Для глубоко и осмысленного понимания коррупции в современном обществе невозможно обойти вниманием сравнение с прошлым. Тем более в настоящее время в обществе происходит процесс переосмысления исторических проблем с постоянным изменением оценок.
Данный факт явился основанием написать работу по данной теме и начать ее со времен Древней Руси. Здесь особую роль играют следующие вопросы: насколько глубоко уходит своими корнями это «зло» в нашей стране, имеет ли исторические аналоги современный размах взяточничества или, по крайней мере, давно ли этот порок у нас прижился.
Формирование централизованного древнерусского государства происходило на протяжении всего Х века путем объединения союзов славянских племен под властью киевского князя. Говорить о наличии аппарата управления страной в это бурное время не приходиться. Князь и несколько наиболее близких к нему дружинников олицетворяли собой всю мощь государства, соединяя в немногих лицах функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Неудивительно, что они явили также и многочисленные примеры злоупотребления своими неограниченными возможностями. Основной формой осуществления власти в тот период было «полюдье», т.е. объезд князем и дружиной подвластных земель с целью сбора дани и свершения правосудия. Во время полюдья и произошли события, положившие начало коррупции в нашей стране. Речь идет о печально знаменитом сборе дани с древлян князем Игорем зимой 945 г.
Следы проблемы и попыток ей противостоять можно найти в древних летописях. В XIII в. по свидетельствам летописей, митрополит Кирилл по пути из разоренного татарами Киева во Владимир проповедовал не только против чародейства и пьянства, но так же осуждал и мздоимство. Митрополит призывал казнить за подобные проступки, чтобы полностью искоренить это явление. Вполне возможно, что кардинальное решение на заре возникновения Древней Руси, могло бы полностью изменить ситуацию на базе ее становления. Но попытки хотя бы ограничить произвол чиновничьего аппарата, предпринимавшиеся всеми великими князьями киевскими, не заканчивались успехом. Каждый раз антикоррупционная кампания сдувалась, едва начавшись (как, например, у Всеволода Большое гнездо), либо приводила к росту взяток (как при Ярославе Мудром).
Появлению всеохватывающей коррупции в нашей стране мы обязаны Византии. Именно оттуда ещё в IX веке была заимствована система, названная «кормлениями»: глава государства отправляет своих представителей в провинции, наделяя огромными полномочиями и не выдавая из казны оплаты, т.к. предполагалось обеспечение средствами населения. Естественно, заинтересованное население щедро одаривало тех, от кого зависела их судьба. В итоге в сознании как верхов, так и низов прочно закрепилось понимание: любое обращение к сановному лицу должно быть подкреплено чем-то материальным, ценным. В чём-то это имело смысл, т.к. иначе чиновнику просто не на что было существовать, но в итоге привело к прекрасно нам известной ситуации. Обычное кормление, не приносившее, в принципе, вреда, трансформировалось в сочетание мздоимства и лихоимства. Мздоимством назывались совершённые за плату действия чиновника, не нарушавшие закон (обычно речь шла о его прямых обязанностях), это было естественным положением дел и никого не смущало. А вот лихоимством назывались незаконные действия, возможные благодаря статусу и спровоцированные посулом.
Иван III, первый «государь всея Руси», сделал много для ее государственного устройства. В том числе, при нем был создан первый Судебник (свод законов), где не обошли вниманием и взяточничество. Но российская практика не раз будет подтверждать, что одних законов было недостаточно. Стоит привести пример, описанный послом Сигизмундом Герберштейном, когда судья был обвинен в том, что, приняв дары от истца и ответчика, решил вопрос в пользу того, который дал больше. Не стесняясь, он признал это перед сами государем, заявив, что от, кому он оказал доверие – человек богатый и почтенный, а потому более достоин доверия, чем второй – бедный и презренный. Иван III же, как пишет Герберштейн, только посмеялся и отпустил его. Вывод посол делал неутешительный: «Хотя государь очень строг, тем не менее всякое правосудие продажно, причем почти открыто… возможно, причиной столь сильного корыстолюбия и бесчестности является сама бедность, и государь, зная, что подданные больны ею, закрывает глаза на их проступки и бесчестье, как на не подлежащие наказанию. У бедняков нет доступа к государю, а только к его советникам, да и то с большим трудом».
