KPI (от англ. «key performance indicators» - ключевые показатели эффективности) – представляет собой систему, которая применяется для достижения главных целей бизнеса, таких как привлечение и удержание клиентов, увеличение прибыли и снижение затрат, рост профессионализма. Опытным руководителям матрицы KPI являются отличным помощником в вопросах управления бизнеса на расстоянии. [1]
Использование KPI матрицы позволяет персоналу видеть результативность своей работы. Внедрение данной системы способствует тому, чтобы не результативных сотрудников сделать более эффективными. [2] Для оценки результата работы сотрудника проставляем его фактические оценки по всем KPI. Значения KPI измеряются в процентах. Для каждого показателя рассчитываем индекс KPI, показывающий в процентах уровень результата по отношению к разработанному плану:
Трактуется это просто: если индекс KPI составляет выше 100%, план по данному показателю перевыполнен, а если индекс KPI ниже 100%, то, соответственно, план не выполнен. Такой способ позволяет сравнивать результаты по разным показателям и рассчитывать общий коэффициент результативности по следующей формуле:
Коэффициент результативности, в свою очередь, показывает средневзвешенный результат работы сотрудника за прошедший период с учётом всех KPI и их весов. На практике матрицы KPI могут быть представлены в совершенно различных формах и иметь разное содержание. Одна из таких форм матрицы КРI представлена в таблице 1.
Таблица 1 |
||||||
Ключевые показатели |
Веса |
База (тыс.руб) |
Норма (тыс.руб) |
Цель (тыс.руб) |
Факт (тыс.руб) |
Индекс KPI, % |
Объём продаж |
0,3 |
100 |
500 |
800 |
600 |
125 |
Поступление денежных средств |
0,25 |
150 |
400 |
600 |
370 |
88 |
Просроченная дебиторская задолженность |
0,2 |
500 |
300 |
100 |
250 |
110 |
Удовлетворённость внутренних клиентов |
0,15 |
0 |
80 |
100 |
90 |
112,5 |
Командность в работе |
0,1 |
0 |
80 |
100 |
60 |
75 |
Коэффициент результативности |
105,9 |
Применение векторной алгебры в менеджменте рассмотрим на следующем примере:
Предприятие выпускает ежесуточно четыре вида изделий, основные производственно-экономические показатели которых показаны в таблице 2. Требуется определить следующие ежесуточные показатели: расход сырья S, затраты рабочего времени Т и стоимость Р выпускаемой продукции предприятия.
Таблица 2 |
||||
Вид изделия, № п/п |
Количество изделий, ед. |
Расход сырья, кг |
Норма времени изготовления, ч/изд. |
Цена изделия ден. ед./изд. |
1 |
20 |
5 |
10 |
30 |
2 |
50 |
2 |
5 |
15 |
3 |
30 |
7 |
15 |
45 |
4 |
40 |
4 |
8 |
20 |
Решение задачи.
По данным таблицы 2 составим четыре вектора, характеризующие весь производственный цикл:
=(20, 50, 30, 40)- вектор ассортимента,
=(5, 2, 7, 4) - вектор расхода сырья,
=(10, 5, 15, 8) - вектор затраты рабочего времени,
=(30, 15, 45, 20) -ценовой вектор b.
Таким образом, искомые величины будут представлять собой соответствующие скалярные произведения вектора ассортимента на три других вектора, то есть:
S= =100+100+210+160=570 кг.
T= =1220 ч.
P= =3500 ден.ед.
Можно сделать вывод о том, что в современной математике и ее приложениях векторы играют важную роль. Векторы так же широко применяются в теории относительности, в математической экономике и многих других разделах естествознания, не говоря уже о применении векторов в различных областях математики. [3]
Рассмотрим применение дифференциального исчисление в менеджменте на примере решения производственной задачи предприятия:
Менеджеру ОАО «Сигнал», который управляет двумя цехами, направленными на выпуск однотипной продукции, необходимо решить задачу: какое наибольшее число единиц продукции можно выпустить на обоих цехах при условии, что заработную плату на предстоящую неделю можно будет выплатить в размере 1450000 рублей. На втором цехе используется оборудование нового поколения, позволяющее за одинаковое время с первым цехом производить больше продукции, чем на первом. Если на первом цехе рабочие трудятся суммарно часов в неделю, то за это время они производят 2 единиц товара. А если рабочие второго цеха трудятся суммарно часов в неделю, то за это время они производят 5 единиц товара. На обоих цехах за каждый час работы платят 500 рублей.
Решить данную задачу можно с помощью дифференциального исчисления. Дифференциального исчисление – это один из разделов математического анализа, в котором рассматриваются понятия производной и способы их применения к исследованию функции. То есть решение подобной экономической задачи сводится к отысканию экстремального(максимального) значения некоторой функции. Точки, в которых функция принимает максимальные значения, находится с помощью производной. [4]
Пусть задана сложная функция . Производная этой функции будет равна производной данной функции по промежуточному аргументу и умноженной на производную самого промежуточного аргумента по независимой переменной, то есть .
Экстремальные значения функции представляют собой максимальные и минимальные значения. Эти значения находятся в критических точках функций. Поиск экстремумов функции состоит в том, чтобы найти производную заданной функции и, приравняв её к нулю, определить корни её уравнения.
Решение.
Пусть суммарное рабочее время за неделю на первом цехе равно , а на втором цехе часов. Тогда, в двух цехах произведут соответственно и единиц продукции, а суммарное количество будет (единиц продукции). Согласно условиям задачи, за эту работу надо выплатить 1450000 рублей, тогда получаем уравнение:
, отсюда
Таким образом,
.
Найдем производную данной функции:
Решив данное уравнение, получаем корни: . Точка является максимальным значением функции, так как именно в этой точке происходит переход значения с «+» на «—».
Теперь:
.
Ответ: 290 единиц продукции. Следовательно, было получено наибольшее число единиц продукции на обоих цехах при данном условии.
Список литературы
Жукова В.А., Гулай Т.А., Долгополова А.Ф. Решение экономических задач с помощью экономико-математических моделей: Сборник научных трудов / В.А, Жукова, Т.А. Гулай, А.Ф. Долгополова. – Ставрополь: 2018, с. 213
Копнова, Е.Д. Финансовая математика: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.Д. Копнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 413 c.
Красс, М.С. Математика в экономике: математические методы и модели: Учебник для бакалавров / М.С. Красс. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 541 c.
Гулай Т. А. Экономико-прикладные методы в электротехнике. / Т.А. Гулай , Р.А. Эюпов // Современные социально-экономические аспекты развития региональной экономики. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции молодых ученых. 2016. С. 103-107.