Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в процессе подготовки к Единому государственному экзамену - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в процессе подготовки к Единому государственному экзамену

Шахбулатова П.М. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская школа в последние годы претерпевает процесс системных преобразований. Основным элементом изменений является принятие в 2009 постановления о проведении процедуры Единого государственного экзамена. В настоящее время ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе (с возможностью повторной сдачи в последующие годы) и основной формой вступительных экзаменов в вузы. ЕГЭ - это своеобразная проверка знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психолого-педагогическая поддержка старшеклассников является одной из актуальных проблем современной практической психологии. Период подготовки к ЕГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения и направлен на достижение поставленной цели – успешной сдачи ЕГЭ и поступления в ВУЗ. В свою очередь, период подготовки к ЕГЭ характеризуется повышенным уровнем тревоги, что приводит к дезорганизации деятельности старшеклассников, снижению концентрации внимания, работоспособности. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ. Что подтверждает актуальность нашего научного исследования.

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать программу психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену.

Для решения поставленных задач, нами использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Статистическая обработка материалов исследования осуществлялась с помощью программы STATISTICA for Windows (версия 13. 0).

Были использованы следующие частные методики:

1. «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в старших классах школы» (Ч.Д.Спилберг, А.Д. Андреева) для исследования мотивации учения и эмоционального отношения к учению старшеклассников.

2. «Тест на самооценку стрессоустойчивости личности» (Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова) оценки уровня стрессоустойчивости старшеклассников.

3. «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана) для определения уровня волевой саморегуляции.

4. «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» для диагностики эмоциональной и личностной сфер старшеклассников.

Исследование проводилось на базе МБОУ «СШ № 7», города Майкопа, Республики Адыгея. В исследовании приняли участие 52 ученика 11-х классов в возрасте 16 - 17 лет, которых разделили на две группы:

1 группа: 27 учащийся из 11 «А» класса, которые участвовали в программе психолого-педагогической поддержки старшеклассников в процессе подготовки к Единому государственному экзамену, из них 11 мальчиков и 17 девочек.

II группа: 25 учащихся из 11 «Б» класса, которые стали контрольной группой и не принимали участие в программе сопровождения, из них 12 мальчиков и 13 девочек.

На основе анализа анкетных данных, мы выявили, что, большинство старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ только при мысли о предстоящих экзаменах испытывают чувство дискомфорта, которое сопровождается страхом, повышенным уровнем тревожности, неуверенностью в себе, в моменты волнения они рассчитывают на поддержку со стороны окружающих: сверстников, родителей и учителей.

При проведении диагностического исследования, выяснилось, что большинство старших школьников обеих групп имеют низкий уровень мотивации учения с переживанием «школьной скуки» и отрицательным эмоциональным отношением к учению, у них низкий уровень стрессоустойчивости со сниженной самооценкой способностей и возможностей в преодолении стрессовых ситуаций, к которым можно отнести период подготовки к ЕГЭ. Старшеклассники в период подготовки к ЕГЭ обладают низким уровнем общей волевой саморегуляции, который указывает на снижение волевых процессов, настойчивости и самообладания, что характеризует их как лиц чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, обидчивых и неуверенных в себе, со склонностью к спонтанным и импульсивным поведенческим реакциям, на неблагоприятном уровне у них находятся показатели самооценки, общей активности и настроения.

Для знакомства старшеклассников с особенностями процедуры ЕГЭ и повышения мотивации к положительным результатам; ознакомления с навыками самоконтроля с опорой на внутренние резервы; научения основным способам снижения тревоги в стрессовой ситуации, развития уверенности в себе и в своих силах, нами была разработана и апробирована специальная психокоррекционная программа «Психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ».

Основной целью программы является психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в период подготовки к Единому государственному экзамену. В психологической коррекционной программе приняли участие учащиеся 1 группы в количестве 27 человек. Группой контроля стали старшеклассники из второй группы.

Для выявления эффективности разработанной программы нами было проведено повторное диагностическое исследование старшеклассников.

После проведения психологической программы психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ в экспериментальной группе были отмечены следующие изменения: у старшеклассников улучшилось настроение, повысились самооценка и уровень общей активности, онистали более спокойные, реалистичные в отношении к жизни и лучше приспособленные к условиям экзаменационного стресса, повысилась стрессоустойчивость, их отличает более высокий самоконтроль, по сравнению с контрольной группой.

Данные, полученные в результате экспериментального исследования старшеклассников, позволили разработать рекомендации для родителей и учителей, направленные на поддержку и помощь старшеклассникам в период подготовки к ЕГЭ.

Просмотров работы: 31