Использования метода наблюдения на уроках окружающего мира в начальных классах. - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Использования метода наблюдения на уроках окружающего мира в начальных классах.

Размазина О.Е. 1
1Шадринский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В научном познании используются самые разнообразные методы получения достоверных сведений о предмете изучения. Понятие «метод» понимается как система предписаний, требований, благодаря которым решается конкретная практическая или научная (теоретическая) задача.

Одним из устаревших методов, считается наблюдение. Данный метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего. Основной исследовательский метод в рамках академической психологии детства является наблюдение.

Истоки метода наблюдения в России восходят к началу 20 века. Метод наблюдения воспринимается как, метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений в естественных или лабораторных условиях.

Понятие «наблюдение», как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика.

Наблюдение — непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Наблюдать предметы и явления можно в самой природе или в помещении.

Активную форму чувственного познания демонстрирует такой метод обучения, как наблюдение. Чаще всего метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла.

Под методикой наблюдения обычно понимается социально определенная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств создания и обработки практических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач.

Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото, аудио и видеоаппаратура, карты наблюдения).

Обучающиеся могут наблюдать как самостоятельно, так и под руководством учителя. Конкретное содержание наблюдений устанавливание учитель обуславливаемых климатических условий того населенного пункта, где находится школа, и от времени года. Ориентировочное содержание наблюдений предоставляется в методических рекомендациях к ним.

Важнейшим источником знаний об окружающем мире, является наблюдение. Наблюдение дает основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому метод наблюдения является важным средством развития мышления детей.

Важным требованием из тех, которые предъявляются к наблюдениям, являются их конкретность и систематичность. Учитель определяет формы наблюдений, организует их. Прежде всего, это экскурсии и практические работы по исследованию предметов окружающего мира на уроках в классе. Однако запас наблюдений, сделанных в учебное время, недостаточен для формирования естественнонаучных знаний. Поэтому учащиеся ведут наблюдения еще и во внеурочное время, самостоятельно.

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и негативные стороны.

Первые попытки внедрения метода наблюдения в обучение отмечаются еще в античности. Знаменитые беседы Сократа являются тому примером. Но эти попытки носили отрывочный, единичный характер.

Только с началом нового времени об этом заговорили всерьез. Первым вопрос о сочетании теоретических и практических методов в обучении поставил Я.А. Коменский. Он говорил, что любое познание должно основываться на изучении близких и понятных детям объектов. «Нужно учить так», - говорил он, - «чтобы люди приобретали знания не из книг, но знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах».

В России с развитием образования, вопрос о сочетании теоретических и практических навыков и их влиянии на развитие учащихся поднимался многими учеными и педагогами.

Так, великий русский ученый М.В. Ломоносом так же отводил важную роль практическим знаниям, считая их основными методами в обучении. Он говорил, что теория должна вытекать из наблюдений, а теория в свою очередь должна их исправлять. Следует так же отметить, что Михаил Васильевич считал необходимым более широкое и систематическое использование индивидуальных исследовательских работ, так как они, по его мнению, способствуют активизации познавательной активности детей, а, следовательно, являются источником развития у них критического мышления.

Основатель методики окружающего мира и автор первого русского учебника «Начертание естественной истории» В. Ф. Зуев в предисловии к нему обращался к учителям с рекомендацией опираться при изучении объектов и явлений природы на чувственное восприятие детей. В своих работах он говорил о необходимости давать им большую самостоятельность в познании мира и шире использовать окружающую детей действительность, не пренебрегать экскурсиями на родную детям природу.

К.Д. Ушинский считал наблюдение необходимой основой для развития способности самостоятельно думать. Он говорил о том, что только активное вовлечение детей в изучаемые процессы может сделать их непосредственными добытчиками знаний, а значит сделать получаемые знания прочными и значимыми. Он писал: «следует предварительно приучить детей отыскивать, перечислять и излагать в порядке признаки предметов, находящихся у них пред глазами, потом сравнивать между собой несколько знакомых уже им предметов, находя между ними сходство и различие...».

Начиная с XVII века, многие ученые и педагоги ставили развитие способностей детей к наблюдению на ведущие позиции. Они настаивали на неразрывной связи теории и систематического использования исследовательских работ, как единственно возможном средстве всестороннего развития учащихся через обучение, повышения качества знаний и развитию способностей, лежащих в основе дальнейшего развития детей.

Во второй половине XX века проблеме развития практической составляющей обучения окружающего мира и в частности роли наблюдений в начальной школе посвящали свои работы:

А.А. Перротте, разработала учебные коллекции для начальной школы и методические пособия для работы с ними; С.А. Павлович, освещал вопросы грамотного оснащения уроков окружающего мира различными пособиями, а так же возможности создания пособий самими учащимися; Е.А. Валерьяновой создано множество наглядных пособий для учащихся с 1 по 4 классы (дневники наблюдений, диафильмы, кинофильмы), под ее руководством проводились семинары и курсы для учителей в ходе которых подчеркивалась значимость наглядных методов обучения.

Наблюдения позволяют одновременно развивать у учащихся таки навыки как:

описывать предмет по плану;

умения сравнивать и выделять главное;

умения задавать вопросы, ставить перед собой проблему;

составлять планы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям и явлениям;

проявлять самостоятельность и активность.

Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторений и упражнений, которые могут быть организованы в разнообразных играх через специальные приемы. Эти приемы даются детям одновременно с сообщением заданий для наблюдений. Полезно периодически напоминать о них до тех пор, пока ребенок не привыкнет концентрировать внимание только на том, что ему нужно видеть (слышать, осязать) для достижения поставленной цели.

Таким образом, наблюдение относится к основному и самому древнему методу познания окружающей среды, в его основе лежит преднамеренное и целенаправленное, предварительно организованное восприятие объектов с помощью органов чувств. Наблюдение характеризуется как эмпирический метод познания. Во время исследования наблюдатель не должен изменять естественный ход событий. Наблюдение как всякий научный метод имеет ряд преимуществ и недостатков. Плюсами данного метода является простота выполнения, его доступность. Но при этом метод наблюдения субъективен.

Список использованной литературы:

1. Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / [Текст]: Ю.А. Барышева Начальная школа. – 2011. – No7. – С. 36-40.

2. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания /Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»./ [Текст]: Е.В. Григорьева – М.: ВЛАДОС, 2008. – 253 с.

3. Тимошкина Н. В. Использование компьютерных технологий при изучении природы родного края / [Текст]: Н.В. Тимошкина /Начальная школа. – 2009. – No 3. – С. 92-95.

4. Тимошкина Н.В. Педагогические основы совершенствования экологической подготовки учителей начальной школы в условиях университета: / [Текст]: Н.В. Тимошкина Владикавказ, 1997.

5. Тимошкина Н.В. Решение познавательных задач на уроках окружающего мира/[Текст]: Н.В. Тимошкина /Начальная школа. – 2010. – No 1. – С. 71-76.

Просмотров работы: 961