Эффективными средствами оживления интереса к изучению математики в начальных классах наряду с различными методами являются нестандартные уроки. Главным в нестандартных уроках является практическая работа, дидактическая игра, что сближает учебную деятельность с основным видом деятельности учащихся - игрой. Она переключает внимание детей на учебный процесс, на решение учебных задач. Также игра побуждает учащихся к выполнению математических упражнений, способствует приобретению более прочных сознательных знаний, умений и навыков. Такие уроки помогают учителю разнообразить работу, снимают напряжение от обычной учебной деятельности, переключают внимание школьников. Нестандартные уроки являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процесс, вызывают у учащихся живой интерес к процессу познания. На таких уроках дети преодолевают большие трудности и тренируют свои силы.
Нестандартные уроки – это импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, другие считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки увлекательно и разнообразно.
Каждый урок вносит свой особый, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Нестандартные уроки отличаются от обычных традиционных уроков дополнительным фантазийным элементом, способствующим пробуждению у детей интереса и стремления к мыслительной деятельности.Чаще такие уроки бывают обобщающими, закрепляющими, на них подводят итоги пройденного материала.
Большой объём работы представлен в игровой форме.
Учитель вправе делать поправки в проведении урока: вносить изменения, дополнения, сокращения. Когда предложен большой объём материала, учителю есть из чего выбрать и что с чем соединять для своего класса, учитывая уровень подготовки учащихся.
Творческий подход к построению и проведению урока поможет учителю пробудить фантазию учащихся, их желание работать и добиваться успехов.
Ведь недаром такие прекрасные слова сказал великий человек: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения. Надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». (А. Барбюс).
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные:
1. Уроки-соревнования
2.Уроки типа КВН
3.Театрализованные уроки
4.Компьютерные уроки
5.Уроки творчества
6. Уроки-конкурсы
7. Бинарные уроки
8. Уроки-обобщения
9. Уроки- путешествие.
10.Уроки-игры
11. Уроки-концерты
12. Уроки-диалоги
13. Уроки-конференции
14. Уроки семинары
15. Уроки-экскурсии
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, класс становится творческим и дружным. Уже само применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным.
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
Проводя стандартные будничные уроки можно применять нестандартные формы урока, чтобы повысить уровень познавательной активности, интерес к предмету, развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и др.), умение переключаться с одного вида деятельности на другой.