Совершенствование внешнеэкономической стратегии регионов России в условиях новых геополитических вызовов - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Совершенствование внешнеэкономической стратегии регионов России в условиях новых геополитических вызовов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время наблюдается все большее влияние политизации на мировую экономику. Политические факторы превалируют над экономическими во влиянии на мировые рынки. Международные отношения выступают новой формой рыночной конкуренции. Обоснованием интеграции политических процессов в экономическую сферу является глобализация. Процесс объединения и унификации мировой экономики охватывает различные субъекты государственного устройства, в том числе субфедеральные образования различных стран.

Перечисленные тенденции также свойственны и для Российской Федерации. Так роль отечественных регионов во внешнеэкономических отношениях возрастает [2]. Субъекты Федерации оказывают влияние на развитие и осуществление внешнеполитического курса страны, содействуют в вовлечении российской экономики в мировое хозяйство. Барьерами к ведению хозяйственной деятельности выступают политические ограничения со стороны иностранных государств.

Актуальность работы заключается в совершенствовании внешнеэкономической деятельности регионов России в условиях новых геополитических вызовов. Элементом актуальности темы является необходимость поиска путей развития двустороннего диалога и межрегиональных взаимодействий в условиях санкционного давления [6].

На современном этапе, происходит интенсификация процесса вовлечения субъектов Федерации во внешнеторговую деятельность. В этом контексте необходимо отметить, что осуществление внешнеэкономической деятельности субъектом Российской Федерации является конституционным правом, закрепленным в ст. 72 п. 1 Конституции РФ, в соответствии с которой«в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации» [1].

Целью реализации деятельности региональных хозяйствующих субъектов является максимизация прибыли от внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Разница между общими доходами и общими издержками производства зачастую становится приоритетней, чем реализация целей, поставленных государственной экономической политикой. В виду этого появляется необходимость координации деятельности государства и бизнеса, при котором будут удовлетворяться национальные потребности. Таким образом, для ведения успешной внешнеэкономической политики (далее - ВЭП) необходимо установить баланс между реализацией стратегии экономического развития и хозяйственного потенциала экспортно-импортной деятельности регионов [3].

Процесс глобализации диктует необходимость такого ведения ВЭП при котором будет сохраняться благоприятный политический климат при возрастающем вовлечение России в мировую экономику. Стратегии ВЭП применяются как в масштабах всей страны, так и на субфедеральном уровне, т.е. во внешнеторговой деятельности (далее - ВТД) регионов по отношению к зарубежным странам и регионам соответственно.

В условиях глобализации нивелируются различия между экономическим и политическим влиянием на ВЭД. Наблюдается тенденция к большей политизации экономики. Взаимоотношения стран становятся новым видом конкуренции на мировой экономической арене. Государства, определяющие повестку дня на международной арене, вмешательством в экономику других стран, определяют ход борьбы за наиболее выгодные позиции на мировом рынке. Примером таких интервенций служит применение торговых санкций, ограничивающих объем внешней торговли [4].

Эскалация международных конфликтов затронула и экономику России. В сентябре 2014 года США и их союзники ввели ряд экономических ограничений по отношению к России в виду обострения разногласий между нашими странами на геополитической арене. На рисунке 1 отображена динамика внешней торговли России в 2013 году и период до 2016 года, с учетом введения экономических санкций.

Рис. 1.Внешняя торговля России в 2013-2016 гг., в млрд. долл. США

Источник: составлено автором на основании данных Федеральной таможенной службы РФ Режим доступа: http://www.customs.ru

Из рисунка видно, что максимальный внешнеторговый оборот был достигнут в 2013 году и составил соответственно 841,3 млрд. долл. США, в последующие периоды наблюдается регрессирующая динамика внешней торговли в России, обусловленная экономическими ограничениями.

Торговые ограничения зарубежных государств не являются единственной причиной снижения объема валового национального продукта (далее - ВНП) и объемов внешней торговли Российской Федерации и ее регионов. Отечественная экономика нуждается в диверсификации и оптимизации ее технологической основы, так как проблемы в развитии отечественной экономики наблюдались уже до введения нетарифных барьеров, затрудняющих функционирование финансово-экономической системы.

