Информационные технологии затронули все сферы нашей жизни, в том числе и образование. Сегодня во всем мире огромной популярностью пользуется электронное обучение.
Электронное обучение (e-Learning) – обучение с применением электронных средств и интернета.
Несмотря на то, что e-Learning в России появился сравнительно недавно, огромная часть образовательных учреждений в той или иной степени используют последние технологии в процессе обучения.
Современные студенты получили возможность учиться не только в аудиториях своих образовательных учреждений, но и дистанционно благодаря использованию специально организованной электронной образовательной среды. Эта возможность снимает все ограничения на время и место проведения занятий, а также позволяет людям с ограниченными возможностями получать качественное образование.
Обучающиеся имеют доступ ко всем учебным материалам и в случае необходимости всегда могут повторно их изучить. Возможность заниматься в индивидуальном и комфортном темпе значительно повышает результаты обучения и положительно сказывается на качестве образования.
Успешность внедрения электронного обучения во многом определяется мотивацией студентов и профессорско-преподавательского состава. Как правило, студенты сегодня психологически и практически больше, чем преподаватели готовы к использованию электронного обучения. У большинства студентов уже сформированы навыки работы в сети. Почти каждая учебная группа имеет свою страницу в социальных сетях, в которой происходит обмен информацией, учебными материалами и пр.
Преподаватели, как правило, более консервативны. Активное вовлечение профессорско-преподавательского состава вуза в электронное обучение возможно только при условии разработки и внедрения хорошо продуманной системы мотивации преподавателей. Поскольку разработка электронного контента и работа в виртуальной среде, особенно на первом этапе, потребует значительных временных затрат, необходимо решить вопрос учёта этой деятельности в учебной нагрузке. Немаловажным фактором является также материальная заинтересованность преподавателей через действующую систему распределения стимулирующих надбавок к заработной плате. Использование преподавателем e-learning в учебном процессе необходимо учитывать при конкурсном отборе преподавателей наряду с количеством публикаций и другими профессиональными достижениями.
E-Learning основан на принципе «docendo discimus»: «учусь лишь тогда, когда сам учу». Данный принцип стимулирует развитие способностей студентов к самостоятельному обучению и повышает их интерес к изучаемым предметам.
Электронное обучение обеспечивает регулярный и систематический контроль над успехами учащихся.
Важнейшей частью организации e-Learning в ВУЗах является внедрение Системы Дистанционного Обучения (СДО), которая представляет собой образовательный портал с библиотекой учебных материалов и системой мониторинга результатов обучения.
Общие сведения о СДО: e-Learning Server 3000 — это современная система управления процессом обучения (Learning Management System), позволяющая создавать многофункциональные центры дистанционного образования как в рамках локальной сети (интранет), так и в глобальной сети Интернет.
Новые стандарты образования и требования к квалификации выпускников ведут к использованию современных информационных технологий в процессе обучения. Созданный с помощью e-Learning Server 3000 центр дистанционного обучения может использоваться как виртуальный университет, в котором функции традиционного вуза дополнены новыми технологиями, обеспечивающими возможность передачи изображения через Интернет, интерактивного общения и рисования в реальном времени. E-Learning Server позволяет создать «виртуальный» университет, в котором:
– читаются традиционные лекции, эффективность которых будет значительно повышена благодаря использованию технологии веб-трансляции;
– проводятся интерактивные семинары, в процессе которых студент сможет изучить любое явление из гуманитарного цикла наук, а также понять устройство какого-либо сложного технического устройства с помощью использования технологии онлайн-рисования, созданной для поддержки объяснений преподавателя в интерактивном режиме;
– создаются расширенные системы контроля знаний студентов — тесты, контрольные работы и индивидуальные задания;
– осуществляются процессы управления человеческими ресурсами университета — назначение и увольнение преподавателей, зачисление и выпуск студентов.
Технически eLearning Server представляет собой комбинацию web-сервера Apache и базы данных МуSQL, при этом программные компоненты написаны на php и Java, а в качестве формата представления и обмена данными активно используется ХМL. Как следствие, сервер не привязан жестко к одной операционной системе и может быть установлен практически на любой из существующих ОС.
iSpring Online — одна из самых популярных Систем Дистанционного Обучения. Главное преимущество iSpring Online заключается в оптимальном сочетании простоты и функциональности. Все возможности системы можно попробовать бесплатно в течение 30 дней.
В отличие от ВУЗов, в настоящее время школы менее подготовлены к использованию СДО в учебном процессе, поэтому для школ технологии e-Learning совмещаются с классическим подходом к обучению. Например, использование электронных учебных материалов на уроках или применение электронных тестов для контроля знаний учащихся.
Программа iSpring Suite позволяет создавать электронные курсы на базе презентаций PowerPoint. Курсы могут быть дополнены Flash-анимацией, аудио- и видеосопровождением, а также интерактивными тестами и опросами. Готовый курс может быть отправлен по электронной почте, загружен в интернет или опубликован в любой Системе Дистанционного Обучения.
Таким образом, для организации полноценного e-Learning в школе или ВУЗе необходимо использовать всего 2 программных продукта: программу для разработки электронных курсов iSpring Suite и Систему Дистанционного Обучения iSpring Online
Литература:
Агапонов С. В., Кречман Д. Л. e-Learning Server 3000 для организации систем дистанционного обучения //Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: Труды V Всероссийской объединенная конференции. Санкт-Петербург, 25–29 ноября 2002 г. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 20с.
Михеева С.А. E-learning: состояние, проблемы, перспективы развития /Болонский процесс в экономическом образовании: проблемы и перспективы: Материалы научно-практ. конференции / под общей ред. Х. Камински, А.Я. Линькова.- СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2006. - с.184-191.