Российская школа в последние годы претерпевает процесс системных преобразований. Основным элементом изменений является принятие в 2009 постановления о проведении процедуры Единого государственного экзамена. В настоящее время ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе (с возможностью повторной сдачи в последующие годы) и основной формой вступительных экзаменов в вузы. ЕГЭ - это своеобразная проверка знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психолого-педагогическая поддержка старшеклассников является одной из актуальных проблем современной практической психологии. Период подготовки к ЕГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения и направлен на достижение поставленной цели – успешной сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. В свою очередь, период подготовки к ЕГЭ характеризуется повышенным уровнем тревоги, что приводит к дезорганизации деятельности старшеклассников, снижению концентрации внимания, работоспособности. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Что подтверждает актуальность нашего научного исследования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену.
Для решения поставленных задач, нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Статистическая обработка материалов исследования осуществлялась с помощью программы STATISTICA for Windows (версия 13. 0).
Были использованы следующие частные методики:
1. «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в старших классах школы» (Ч.Д.Спилберг, А.Д. Андреева) для исследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению старшеклассников.
2. «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова) оценки уровня стрессоустойчивости старшеклассников.
3. «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана) для определения уровня волевой саморегуляции.
4. «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» для диагностики эмоциональной и личностной сфер старшеклассников.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СШ № 7», города Майкопа, Республики Адыгея. В исследовании приняли участие 52 ученика 11-х классов в возрасте 16 - 17 лет, которых разделили на две группы:
1 группа: 27 учащийся из 11 «А» класса, которые участвовали в программе психолого-педагогической поддержки старшеклассников в процессе подготовки к Единому государственному экзамену, из них 11 мальчиков и 17 девочек.
II группа: 25 учащихся из 11 «Б» класса, которые стали контрольной группой и не принимали участие в программе сопровождения, из них 12 мальчиков и 13 девочек.
На основе анализа анкетных данных, мы выявили, что, большинство старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ только при мысли о предстоящих экзаменах испытывают чувство дискомфорта, которое сопровождается страхом, повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, в моменты волнения они рассчитывают на поддержку со стороны окружающих: сверстников, родителей и учителей.
При проведении диагностического исследования, выяснилось, что большинство старших школьников обеих групп имеют низкий уровень мотивации учения с переживанием «школьной скуки» и отрицательным эмоциональным отношением к учению, у них низкий уровень стрессоустойчивости со сниженной самооценкой способностей и возможностей в преодолении стрессовых ситуаций, к которым можно отнести период подготовки к ЕГЭ. Старшеклассники в период подготовки к ЕГЭ обладают низким уровнем общей волевой саморегуляции, который указывает на снижение волевых процессов, настойчивости и самообладания, что характеризует их как лиц чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, обидчивых и неуверенных в себе, со склонностью к спонтанным и импульсивным поведенческим реакциям, на неблагоприятном уровне у них находятся показатели самооценки, общей активности и настроения.
Для знакомства старшеклассников с особенностями процедуры ЕГЭ и повышения мотивации к положительным результатам; ознакомления с навыками самоконтроля с опорой на внутренние резервы; научения основным способам снижения тревоги в стрессовой ситуации, развития уверенности в себе и в своих силах, нами была разработана и апробирована специальная психокоррекционная программа «Психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ».
Основной целью программы является психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в период подготовки к Единому государственному экзамену. В психологической коррекционной программе приняли участие учащиеся 1 группы в количестве 27 человек. Группой контроля стали старшеклассники из второй группы.
Для выявления эффективности разработанной программы нами было проведено повторное диагностическое исследование старшеклассников.
После проведения психологической программы психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ в экспериментальной группе были отмечены следующие изменения: у старшеклассников улучшилось настроение, повысились самооценка и уровень общей активности, онистали более спокойные, реалистичные в отношении к жизни и лучше приспособленные к условиям экзаменационного стресса, повысилась стрессоустойчивость, их отличает более высокий самоконтроль, по сравнению с контрольной группой.
Данные, полученные в результате экспериментального исследования старшеклассников, позволили разработать рекомендации для родителей и учителей, направленные на поддержку и помощь старшеклассникам в период подготовки к ЕГЭ.