В настоящее время значительно возросло количество детей с различными видами дизонтогенеза, особенно с задержкой психического развития. Это заставляет задуматься о путях решения данной проблемы с помощью создания специальных условий для воспитания и обучения детей, в которых будет реализовываться система коррекционного воздействия по преодолению и/или компенсации какого-либо дефекта, а также - требует создания и применения новых методов и приёмов, чтобы способствовать наиболее эффективному коррекционному воздействию, включающего обучение и воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как индивидуума, так и полезного члена общества на равных правах человека. Пальчиковая изодеятельность является инновационной педагогической технологией, которая еще не приобрела в России широкого признания и распространения. Внедрение пальчиковой изодеятельности в учебно-воспитательный процесс в коррекционном образовательном учреждении находится только на стадиистановления.
Многие психологи и педагоги занимались изучением и классификацией разновидностей психического дизонтогенеза. В настоящее время для систематизации знаний широко используется классификация К.С. Лебединской, которая с учётом этиопатогенетического принципа выделила четыре варианта ЗПР: Конституциональный; Соматогенный; Психогенный; Церебрально-органический. Особенность классификации К.С Лебединской заключается в учёте этиологии и механизма нарушения при каждом варианте ЗПР, т.к. это имеет большое значение при построении специалистом коррекционной работы, предусматривающей применение различных по своему содержанию методов и приёмов [1]. Однако существуют общие черты, которые присущи всем детям с ЗПР в зависимости от стороны изучения нарушения нормального темпа психического созревания.
Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: неустойчивое внимание, пониженную познавательную активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности и нарушения различных сторон речи [2]. Нарушения внимания у детей с ЗПР отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, а, следовательно, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, которые они получают и накапливают в жизни [4]. Таким образом, дети с задержкой психического развития имеют нарушения различных сторон познавательной деятельности, которые выражают себя с разной стороны в зависимости от степени тяжести дефекта [3с.151].
Наша исследовательская работа предполагала выявление особенностей мышления и тонкой моторики рук дошкольников с задержкой психического развития. Исследование мышления и тонкой моторики рук детей с задержкой психического развития с помощью беседы с ребёнком, кубиков «Урожай» и конструктивного рисунка выявило достаточно интересные результаты. Беседы с детьми были на разные темы, но самыми актуальными темами являлись «Любимая игрушка» и «Времена года». Только два ребёнка дали подробные ответы на вопросы в виде описания игрушки или истории из своей жизни. Однако затруднение в ответах вызвало установление последовательности смены времён года и определение сезона по признакам, когда вёлся разговор на данную тему.Остальные
не смоги полным ответом описать любимые игрушки и установить последовательность времён года, что свидетельствует о выраженной интеллектуальной недостаточности.
Обследование по методике кубики «Урожай» показало, что все дети способны быстро собрать самую простую картинку из предложенных кубиков. Трудности сбора вызвали картинки помидоров и красных яблок, которые похожи между собой по цвету и форме.
Суть методики конструктивного теста «Нарисуй квадрат, треугольник и круг» заключалась в том, чтобы испытуемый сначала нарисовал достаточный по размеру квадрат, потом по инструкции на верху квадрата нарисовал треугольник и в верхнем углу листа бумаги нарисовал круг. После того, как ребёнок смог изобразить в нужном порядке все геометрические фигуры, он должен догадаться, что нарисовал дом и солнце. Экспериментатор задаёт соответствующие наводящие вопросы, чтобы ребёнок увидел целостную картину. У большинства детей наблюдается достаточный нажим карандаша. Однако у половины детей линии геометрических фигур кривые по направлению, прерывистые или «дрожащие» по своей форме. Шесть воспитанников имеют выраженные нарушения пространственной ориентации. Дети не сразу понимают, где верх квадрата, путают левую и правую стороны, а также верх и низ листа бумаги. Наблюдался случай, когда ребёнок вовсе не знал, как нарисовать такую геометрическую фигуру, как треугольник или квадрат.
Таким образом, выявленные результаты обследований указывают на то, что дошкольники с ЗПР имеют выраженную интеллектуальную недостаточность и разнообразные нарушения речи, а также на необходимость коррекционной работы. Коррекционная программа будет разрабатываться на основе важного научного вклада
Е.А. Флёриной, которая показала всем, каким образом можно обучать детей овладению правильной речью, а также осмыслению своих действий на примере рисования цветными
карандашами [5].
Список литературы
Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220с.
Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР / И.Д. Коненкова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 80с.
Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах: библиотека логопеда / Т.В. Пятница. 7изд.─ Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 173с.
Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
Нестерова, А.Д. Аппликация в развитии речи детей / А.Д. Нестерова, С.Ю. Танцюра. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.