Финансовая поддержка социального предпринимательства в России: обзор существующих практик - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Финансовая поддержка социального предпринимательства в России: обзор существующих практик

Царитова К.Г. 1, Ильина М.М. 1
1ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Феномен социального предпринимательства существовал давно, но начал активно обсуждаться в 70-х годах 20-ого века, однако несмотря на это уже успел занять в экономике отдельное место, в котором работает значительное число предприятий.

Социальное предпринимательство — это ведение бизнеса, направленное на получение прибыли, основная цель, которой состоит в решении проблем бедности, нехватки рабочих мест, голода, предоставление услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или инвалидам [3].

В отличии от России иностранные государства заметили существование феномена социального предпринимательства значительно раньше. Основной причиной появления социального предпринимательства является не качественное и неэффективное функционирование социальных институтов государства.

Наличие проблем социального характера- неотъемлемый атрибут любого общества. Возникновение подобных проблем происходит из-за невозможности обеспечить каждому члену общества равные возможности в самореализации во всех сферах.

В отличии от социальных институтов, социальное предпринимательство предъявляет более высокие требования к соотношению экономической эффективности и социальной справедливости. Социальный предприниматель самостоятельно решает различные социальные проблемы в обществе, поднимая планку ответственности выше и становится таким образом локомотивом эволюции в понимании справедливости [1;3].

Отметим, что основным признаком социального предпринимательства является инновационный характер деятельности. В данном случае инновации носят не только экономический характер деятельности. В качестве примера, приведем проект «Авоська дарит надежду», который направлен на решение проблем рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями по здоровью, в основном это слабовидящие люди с первой группой инвалидности. Основной концепцией проекта является изготовление авосек слабовидящими категориями граждан в Москве и Московской области, Чувашской Республике и Владимирской области, а также экологическое просвещение. Использование авосек, изготовленных из экологически чистого материала взамен пластиковых пакетов, приведет к снижению объемов загрязнения окружающей среды. Социальный предприниматель использует тот факт, что производительность слабовидящих людей в этой сфере ненамного ниже обычных рабочих. При этом предприниматель решает проблему трудоустройства слабовидящих людей, улучшает их финансовое благополучие, снижая свои издержки на оплату рабочей силы. Подобное нестандартное решение можно считать полноценной социальной инновацией.

Социальные предприятия используют предпринимательский и рыночный подходы, инновации для создания общественного блага и стимулирования социальной эволюции.

Социальные предприятия можно охарактеризовать следующими атрибутами:

Социально-ориентированная деятельность предприятия. Компания создается для внесения перемен и создания социальных эффектов за счет решения социальных проблем или устранения провалов рынка.

Предпринимательские методы работы: применение предпринимательского и рыночного подходов, инноваций, дисциплины, решительности присущих коммерческим компаниям.

Высокая социальная ответственность: акцент на общественном характере создаваемых благ.

Важно заметить, что социальное предпринимательство получает различную поддержку, как со стороны государства, так и среди различных фондов.

По приказу Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 (ред. от 28.11.2016) "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" государство выделяет из федерального бюджета в региональные бюджеты субсидии в размере 1,5 млн. рублей на развитие социального предпринимательства. При получении субсидии, инициатор проекта должен внести 15% своих собственных средств от размера субсидии, то есть софинансировать свою деятельность. Такую субсидию предприниматель может получить на основании конкурсного отбора, в рамках федеральной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, для компенсации затрат на запуск социального бизнеса на безвозмездной и безвозвратной основе [6].

Кроме того, государство оказывает поддержку социальному предпринимательству с помощью проведения различных специальных программ на уровне отдельных городов и районов. В случае получения субсидии инициатор проекта может воспользоваться денежными средствами в размере от пятидесяти до трехсот тысяч рублей. В основном такие субсидии выделяются субъектам предпринимательства в течение полугода с момента регистрации для приобретения основных средств или создания специализированных рабочих мест для квотируемых категорий работников, несовершеннолетних, инвалидов.

Для поддержки социального предпринимательства субъектами РФ и муниципальными образованиями учреждаются центры инноваций социальной сферы (ЦИСС), которые проводят обучающие мероприятия и оказывают консультации по вопросам бизнес-планирования, финансового планирования, организуют конкурсы проектов и акселерационные программы, предоставляют помощь в получении льготного финансирования.

Различные фонды также оказывают поддержку в организации социального предпринимательства. В качестве примеров можно привести такие фонды и организации, как: фонд региональных социальных программ «Наше будущее», банк социальных идей, фонд развития медиапроектов и социальных программ «Gladway», фонд «Люди Севера» и др.

Основными формами поддержки фонда региональных социальных программ «Наше будущее» являются: беспроцентные займы до 10 млн рублей на срок до 7 лет, инвестиции в уставной капитал 10 - 50 млн рублей, обучение и консультирование, содействие обмену опытом «Лаборатория социального предпринимательства», информационное обеспечение и продвижение, в т.ч. портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство» и т.д.

Другой формой поддержки социальных предприятий являются налоговые льготы по НК РФ Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). В рамках налогового кодекса от налога на добавочную стоимость освобождаются организации, которые реализуют: протезно-ортопедические изделия и их составляющие, а также технические средства и материалы, используемые для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, услуги по уходу за больными, престарелыми, инвалидами, дополнительные образовательные услуги, услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов и иных граждан, которые признаны в нуждающемся социальном обслуживании [4].

Отметим, что социальные предприниматели могут получить льготы по налогу на прибыль организации, получив нулевую налоговую ставку. Нулевая налоговая ставка предоставляется предприятиями, основным видом деятельности которых является ведение медицинской и образовательной деятельности и предоставление социальных услуг, перечень которых утвержден постановлением правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236 [7].

Использование нулевой ставки возможно при соблюдении условий, перечисленных в статьях 284.1 и 284.5 Налогового кодекса РФ. Так, доходы от указанных видов деятельности должны составлять не менее 90% доходов организаций, а в ее штате числятся не менее 15 работников [5].

Социальное предпринимательство несмотря на имеющиеся проблемы динамично развивается и оказывает положительное воздействие на микроэкономику страны в целом. Широкое информационное освещение феномена социальное предпринимательство способно вовлечь в эту деятельность больше людей, что позволит им вместе совершать прорывы и формировать отдельные сферы общественной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Девлетов, О.У. История отечественного предпринимательства : учебное пособие для студентов вузов / О.У. Девлетов. - 2-е изд. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015.

2. Имажап Б. Ю., Иванова Ю. А. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. 2018. №15. С. 19-22.

3.. Экономика и управление социальной сферой : учебник / под ред. Е.Н. Жильцова, Е.В. Егорова ; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Экономический факультет и др. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. - 496 с.

4. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019) Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.01.2019) Статья 284. Налоговые ставки

6. Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 (ред. от 28.11.2016) "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства"

7. Постановление правительства РФ от 24.11.2014 г. № 1236.

Просмотров работы: 7