СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФИРМЫ В ЯПОНСКОМ БИЗНЕСЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ФИРМЫ В ЯПОНСКОМ БИЗНЕСЕ

Зинкина Ю.С. 1, Горшкова В.И. 2
1Самарский государственный экономический университет, Институт систем управления
2Самарский государственный экономический университет, Институт теоретической экономики и МЭО, кафедра институциональной экономики и экономической истории
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данном докладе будут рассмотрены основные аспекты поведенческой экономики, аномалии, связанные с ограниченной рациональностью экономических агентов, а также модель «мусорного ящика». Кроме этого будут описаны отличительные особенности японской системы управления и ее концепции.

Проблемы теории фирм рассматривали в своих работах многие экономические деятели, в частности, Г. Саймон, Дж. Марч, Р. Коуз, Г. Клейнер.

Г. Клейнер, к примеру, рассматривал этот термин как систему взглядов, объясняющих природу, поведение, эволюцию или другие аспекты функционирования предприятий той или иной конкурентной группы.[1, 61-63].

Из этого можно сделать вывод о том, что такой небольшой термин как фирма на самом деле представляет собой довольно сложное экономическое явление.

В мире существует несколько моделей, которые раскрывают сущность фирмы. В неоклассической теории фирма рассматривается как производственная единица, целью которой является максимизация прибыли.

Институциональная теория фирмы рассматривает фирму как сложную иерархическую систему, которая действует в условиях рыночной неопределенности.

И неоклассическая, и институциональная теории фирмы не охватывают все многообразие внутреннего устройства фирмы, ее природы, ее взаимоотношений с внешней средой.

Поведенческая (бихевиористская) теория - направление, которое изучает сложный мир принятия решений и управления фирмой, в свою очередь фирма – это совокупность объединений. Данная теория не занимается изучением фирмы как единого целого. Напротив, она рассматривает поведение различных ее компонентов: как складываются неформальные группы, как они выполняют свои задачи, как их поведение влияет на общую эффективность работы предприятия. В теории Р. Сайерта и Дж. Марча фирма рассматривается не как единый организм, а как совокупность объединений, которые включают в себя руководителей, работников, акционеров, клиентов. Каждая группа, входящая в организацию, получает компенсацию за свой вклад. [2, 35].

Дальнейший анализ посвящён поведенческой теории. Основоположником поведенческой теории является известный американский экономист Г. Саймон, который на протяжении всей своей научной деятельности раскрывал особенности поведенческой теории, ее преимущества. В своей работе «Как люди решают проблемы» он вводит такое понятие как «ограниченная рациональность», исходя из предпосылок, что во многих экономических течениях полагается, что люди «гиперрациональны» и не сделают никогда то, что противоречит их интересам. Г.Саймон убедил своих коллег в том, что их видение «экономического человека» неверно. Реальное поведение людей отнюдь не всегда укладывается в рамки, которые были заданы моделью рационального homoeconomicus неоклассической теории. Согласно данной модели, у человека есть строго упорядоченный набор желаний, предпочтений. Человек располагает полной информацией для принятия того или иного решения, он одарен беспредельными способностями в экономической деятельности. Однако, если полагаться на разнообразные эксперименты экономистов-бихевиористов, то можно сказать, что поведение реальных экономических агентов определяется существованием иррационального выбора. Чтобы понять то, как функционирует экономика и как ею управлять, с точки зрения поведенческой теории, нужно обратить особое внимание именно на иррациональное начало. [См.: 3, 120-123]

Базу для формирования поведенческой теории сформировали А. Тверски и Д. Канемана в своей публикации 1979 г. Авторы объяснили провалы традиционной теории, которая опиралась на рациональность экономических агентов. Им удалось показать то, что при принятии решений агенты допускают ошибки, более того, ошибаются они чаще всего одинаково. Это дало возможность для классификации и прогнозирования человеческих ошибок. Благодаря своей работе А.Тверски и Д. Канемана стали всемирно известными экономистами.

