Информационно – коммуникативные технологии как средство повышения учебной мотивации детей 7-8 лет с задержкой психического развития. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Информационно – коммуникативные технологии как средство повышения учебной мотивации детей 7-8 лет с задержкой психического развития.

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Трудности обучения детей с задержкой психического развития нередко связаны с их мотивационной незрелостью. Однако в ряде работ внимание акцентируется на отсутствии «школьных интересов» у таких детей, незрелость учебных мотивов деятельности. Дети приходят в школу без надлежащего отношения к учебе, не выполняют требования учителя. Не интересуются учебными предметами, а сохраняют игровые интересы.

 Мотивационной готовности к обучению к школе у детей с ЗПР уделяется достаточное внимание, но большинство исследователей изучают интеллектуальную готовность (или неготовность, в зависимости от контекста) детей с задержками психического развития к школе. В своих исследованиях Л.Н. Белопольская выдвигает предположение о том, что при задержке психического развития не происходит смены ведущей деятельности с игровой на учебную. Автор отмечает, что у детей с ЗПР учебная мотивация оказывалась малоэффективной. Положительное эмоциональное отношение у ребенка вызывало предложение задания в игровой форме, при этом объем выполненной работы в 1.5-2 раза превышал объем работы, выполненной на оценку. Таким образом, у детей с ЗПР игровой мотив более выражен, нежели учебный.

Для повышения учебной мотивации и познавательной активности учащихся с ЗПР в коррекционной школе используется весь арсенал средств организации и осуществления процесса обучения — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, разнообразные, как традиционные и нетрадиционные технологии.

На сегодняшний день наиболее эффективными средствами обучения в классно - урочной системе широко используются информационно-коммуникативные технологии.

В начальной школе невозможно провести урок без применения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Дети с ЗПР имеют отставание в развитии всех форм мышления, более низкий уровень восприятия, неустойчивость внимания, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Показателями выраженности учебной мотивации и познавательной активности с использованием ИКТ являются:

- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

- целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

- степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: 1. создание презентаций к урокам;

2. работа с ресурсами Интернет;

3. использование готовых обучающих программ.

4. цифровые образовательные ресурсы

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать всем нам известное создание мультимедийных презентаций. Мультимедийная презентация Power Point - классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.

Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие плюсы [2]:

- осуществление полисенсорного восприятия материала, что дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного - проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю: наглядно представлять материал ученику; сопровождать процесс объяснения нового материала показом; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Следующая форма применения ИКТ это использование электронных образовательных ресурсов. С введением контрольно-измерительных материалов в виде тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой детей в перспективе к экзаменам. В своей работе использую следующие готовые программные продукты (тренажеры): Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс» - Москва, «Просвещение» 2013г. Электронные приложения к учебнику М.И. Моро Также используется в образовательном процессе различные интернет-ресурсы [1]. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет в повышении учебной мотивации детей с ЗПР : 1. Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);

2. Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;

3. Дает возможности для профессионального роста;

4. Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

5. Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Еще одно форма ИКТ это Документ-камера [3]. Документ-камеры - это особый класс устройств, предназначенных для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже препаратов с микроскопа на телевизор, монитор или через видеопроектор на большой экран. Ведь довольно типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.

Какие же её свойства и качества так привлекают учителя и учащихся? Первое и, наверное, основное – её технические возможности.

Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Причём, если под изображениями понимать двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки, то объекты – это трёхмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Использование ИКТ на уроках в школе в целях повышения качества знания и мотивации помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ на уроках с детьми в коррекционной школе: расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; особенностью повышения учебной мотивации и качества успеваемости посредством применения информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Список литературы

1. Использование ИКТ на уроках в начальной школе// http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/24/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole

2. Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)//http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/22/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole-umk-shkola

3. Кудымова И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 123-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8756/

4. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.

Просмотров работы: 59