Перестройка и модернизация образования в России привела к увеличению количества учебно-методических комплексов. Поэтому вопрос преемственности в осуществлении математического образования школьников становится еще более актуальным. Проблема в плохом согласовании имеющихся комплектов математических учебников друг с другом.
Разумнее решать проблему преемственности в математическом образовании по отношению к наиболее существенным сторонам курса математики в школе.
Рассмотрим один из аспектов, который заключается в рассмотрении каждой изученной темы в взаимосвязи, дающей организовывать ознакомление каждой изучаемой темой и отталкиваясь от предыдущих, и ориентируясь на следующие темы.
Осуществление преемственности в школе подразумевает формирование требующихся связей между частями учебного предмета на всех этапах его изучения. Вместе с тем неприемлемо как чрезмерное повторение, приводящее к отсутствию динамики в. обучении, так и резкий продвижение вперед, не опираясь на раннее знакомый и изученный учениками материал.
В то же время преемственность в изучении математики в школе осуществляется не полностью. Учителя младших классов зачастую не знают специфику изучения математики в средней школе. Для реализации преемственности в обучении математике требуется, чтобы учитель начальных классов видел перспективы обучения математике, понимал средства получения учениками знаний, объективно оценивал понимание учащимся материала с опорой на требования, которые будут предъявлены школьнику в следующем периоде обучения.
Знания, которые приобретают дети в начальной школе, - есть основа успешного изучения математики в следующих классах. Задача учителя математики в средних классах заключается в введении содержащихся у учеников знаний в материал, который рассматривается на следующем этапе обучения, что позволяет углубить изученное ранее. Несоблюдение преемственных связей негативно отражается на процессе обучения. Если изучение пройденного материала не дает необходимый уровень ЗУН, а построение учебного процесса не обеспечивает учащемуся необходимые для усвоения способов познания условия, то это может стать причиной для формирования ситуаций, в которых ученик не сможет понимать снова включаемые понятия.
Принцип преемственности подразумевает как решение задач одного типа, так и решение задач нового типа, учитывая возрастные особенности учащихся.
В последнее время потребность использования принципа преемственности становится актуальным, исходя из следующих факторов:
Увеличение теоретического уровня обучения математике в начальных классах;
Образование многовариантных систем обучения, программ и комплектов учебников по математике для начальной школы;
Расширение развивающей функции математического образования в младшей школе;
Незначительным прогрессом в течении развивающего обучения и свежих технологий в методологии обучения математике в начальной школе;
Наличие большого выбора УМК по математике;
Из этого следует, что при подготовке и переподготовке учителей начального и среднего звеньев стоит обращать большее внимание на вопрос преемственности в обучении математике младших школьников.
В процессе актуализации знаний учителю необходимо использовать приемы устных вычислений, при в этом он также должен соблюдать преемственность.
Принцип единственного различия. При переходе от одного упражнения к другому сохраняются все элементы формы упражнений, кроме одного.
На подготовительном этапе ведется работа по актуализации базовых знаний учащихся по теме. Затем на первом уроке изучения алгоритмов письменных вычислений выводится полный алгоритм, выделяются его основные этапы. Закрепление этапов алгоритма происходит на последующих уроках на различном вычислительном материале. В этом случае учащиеся осваивают каждый пункт алгоритма и учатся применять его в каждом из конкретных случаев вычисления, что также способствует укреплению преемственных связей с изучением действий над десятичными дробями в 5-6 классах.
Выполняя подобные упражнения, учащиеся совершенствуют навыки вычислений, доводя их до автоматизма. Одновременно учащиеся закрепляют умения пользоваться свойствами арифметических действий, которые в начальной школе подаются им, как правила, а в 5-6 классах - как законы арифметических действий: сочетательный и переместительный для сложения и умножения, распределительный закон умножения относительно сложения. Учителю необходимо не просто посредством систем предлагаемых заданий вырабатывать у учащихся необходимые умения и навыки, но и ставить знак тождества между соответствующими правилами, изучаемыми в начальной школе, и законами арифметических действий, изучаемых в 5-6 классах.
Обучение ребёнка должно состоять в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Должно быть преобладание развивающей функции уроков математики. Только математике присуще такое соотношение между алгоритмическим и эвристическим путями поиска решения, которое заставляет сбалансировано работать оба полушария головного мозга ("искусство доказывать и искусство догадываться"). Вооружая школьника таким инструментом, как математическая модель мира, и научив им пользоваться, мы открываем перед ним панораму универсальных взаимозависимостей, которые приводят мир в состояние гармонии. "Из чего это следует?", "что из этого следует?", "от чего это зависит?" - ответы на такие вопросы формируют определённый стиль мышления, необходимый и будущему юристу, и будущему врачу. Систематические занятия математикой формируют такие качества мышления, которые не могут быть получены в результате каких-либо других упражнений. Необходимость удерживать в памяти большие массивы данных и нужную последовательность их обработки тренирует гибкость мышления, устойчивость внимания, умение его концентрировать. "Если поручить двум людям, один из которых - математик, выполнение любой незнакомой работы, то результат будет следующим: математик сделает её лучше" - можно не согласиться с этими словами Г. Штейнгауза, но, бесспорно, тот потенциал, который даёт ученику полноценная математическая подготовка, будет иметь прямое влияние на успех его профессиональной деятельности.