Важна и модель «мусорного ящика» Дж. Марча, содержащая управленческие решения в фирме. Она не сравнима ни с какими другими моделями по той причине, что помогает размышлять об организации в целом и о решениях, которые наиболее часто принимают менеджеры фирмы. В данной модели есть 4 основных компонента: проблема, предлагаемые решения, участники, выбранные решения.
При этом решения могут носить и несрочный характер. Участники организации могут просто увлечься определенными идеями, проталкивать их, независимо от существующих проблем. Основная деталь, которую следует принять во внимание - это то, что решения существуют независимо от проблем.
С учетом данных потоков общая схема принятия управленческих решений в организации приобретает случайный характер. Если три составляющих (проблема, решение и участник) пересекаются в одной точке, то проблема может быть решена; но если решение не подходит проблеме, то она так и может остаться нерешенной. Рассматривая организацию, можно заметить, что есть проблемы, которые не решаются и решения, которые не действуют. Ситуации могут быть настолько сложными, что три составляющих (проблема, решение, результат) совершенно независимы друг от друга. И если они сталкиваются, то проблемы решаются, но большинство так и остаётся нерешенным. В этом и заключается суть независимых потоков событий в модели «мусорного ящика».

Поведенческая теория нашла широкое применение в японской системе управления. Главной целью японское руководство ставит повышение эффективности работы предприятия, которое происходит в большинстве случаев из-за увеличения производительности труда рабочих.

Важнейшими концепциями в японской системе управления являются:

* Система пожизненного найма;

* Процесс коллективного принятия решения.

Одной из специфических особенностей, которую тоже можно внести в список концепций является постоянное обучение. Японцы уверены, что это приводит к улучшению мастерства, к моральному удовлетворению.[4].

Известный японский ученый Чийе Накане провел блестящее исследование, где выдвинул свои основные положения концепции анализа внутренней структуры социальных групп. Он разделил взаимоотношения на два типа: горизонтальный (совокупность индивидов) и вертикальный (индивиды, обладающие различными чертами, но наделенные определенной социальной связью).

Именно второй, вертикальный тип отношений, является характерным и определяющим для японского общества.

Группа, к которой относится японец, значима для него так же, как и его семья. В японской организации глава похож на отца. Даже государство играет роль помощника, а не роль диктатора. Для владельца фирмы компания - это прежде всего люди. Поэтому любые внутренние конфликты сведены до нуля. В группах поддерживаются дружелюбные взаимоотношения.

Предприятие - это долговременная организация, поэтому она гарантирует пожизненный найм. У фирмы может смениться только руководитель, сама же она продолжит существовать.

Не только технические навыки, но и нравственные, моральные ценности прививают своим работникам японские управляющие.

Согласно системе Ринги, ответственность за принятое решение несут все члены организации. Так полагается, что человек не имеет права единолично принимать то или иное решение - все принимается путем консенсуса и решение должно быть принято всеми. Если кто-то не удовлетворен планом, его не устраивает данное предложение, то работа возвращается к инициатору. Этот подход до сих пор остается неизменным, хотя сама система Ринги претерпела изменения. Каждое предложение японцы обсуждают в неофициальных группах. Без неформального обсуждения решения никогда не выносятся на официальное прослушивание.

В процессе официального обсуждения проекта/плана все члены организации высказывают свое мнение по данному вопросу и в конце приходят к общему решению, полному единодушию. Затем этот проект/план проходит через всех должностных лиц и через все службы, которые имеют хотя бы минимальное отношение. Данное предложение утверждается, если все согласны с этим проектом/планом. Процесс согласования решения очень длителен, за что японцев часто упрекают их международные коллеги. В свою защиту японцы предоставляют то, что эффективность их системы принятия решений состоит в быстрой его практической реализации, т.к. оно осознано каждым членом организации, который в свою очередь твердо знает, что нужно сделать для реализации этого решения.

Япония на сегодняшний день занимает одно из ведущих мест в мире. Промышленность и экономика этой страны развивается и растет с каждым днем. Как этого могла добиться страна, которая не имеет богатых земельных угодий и природных ресурсов? Японская система управления сформировалась как органический сплав национальных традиций и передового опыта управленческих решений, которые в свою очередь являются одними из самых успешных в мире. Применение поведенческой теории фирмы в японском бизнесе привело государство к вершине экономического развития.

Список использованной литературы.

1. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007. С. 61-63.

2. Cyert R., March J. A. Behavioral theory of the Firm. Englewood Clifts. 1963. P. 35.

3. Поведенческая экономика: современная парадигма экономического развития / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.В. Манохиной, В.В Смагина. М., 2016. С. 120-123.

4. Пищулина Е.С., Булков Т.И. Анализ японских методов управления. Сервис: Экономика, техника, образование. М., 2016.

Просмотров работы: 137