Несмотря на то, что, как при Иване III начала вырабатываться система концентрирования власти в руках царя, что в идеале позволяло контролировать чиновников на местах, лихоимство не удавалось искоренить. Особенно заметно рос произвол «сильных людей», когда слабела рука самодержца.
После смерти Василия III, его жена Елена Глинская была отравлена, а будущий грозный государь Иван еще был слишком мал, чтобы управлять страной, на Руси установилось недолговременное правление нескольких бояр, которых знаменитый историк XIX в. Карамзин очень остроумно назвал «олигархами». Боярский «олигархат» того времени пришелся российским жителям очень солоно. Например, в Пскове, наместники – бояре обдирали население незаконными налогами, требовали даров от богатых, бесплатной работы от бедных, сами вымышляли преступления и поощряли лживых доносителей.
Первым эффективным борцом с коррупцией на Руси можно считать Ивана IV Грозного. Летописи фиксировали, что при нем многие слуги государевы «от своего стяжания лишились живота и вотчин». Кстати, одной из главных причин введения на Руси опричнины, по признанию самого самодержца, была попытка справиться с тотальной коррупцией госаппарата. А в судебнике 1550 года появилось и наказание за взяточничество – смертная казнь. В хрониках сохранилась информация о первой российской казни за взятку, произошедшей в 1556 году. Казнили дьяка, который «гуся, нашпигованного монетами принял, слишком большой посул взяв». По царскому указу сначала ему отрубили ноги по колено, потом – руки по локоть. «Вкусно ли гусиное мясо?», - поинтересовался царь у воющей жертвы, а только потом лихоимцу отрубили голову. В середине XVI века он издал указ, по которому чиновнику было положено содержание из государственной казны, а бесконтрольный поток «приносов» от граждан объявлялся злом, наказуемым лишением жизни. Лучше всего о методах и успешности Грозного может сказать эта цитата, принадлежащая французскому дипломату Арнольду Шамю: «Московию не узнать – страх смерти изменил эту страну так, что наши купцы теперь не знают, как дела вести. Даже местные княжны подарков не берут, ибо каждый день мздоимцев прилюдно разрубают на куски прямо на городской площади». За 37 лет правления Иван публично казнил с особой жестокостью более 8 тысяч чиновников, что составляло примерно 34% от общего числа государственных служащих того времени.
Но следует отметить, что и принятыми Грозным мерами мздоимство уничтожить не удалось, а после смерти Ивана IV все вернулось на круги своя. Дошло до того, что в 1648 г. в Москве случился народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царем Алексеем Михайловичем были казнены два высокопоставленных коррупционера - глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов. Огромная власть доверенных лиц царя всегда толкала последних к соблазну злоупотреблять полномочиями. И эти пороки набрали силу на пороге Смуты - в последние годы царствования Бориса Годунова. Судьи отстаивали интересы богатых помещиков, желающих обманным путем заполучить свободных крестьян в рабство, а во время голода на места посылались царские проверяющие, чтобы забирать излишки хлеба, и за всевозможные подношения скрывали истинное положение дел у богачей.
Таким образом, некогда перенятый у Византии путь был на тот момент приемлемым, но далеко не лучшим для молодого и развивающегося государства Российского. Именно он положил начало традиции, наносящей огромный вред стране вот уже семь веков.
Тема возникновения и развития коррупции хорошо исследована и описана многими авторами. Тем не менее, остается интересной и актуальной для понимания процессов, происходящих в современном обществе. В статье сделана попытка обобщить, а также выделить на мой взгляд наиболее значимые моменты истории, оказавшие непосредственное влияние на развитие коррупции в России.
Литература
1. Борисов Н. С. Иван III. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 656 с.
2. Карамзин Н. А. История государства Российского. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.
3. Кон И. С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. – М.: Время, 2010 – 608 с.
4. Константинов А. Коррумпированная Россия. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 640 с.
5. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.
6. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. – М.: Книга, 1990. – 464 с.
7. Прыжков И. Г. История кабаков в России. – СПб.: ИД «Авалонъ», Издательский Дом «Азбука-классика», 2009. – 320 с.
8. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 480 с.
9. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 416 с.