Профессиональное самоопределение и особенности этого процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Профессиональное самоопределение и особенности этого процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Дзеукожева А.А. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение.

Для обучающихся с ОВЗ профессиональное самоопределение длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.

В современных условиях образование имеет особое значение на пути профессионального становления личности. Выбор будущей профессии является одним из первых самостоятельных шагов молодого человека в условиях высокой личной и социальной значимости. Рациональное профессиональное самоопределение, с одной стороны, эффективным образом способствует социализации человека в обществе, а с другой – адекватному развитию профессиональной сферы самого общества.

В настоящее время одной из задач, которая стоит перед системой образования, является создание условий для обеспечения доступности и качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

Образование для инвалида выполняет важную роль, и это, прежде всего, может являться средством его социальной реабилитации и интеграции с социальной средой.

Наиболее эффективным направлением концепции социальной политики государств в отношении инвалидов, как указано в Стандартных правилах ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов, является их реабилитация. Это констатируют и другие нормативные акты: Конвенция ООН о правах инвалидов, Законы «Об образовании в РФ», «О социальной защите инвалидов в РФ» и др. Реабилитация направлена на восстановление и компенсацию нарушенных или утраченных способностей инвалидов к выполнению общественной, профессиональной и бытовой деятельности в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями.

Рассмотрение проблемы исследования по существу требует определиться с ключевыми понятиями. Процесс профессионального самоопределения, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, является составляющей частью процесса профессиональной ориентации и не может изучаться отдельно, независимо от него.

В формировании педагогической концепции профессиональной ориентации можно выделить следующие направления:

1. Определение содержания, форм, методов профессиональной ориентации.

2. Решение вопросов включения профессиональной ориентации в образовательный процесс школы.

3. Выделение и обоснование компонентов профессиональной ориентации.

4. Теоретико-методологическое обоснование профессиональной ориентации как научно-педагогической проблемы.

Целью профессионального самоопределения является реализация потребности в своем самоопределении на основе имеющихся способностей.

Результатом профессионального самоопределения является самостоятельный (самостоятельное решение о выборе профессии, корректировка первичного выбора профессии, самостоятельное принятие решения о выборе пути и форме профобразования); осознанный (знание состояния своего здоровья, своих способностей - образовательных, социальных, материальных и т.д. возможностей в освоении профессии, личностного смысла выбора профессии, путей и содержания своего профессионального самоопределения); адекватный (в соответствии с состоянием здоровья, возможностями и задатками, личностной профессиональной направленностью и личным планом построения профессиональной и социальной карьеры) выбор оптимального профессионального вида деятельности.

Отмечается, что зонами риска для инвалидов и лиц с ОВЗ в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих профориентационных возможностей. Это проявляется в переоценке собственной личности, своих склонностей и способностей и может привести к дальнейшему ухудшению здоровья.

Рациональное профессиональное самоопределение является одним из главных этапов социально-трудовой реабилитации инвалидов. Ее содержание, формы и методы определяются исходной теоретической концепцией, где ведущее место занимает проблема профессиональной пригодности. В традиционном понимании под профессиональной пригодностью имеется в виду наличие у человека профессионально важных свойств и качеств, обеспечивающих успешный труд в той или иной профессии.

Требования со стороны профессии должны соответствовать возможностям человека, в ином случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач – уход от проблем, их игнорирование и т.д.

В связи с этим, профессиональное самоопределение инвалидов или лиц с ОВЗ мы трактуем как активную сознательную целенаправленную деятельность личности по определению своих профориентационных возможностей, поиску и выбору поля будущей профессиональной деятельности, самореабилитации, самокоррекции, самокомпенсации своих возможностей в процессе реализации профессиональных жизненных планов с учетом ограничений своего здоровья. При уточнении данного понятия нами был сделан акцент на усиление роли личностного фактора (сознательности) процесса профессионального самоопределения инвалида и лиц с ОВЗ, так как для него в ситуации выбора профессии особенное значение имеет высокая степень личной осознанности в оценке состояния своего здоровья, способностей и возможностей, в выборе адекватного профессионального пути и формы профобразования.

При рассмотрении вопросов развития теоретических и научных основ профессионального самоопределения, общественно-политической, социальной и экономической значимости данной проблемы для государства и общества, можно прийти к выводу о том, что помощь в профессиональном самоопределении (профориентационная помощь) инвалидов и лиц с ОВЗ должна быть выстроена в соответствии с психофизиологическими особенностями личности, и что выявление и развитие профессиональных наклонностей должно быть грамотным и своевременным. Профориентационная помощь понимается как способствование развитию субъекта в профессиональном и личностном самоопределении

Работа по профориентации направлена на поиск выпускником своего места в жизни, осознание им собственных способностей и возможностей. Выпускники школы-интерната склонны к иждивенчеству и безынициативности. Поэтому важно в профессиональной деятельности готовить их не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой он войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Безусловно, выбор профессии остаётся за воспитанниками, однако школа-интернат, центр должны способствовать тому, чтобы этот выбор был сделан правильно.

Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании и применении специальных педагогических условий, способствующих формированию готовности инвалидов и лиц с ОВЗ профессиональному самоопределению на этапе, предшествующему вузовскому обучению, а именно – в период довузовской подготовки.

Просмотров работы: 529