Стимулирование экспорта государством при реализации национальных интересов стран на макроуровне - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Стимулирование экспорта государством при реализации национальных интересов стран на макроуровне

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной торговой практике стран наработан достаточно диверсифицированный инструментарий финансовых методов государственной торговой политики, который используется для стимулирования экспорта. И значительное внимание, уделяемое правительством зарубежных стран вопросам стимулирования экспортной деятельности, обусловлено не только потребностями внутреннего развития национальных экономик, но и глобализацией мировой экономики, а именно необходимостью учета в стратегиях экономического развития стран таких процессов, как структурные сдвиги в мировой торговле, финансовая глобализация, техноглобализм, динамизация конкурентной среды [1, c.44].

Практически все страны мира на макро- и мезоуровне активно стимулируют экспортную деятельность отечественных субъектов, применяя такие инструменты, как экспортное кредитование, экспортные субсидии, страхование экспортных кредитов и демпинг [2, c.217].

Так, под экспортным кредитованиемпонимают предоставление иностранным фирмам или государствам кредитов предприятиями-экспортерами, банками и правительством для закупки товаров в стране-кредиторе на разный срок. Обычно экспортные кредиты предоставляются под государственные гарантии с целью устранения экспортных рисков, не охваченных коммерческим страхованием, и предусматривают мероприятия по:

- кредитование национальных экспортеров государственными банками по льготным ставкам кредитования ниже рыночных;

- государственные кредиты иностранным импортерам при условии соблюдения ими обязательств покупать товары только у фирм страны;

- страхование коммерческих и политических экспортных рисков национальных экспортеров.

Следующим видом стимулирования экспортной деятельности отечественных субъектов хозяйствования является субсидированиеэкспорта. Под ним понимают финансовое стимулирование экспорта за бюджетные средства в форме выплат фирмам-экспортерам, льготного или бесплатного предоставления им товаров и услуг, налоговых льгот и низкопроцентных займов, а также организацию государственными представительствами за рубежом рекламы и сбора коммерческой информации.

Мировая практика показывает, что высокая эффективность экспортных операций в более чем 70 странах мира обеспечивается сегодня на основе государственной поддержки финансирования и страхования экспортных операций. Ключевым институтом такой поддержки является Экспортные кредитные агентства или ЭКА (Export Credit Agencies - EСA). Они представляют собой страховые агентства, банки или департаменты министерств, реализующих государственную политику поддержки экспорта посредством страхования экспортных политических и коммерческих рисков и предоставления гарантий с целью обеспечения конкурентоспособных условий продвижения продукции (услуг) своих фирм на международные рынки и стимулируют и обеспечивают гарантии инвестиций за границу [6, c.40].

На сегодняшний день ЭКА функционируют практически во всех развитых странах мира. Главные преимущества экспортеров от финансирования и страхования их деятельности банковскими учреждениями при наличии гарантий ЕСА [3, c.034]:

возможность предложить покупателям конкурентоспособные условия оплаты;

получение защиты от имущественного и финансового рисков;

урегулирования вопросов залога с помощью возможного страхования залогового имущества;

повышение требований к финансовому состоянию импортера (это реально благодаря дополнительной проверке финансового состояния импортера для получения страховых гарантий);

мониторинг возможных рисков неплатежа на внешних рынках страховиком.

Преимущества экспортного страхования:

увеличение количества потребителей продуктов страхования благодаря возможности привлекать клиентов банка;

расширение ассортимента предлагаемых услуг.

Ведь получения страховой организацией возможности работать с банковскими клиентами предполагает необходимость предложения новых видов продуктов, удовлетворяющие специфические потребности страхователя.

