёв населения;

Борьба с преступностью, которая является одним из последствий безработицы.

Для того чтобы предотвратить безработицу в целом, необходимо максимально использовать возможности государственной политики занятости.

Цель государственной политики занятости - это содействие полной, эффективной и свободно выбранной занятости населения. В данную политику входят:

Политика формирования спроса на рабочую силу;

Политика сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы;

Политика формирования предложения рабочей силы.

Реализация активной политики для ускорения структурных реформ, роста производительности труда, снижения социальной напряжённости в обществе, развития человеческого капитала позволит осуществлять профилактику безработицы. [12]

Для того чтобы активизировать занятость, можно реализовать развитие следующих направлений, которые являются наиболее действенными путями решения проблем безработицы:

Создание условий для самозанятости и стимулирование предпринимательства. Смысл данной программы состоит в том, что людям предоставляется возможность открывать своё дело, свой бизнес, чтобы они были занятыми в сфере труда, могли зарабатывать даже если не могут найти работу по найму;

Организация соответствующей помощи людям в трудоустройстве, которые испытывают при этом сложности. Для этого существуют биржи труда, одним из направлений в деятельности которых и является помощь в поиске работы. Вообще биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест; [14]

Создание новых рабочих мест. Рабочие места могут быть созданы как в государственном секторе экономики, так и в частном. В частном, как на вновь открывшихся малых предприятиях, так и на средних и крупных производствах, которые открывают уже долго существующие компании;

Поощрение иностранных инвестиций в экономику. Итогом данной программы может служить либо реконструкция предприятий, либо создание новых, что повлечёт за собой увеличение рабочих мест для устранения безработицы;

Поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности их продукции. Тогда отечественные предприятия смогут увеличить свою долю на рынке, тем самым повысив производительность предприятия. То есть произойдет реализация политики импортозамещения и развитие промышленности;

Реализация поддержки молодых работников. Дело в том, что многие работодатели отказываются брать на работу молодых сотрудников из-за отсутствия опыта работы;

Создание условий для роста спроса на товары и услуги. Повышение спроса на рынке благ вызовет повышение спроса на рабочую силу на рынке труда.

Главенствующую роль в преодолении безработицы играют среднесрочные целевые программы, целью которых является стимулирование экономической активности и использование различных инструментов политики занятости.

Список использованных материалов

Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 N 458 (с изм.) "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан".

Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации». М., 1996.

Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. — 560 с. Гл. 3.

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. - СПб., 2006. - 544 с. 

Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2002. – 448 с.

Экономическая теория / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учеб.— СПб.: Питер, 2009. — 560 с. Гл. 20.

Баданина Е. С. Государственное регулирование рынка труда. Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a_3291.htm.

Безработица [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/bezrabotica.html.

Есиева И. В. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира // Экономика, управление, финансы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 124-126. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/93/5101/.

Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htm.

Мубаракшина Л. С. Проблема занятости и безработицы Российской Федерации // Молодой ученый. 2017. №3. С. 373-376. — URL https://moluch.ru/archive/137/38608/.

Нестеров А.К. Безработица и способы ее преодоления// Образовательная энциклопедия ODiplom. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/bezrabotica-i-sposoby-ee-preodoleniya.html.

Пономарев П. А., Марченко Н. Ю. К проблеме безработицы в современных условиях // Молодой ученый. 2017. №2. С. 680-683. — URL https://moluch.ru/archive/136/37978/.

Пути преодоления безработицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.ru/19_175057_puti-preodoleniya-bezrabotitsi.html.

Рынок труда и доходы населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/rynok-truda-i-dohody/20.htm.

Просмотров работы: 155