На современном этапе мировой рынок транспортных услуг сильно фрагментирован. Здесь осуществляют свою деятельность более 50 тысяч транспортных компаний, при этом около 90 процентов данных организаций имеют незначительные размеры.
Особый рост в последние годы имеет рынок управленческих, логистических и комплексных услуг. Он составляет около 14 % в год в общей структуре мирового рынка. При этом просматривается тенденция уменьшения на мировом рынке оказания транспортно-логистических услуг.
В последнее время наибольшее развитие имеет рынок логистических услуг США, а также ЕС. Именно эти рынки включают в себя более 80 процентов всего мирового товарооборота. Также в последние годы в значительном объеме выросли рынки транспортных услуг России, Индии, Китая, Южной Африки, Бразилии. Россия в настоящее время входит в число стран, где наблюдаются высокие уровни логистических издержек. Данная проблема приводит к снижению эффективности деятельности транспортных компаний, снижение производства и торговли, низкий уровень конкуренции на международном уровне.
Внешнеэкономическая деятельность транспортных компаний является важным шагом для успешного ее развития. Верное управление различными важными элементами логистической деятельности должны привезти к максимизации прибыли и увеличению качества обслуживания клиента при конкурентоспособной цене. Компании, которые успешно внедрили инновационные стратегии в своей внешнеэкономической деятельности, получили конкурентное преимущество, что позволило им стать лидерами рынка[1;105].
Эффективная и действенная логистическая система должна стать основой общего обслуживания клиентов и маркетинговой стратегии. Также важно учитывать, что логистика является отношением между производителем и потребителем, работодателем и работником, менеджером и акционером, а также представителей бизнеса общества в целом.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность в управлении логистикой играет ключевую роль в цепочке поставок, в содействии своему клиенту, снижению общих затрат, а также увеличению прибыльности компании.
Каждый аспект бизнеса имеет влияние на прибыльность компании. Поэтому важно учитывать, понимать и оценить важность функций каждого отдела в компании и их влияние на ее доходность.
Внешнеэкономическая деятельность состоит в совокупности организационных, экономических, производственных, хозяйственных, коммерческих функций предприятий, ориентированных на мировой рынок.
Основная цель транспортной компании во внешнеэкономической деятельности состоит в обеспечении потребителя необходимыми по качеству и количеству товаров, за определенное время, в определенном месте при заданном уровне общих затрат.
Рассмотрим особенности внешнеэкономической деятельности транспортных компаний:
- внешняя торговля всегда связана с большим количеством вариантов доставок товара, а также наличием посредников;
- осложнения внешнеэкономической деятельности транспортной компании международными нормативными актами;
- международная логистика предполагает вести пролонгацию функционального цикла.
Рассмотрим основную структуру мирового рынка транспортных услуг. Она представлена на рис.1.
Рис. 1 Структура мирового рынка транспортно-логистических услуг на 2017 год[4]
Данная диаграмма указывает на то, что на современном этапе в мировых транспортно-логистических услугах преобладает деятельность по грузоперевозке и экспедиторским услугам. Это обстоятельство обусловлено современной тенденцией рынка, которая состоит в оказании качественных и быстрых услуг по транспортировке товаров.
Из-за его интенсивного использования инфраструктуры, транспортный сектор является важной составляющей экономики и общим инструментом, используемым для развития. Это еще более актуально в глобальной экономике, где экономические возможности все больше связаны с мобильностью людей, товаров и информации. При этом становится очевидным наличие взаимосвязи между качеством, экономикой и количеством, как базовых показателей транспортной логистики. В ситуации, когда наблюдается высокая эффективность в деятельности транспортной компании, то это приводит к увеличению качественных показателей. Например, возможность получения улучшенного доступа к рынку.