Кроме того, одним из методов субсидирования экспорта является демпинг (искусственное занижение цен на товары и услуги на внешних рынках с целью ослабления позиций или вытеснения конкурентов). В международной практике демпинг квалифицируется как продажа товара или услуги по ценам ниже цен на внутреннем рынке или от мировых цен. С целью компенсации убытков, которые несут фирмы на внешних рынках от торговли по демпинговым ценам, продажа товаров на внутреннем рынке осуществляется по более высоким ценам. Кроме того, потери от демпинга могут покрываться также и за счет государственных субсидий для стимулирования экспорта, льготных кредитов [5, c.103].

Исследование государственного стимулирования экспорта в странах мира показало, что почти всем странам присуще наличие отдельной институции, занимающейся регулированием экспортной деятельности в стране (табл. 1).

Таблица 1

Международный опыт стимулирования экспорта

Страны

Субъект регулирования

Инструменты

США

Экспортно-импортный банк

прямое кредитование, страхование кредитов и другие программы страхования

Ассоциация по торговле и развитию

техническая помощь, специализированные исследования, исследования возможностей, ориентаций ни визиты, гранты на тренинги и конференции

Япония

Японское правительство

налоги: специальные отчисления из экспортных поступлений, возвращение импортной пошлины экспортерам; финансирования, стимулировало экспорт: меры по снижению стоимости экспорта перед отправкой, создание японского банка экспортно-импортных операций; благоприятный валютный курс; экспортные конкурсы; кредитования

Австра-лия

Австралийская корпорация финансирования и страхования экспорта

страхования средне- и долгосрочных рисков и финансовые услуги австралийским компаниям, которые прямо или косвенно работают на экспорт, способствует финансированию экспорта банковскими учреждениями, а также занимается консультационной деятельностью в сфере экспорта; страховании политических и коммерческих рисков

Мексика

финансовое учреждение «Банкомекст»

экспортные кредиты и гарантии

Таиланд

Тайский департамент поддержки экспорта

информирования; программы продвижения национального бренда

Германия

Федеральное министерство экономики и технологий

координация деятельности по содействию экспорта всех федеральных учреждений; программы по содействию экспорта для малых и средних предприятий и т.д.

Федеральное Министерство иностранных дел

развитие имиджа страны; исследования политического и экономического среды

Немецкие торговые палаты

маркетинговые исследования; развитие имиджа страны; исследования политического и экономического среды; услуги по поддержке экспорта

Источник: составлено автором на основании Матягина Т.В., Нуриева Д.Р. Мировой опыт государственной поддержки экспорта и возможность его использования в России // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017. - С. 248

Рассмотренные политики стимулирования экспорта имеют определенные общие черты: предоставление финансовой помощи (кредитов, грантов), информирование, исследования рынка. Однако необходимо отметить, что каждый вид услуг требует особого внимания и индивидуального подхода к разработке инструментов стимулирования экспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барков Н.А. Стимулирование экспорта как метод поддержки национальной экономики // В сборнике: Проблемы глобальной экономики к двадцатилетию образования ВТО. Москва, 2016. - С. 44-49

Горбушина С.Г., Евдокимов К.С. Стимулирование экспорта: условия, институты, инструменты // В сборнике: Экономическая теория и хозяйственная практика: глобальные вызовы Материалы международной конференции "Эволюция международной торговой системы: проблемы и перспективы", 2016. - С. 217-224

Коренькова В.И. Государственное стимулирование экспорта как условие роста экономического потенциала стран // Современный научный вестник, 2017. - Т. 2. - № -2. - С. 034-036

Матягина Т.В., Нуриева Д.Р. Мировой опыт государственной поддержки экспорта и возможность его использования в России // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции: в 3 частях, 2017. - С. 248-252

Мухин Н.Ю. Стратегии импортозамещения и стимулирования экспорта в экономической политике зарубежных государств // Российский внешнеэкономический вестник, 2016. - № 2. - С. 103-112

Оганисян Г.О. Механизмы стимулирования экспортной деятельности // Проблемы экономики и юридической практики, 2017. - № 4. - С. 39-41

Журавлева Екатерина Михайловна, магистрант, РГСУ, katerinka-zhuravleva@yandex.ru

Просмотров работы: 26