ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Осина И.В. 1, Пшеничнова И.В. 1
1Ивановский государственный университет, Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют определенные требования к результатам обучения младших школьников, в связи с чем необходимо изменить содержание образования в сторону индивидуализации, учитывая психологические основы образования. В рамках требований, предъявляемых новыми образовательными стандартами, задача обучения сводится не к формированию знаний, умений, навыков, а к развитию способностей учащихся. Ориентация образования на личность учащихся влияет на принципы и формы педагогической деятельности, в рамках которой учитель уже не передаёт знания, умения и навыки, а проектирует личностное развитие каждого учащегося.

Вопрос использования индивидуального образовательного маршрута в начальной школе в науке и практике широко не освещен. Много исследований данного вопроса есть в области коррекционной педагогики, профильного обучения, в системе дополнительного образования детей[1, 2, 3, 4]. Но как способ развития личности младшего школьника через индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) остается недостаточно раскрытым. А в частности, психологические основы проектирования ИОМ. Поэтому целью нашего исследования стало изучение моделей и этапов построения индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников.

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации[4].

Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки и активного стремления к совершенствованию, обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.

Таким образом, в этом определении заложено сразу несколько педагогически важных идей применения данного варианта работы с ребенком.

Итак, индивидуальный образовательный маршрут:

связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения;

создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом;

оформлен как индивидуальная образовательная программа.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования [3, с.247-250.].

Разработка индивидуального образовательного маршрута происходит совместно педагогом дополнительного образования, обучающимся и его родителями. Однако право выбора того или иного маршрута собственного образования должно принадлежать, прежде всего, самому обучающемуся.

При реализации вопросов личностного развития младшего школьника важно опираться на индивидуально-психологические особенности ребенка.

Индивидуальный подход необходим по двум причинам:

- он обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального проявления всех имеющихся у ребенка способностей;

- без учета индивидуальных особенностей ребенка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние, на которое оно было рассчитано, т.к. характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными составляющими, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Признание идеи неповторимости и индивидуальности каждой личности побуждает к поиску таких технологий, методов и приемов обучения и воспитания, которые бы способствовали развитию ребенка, сохраняя при этом уникальность его образа.

Основной целью построения ИОМ является организация образовательного процесса на основе индивидуального образовательного маршрута как средства формирования компетентностей и личностного развития младшего школьника.

Этапы реализации индивидуального образовательного маршрута:

Первый этап – информационно-подготовительный.На этом этапе разрабатывается индивидуальная карта развития обучающегося и создается проект модели образовательного процесса на основе ИОМ.

Второй этап – внедренческий.На этом этапе проводятся мероприятия по апробации модели организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

Третий этап –обобщающий, который включает в себя подведение итогов и обобщение опыта работы по организации образовательного процесса на основе индивидуальных образовательных маршрутов.

Исследователи проблемы реализации дифференцированного подхода в начальной школе отмечают необходимость его применения именно на уроках математики. Это обусловлено особенностью содержания математического образования, его сложностью и абстрактностью. Следовательно, основным требованием к проведению современного урока математики в начальной школе является реализация дифференцированного подхода, что позволяет обеспечить личностно ориентированный образовательный процесс.

Какие вообще способы реализации дифференцированного подхода предлагают исследователи и передовой педагогический опыт?

В.С. Кукушин и А.В. Болдырева-Вараксина[1] описывают следующий способ уровневой дифференциации в классах, которая состоит в том, что к каждому уроку учитель готовит пакет дидактических материалов не менее чем в 3-х вариантах.

1 вариант заданий — самые простые. Они включают необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно восстановить полностью неоконченную запись формулы, теоремы, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу.

Задания для 2-й группы включают теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой пример, который нужно решить самостоятельно.

Задание для 3-й группы включает в себя проверку знаний по теории (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задание, в котором нужно применить нестандартный подход к решению.

В результате реализации подобного проекта в школе на основе дифференцированного подхода на уроках математики, младшие школьники должны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими находить позитивные решения на каждом этапе собственного развития; у младших школьников должна развиться память, логическое мышление, внимание, субъектная позиция в образовательной деятельности, формирование личностных мотивационных механизмов учения; к тому же младшие школьники смогут получить опыт партнёрских отношений как друг с другом, так и со взрослыми в совместной деятельности.

Таким образом, индивидуальный подход необходим, поскольку он обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, дает возможность наибольшего проявления всех имеющихся у ребенка качеств и способностей

Список литературы

Кукушкин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2005.

Тряпицына А.П. Практика реализации индивидуального образовательного маршрута в современной школе как источник модернизации подготовки будущих учителей //Педагогические исследования - вклад в инновационное развитие России. – Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. – Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2015. – С. 80-83.

Юнина А.Е., Наумова Н.И. Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту в начальной школе //Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XIII международной научно‐практической конференции, 2017. – С. 247-250.

Ямшинина С.Н. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении / дис. … канд. пед. наук. – М., 2009.

Просмотров работы: 38