При этом следует иметь в виду, что перевозка грузов не всегда может обеспечить заранее прогнозируемый положительный эффект. Например, перегруженность зачастую является непреднамеренным следствием предоставления пользователям бесплатной или недорогостоящей транспортной инфраструктуры. Однако перегруженность также свидетельствует о росте экономики, в которой потенциал и инфраструктура сталкиваются с трудностями в удовлетворении растущих потребностей в мобильности. Транспорт несет в себе важную социальную и экологическую нагрузку, которой нельзя пренебрегать. Оценивая внешнеэкономическое значение транспортных компаний, требуется провести классификацию типов воздействий. Они включают основные (физические характеристики транспорта), эксплуатационные и географические измерения[3;79]
Ядро. Наиболее фундаментальное воздействие транспорта связано с физической способностью перевозить пассажиров и грузы и с сопутствующими затратами на поддержку такой мобильности. Это включает в себя установление маршрутов, позволяющих новые или существующие взаимодействия между хозяйствующими субъектами.
Оперативность. Улучшение в представлении времени, в частности оперируя понятиями надежности, также как уменьшенные потери или повреждения.
Географическая характеристика. Ее значение состоит в возможности увеличить производительность посредством использования более широких рынков, а также применения иных видов материалов.
Рассмотрим внешнеэкономическую деятельность на примере логистической компании «Рейл Континент». Это предприятие осуществляет управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия ресурсами. Рассмотрим основы ее логистической деятельности.
«Рейл Континент» осуществляет обработку материальных потоков, имеет собственную службу снабжения. Целью внешнеэкономической деятельности предприятия является реализация материальных и иных потоков при осуществлении экспортно-импортных операций при исполнении требований логистики.
При этом материальные потоки внешнеэкономической деятельности являются основными экспортными потоками, которые определяются как находящиеся в транспортном движении за пределы Российской Федерации материальные ресурсы, для которых характерны логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве.
Эффективная транспортная система с современной инфраструктурой способствует многим экономическим изменениям, большинство из которых положительные. Рассмотрим основные внешнеэкономические проблемы транспортной компании «Рейл Континент»:
- высокий уровень логистических затрат,
- преобладание сырьевых товаров в структуре грузопотоков;
- протяженность территории и удаленность основных экспортных производств;
- большая часть услуг в области перевозок осуществляется собственными службами компаний;
- преобладание услуг 2 PL (грузоперевозки, экспедирование, прямая аренда складов).
Рассмотрим основные пути совершенствование внешнеэкономической деятельности «Рейл Континент»:
- увеличение инвестиций в транспортную инфраструктуру;
- разработка новых эффективных маршрутов и схем поставки грузов;
- формирование новых логистических продуктов;
- повышение безопасности логистических видов деятельности;
- стратегическое сотрудничество с мировыми компаниями по совершенствованию транспортной деятельности;
- нахождения новых рынков логистической деятельности;
- создание безбарьерной среды.
Необходимо отметить, что улучшение качества транспорта приводит к улучшению его производительности, а соответственно к положительному эффекту в пространственной среде взаимодействия. Данные процессы также положительно влияют на экономический потенциал компании.
Высокого уровня транспортная компания всегда является конкурентоспособной в цене и качестве оказываемых услуг. При этом, важным значением является доставка грузов на более длинную дистанцию, что говорит о ее эффективности.
Концепция «точно в срок» в управлении цепочками поставок создаст более эффективное реагирование на меняющиеся рыночные условия. Таким образом, чем эффективнее становится транспортировка, тем больше открывается рынков.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность транспортных компаний в России имеет свои особенности. Они определены рядом факторов: пространственный, высокий уровень логистических затрат, низкий уровень эффективности при сравнении со странами ЕС и США. Все это требует внедрения новых технологий совершенствования внешнеэкономической деятельности транспортных компаний России.
Список используемых источников
Межох З.П., Долгачева И.Н. Влияние факторов бизнес-окружения на результаты деятельности транспортных компаний//Транспортное дело России, 2014,№5.С.104-107.
Петросян Н. Э. – Основные риски внешнеэкономической деятельности российских компаний// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского,2011, №24.С.374-377.
Порошин Ю. Б., Алексеев А. Ю. Развитие внешнеэкономической деятельности предприятий в условиях глобализации//Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2011.С.77-81.
Статистика рынка грузоперевозок//http://eurostatica.com/