Осуществление экспортно-импортных операций России и ее регионов в условиях геополитических вызовов характеризуется следующими особенностями:

-Ратификация протокола о присоединение России ко Всемирной торговой организации (далее - ВТО) от 21.07.2012 года.

-Замедление темпов развития экономики страны, начиная с 2013 года.

- Эскалация международных конфликтов, ведущая к применению санкций и контрсанкций, начиная с 2014 года.

-Возрастающая доля участия российских регионов в реализации международных и внешнеэкономических связей (далее - МиВЭС).

Несмотря на сложные геополитические настроения в преобладающем большинстве стран Европейского Союза (далее – ЕС) наблюдается тенденция к сохранению и развитию партнерских отношений с Россией на межрегиональных уровнях в целях поддержания экономического роста и притока иностранных инвестиций. На данный момент практически все федеральные субъекты нашей страны установили взаимовыгодные международные отношения с иностранными партнерами. Одним из наиболее важных показателей внешнеэкономических отношений является объем экспорта. Ниже приведен рейтинг регионов в соответствие с объемом экспорта за 2017 год (табл. 1.):

Таблица 1.

Рейтинг регионов в соответствие с объемом экспорта за 2017 год

Наименование субъекта федерации

Объем экспорта, млрд. $

1

Москва

149,25

2

Санкт-Петербург

21,81

3

Тюменская область

19,85

4

Кемеровская область

13,87

5

Республика Татарстан

13,11

6

Сахалинская область

10,57

7

Краснодарский край

7,00

8

Свердловская область

6,92

9

Ростовская область

6,84

10

Московская область

6,58

Как упоминалось ранее, начиная с 2014 года началась эскалация международных конфликтов, которая привела к применению в отношение России ряда ограничительных экономических и политических мер. Эти меры нашли свое отражение в экономики страны. На рисунке 2 наглядно показан прирост объема экспорта регионов России в 2016 и 2017 году, а также объем экспорта по тем же регионам в 2013 году до введения санкций [7].

Рис. 2. Прирост объема экспорта по регионам за 2017; 2016; 2013 гг.

Источник: составлено автором на основании данных аналитического портала «Экспорт регионов России» Режим доступа: http://regionstat.exportcenter.ru/volume

Из диаграммы видно, что объем экспорта в ведущих регионов до введения торговых ограничений в ряде субъектов был практически в 2-3 раза больше (Москва, Тюменская область, Республика Татарстан). Такая динамика наглядно показывает последствия проведенных ограничительных мер по отношению к России. Однако, невозможно не отметить положительную тенденцию прироста объема экспорта к предыдущему году по всем рассмотренным регионам.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости адаптации отечественной экономики к сложившемся геополитическим отношениям на международной арене. Модификацию внешнеэкономической деятельности целесообразней рассматривать на региональном уровне. Так, необходимо разработать стратегии ведения внешнеэкономической деятельности регионов в условиях геополитических вызовов, а также рассмотреть систему государственных преференций для развития региональной экономики, опираясь на опыт зарубежных стран.

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации. Официальный текст. – Новосибирск: Сибирское унив. изд-во, 2018. – 32 с.

Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации экономики: монография / под ред. д-ра экон. наук, доц. Растворцевой С.Н. – М: Экон-информ, 2013. – 335 с.

Мерзлякова Е.А. Управление развитием инновационного потенциала региона: Монография. – Курск.: Издательство Юго-западного государственного университета, 2015. – 157 с.

Семенов А.В. Политико-экономические санкции в современных международных отношениях // Власть. 2015. № 7. С. 67-72.

Середин М.И. Внешнеэкономическая деятельность как инструмент развития региона // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2014. № 4(151). С. 108–112.

Madhok, A. Reassessing the fundamentals and beyond: Ronald Coase, the transaction cost and resource-based theories of the firm and the institutionalstructure of production. // Strategic Management Journal. 2013. №23 - pp. 535-550.;

Данные аналитического портала «Экспорт регионов России» режим доступа: https://www.exportcenter.ru/services/analitika-i-issledovaniya/interaktivnye-analiticheskieprodukty/interaktivnaya_karta_s_dannymi_ob_eksporte_iz_rf/?redirect_uri=https%3A%2F%2Fregionstat.exportcenter.ru%2Foauth%2F&client_id=regionstat&response_type=code&state=1404459891

Просмотров работы: 11