Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознание – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Творчество имеет развивающую функцию. Это достаточно актуально в современной системе обучения.
Чтение для детей с ОВЗ - занятие трудное, потому что при этом требуется напряжение, при небогатом запасе слов и знаний им многое непонятно, потому что интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, руководящие чтением, у них слабы. Они больше любят слушать и количество детей, которые доходят до самостоятельного пользования книгой, очень незначительно.
Приёмы театрализации целесообразно применять на уроках литературного чтения, это сделает урок более неповторимым, разнообразным, насыщенным и интересным, у детей будет развиваться память, образное мышление, речь, усиливаться эмоциональная сторона анализа художественного произведения.
Психологи утверждают, что именно театрализация отвечает потребности ребёнка в перевоплощении, побуждает к интенсивному творческому чтению произведения, заучивание наизусть текста, стимулирует развитие памяти, даёт навыки коллективного творчества. Театрализованная деятельность позволяет решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Решение данных задач повлечет положительное развитие также и самооценки младшего школьника, в том числе с ОВЗ [1].
Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят ребёнка в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, активизируют мыслительные процессы и познавательный интерес.
Театрализация включает инсценирование, режиссёрский комментарий, сценически - игровые упражнения, театральное видение пьесы. Театр комбинирует в себе различную творческую деятельность: учащиеся занимаются созданием драматических изменений эпического текста, пишут вместе с учителем диалоги героев и создают ремарки, уточняют поведение героев, место и время действия, размышление о характере героев, создание эскизов декораций. Во время подготовки театральной постановки учащиеся заняты поиском дополнительной литературы, чаще обращаются за консультацией к учителю. Пантомима имеет также и оздоровительное значение, развивая гибкость, мелкую моторику рук; со стороны психологического здоровья - помогает преодолеть стеснительность. Такая работа даёт возможность для серьёзной умственной деятельности учащихся, для углубленного исследования текста оригинала, создаёт условия для формирования навыков самообразования [2].
Комплексно тренируя воображение, внимание, скорость реакции, уверенность, навык слаженной коллективной деятельности, активизируя эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ученика, занятия театрализацией становятся одними из самых желанных у младших школьников. Проигрывание ролей позволяет ребенку справиться с новыми ситуациями и отношениями со сверстниками и взрослыми. При грамотной организации этапов театрализации каждый ученик, в том числе учащийся с ОВЗ, найдет свое место в данной деятельности, получит посильное для него задание, с которым, возможно, он справился лучше остальных.
При таком подходе занятия театрализацией комплексно развивают сенсорные способности детей, расширяется сфера самостоятельной и коллективной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения.
Список литературы:
Опарина, Н. А. Театрализация как метод работы организатора досуга младших школьников [Текст] / Н. А. Опарина. – Начальная школа. – № 6. – С. 97–98
Тимонина, Г. Р. Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] /Г. Р. Тимонина // Социальная сеть работников образования : [сайт]. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://nsportal.ru/.../ispolzovanie–elementovteatralizatsii–na–urokah–literaturnogo.