К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Градова Г.Н. 1, Сорокина И.К. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальной проблемой обучения и воспитания младших школьников с нарушениями слуха является формирование у них социального опыта содержательно соответствующего целям и задачам федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Во ФГОС НОО внеурочная деятельность понимается, как «…деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения» [2].

Установлено, что во время внеурочной деятельности возможно использование всего многообразия форм и методов развития личности младшего школьника, его адаптации и интеграции в современное общество: экскурсий, секций, кружков, соревнований, олимпиад, конференций, социально значимой волонтерской деятельности, школьных научных обществах, поисковых и научных исследований, занятий по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющих в полной мере реализовать требования ФГОС НОО [15]. Правильно организованная внеурочная деятельность дает учащимся возможность реализовать потребность в общении, в установлении дружеских и деловых отношений между одноклассниками и учителем, что и является неотъемлемой частью развития социального опыта.

Рассматривая сущность социального опыта, мы установили многообразие подходов к его пониманию [3, 4, 7, 8, 11]. В широком смысле социальный опыт понимается как результат познавательной и практической деятельности личности, который выражается в совокупности знаний о социальной действительности, а также усвоение способов деятельности, эмоциональных, социальных отношений, творческой деятельности [4, 7]. Процесс полноценного формирования социального опыта может происходить только в практике взаимоотношений. Так как взаимоотношения подразумевают принятие норм и правил поведения в обществе и действие под руководством этих правил.

Для достижения цели экспериментального исследования, разделяя авторский подход Н. Ф. Головановой, социальный опыт мы будем рассматривать как результат взаимодействия и взаимоотношения ребенка с окружающей средой [3].

Исследователями отмечается, что трудности накопления социального опыта, препятствуют эффективному самоопределению ребенка, развитию его ценностных ориентаций, успешной адаптации, способностей к конструктивному диалогу с окружающими, приводящих к достижению социально-значимых и личностно-значимых целей [3, 4]. .

В тоже время экспериментально доказано, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для становления социальных норм поведения и навыков общения со сверстниками, совершенствования навыков самоорганизации и самоконтроля, формирования адекватной самооценки и оценки действий окружающих [9 и др.].

Установлено, что среди основных видов стойких выраженных расстройств функциональной системы организма человека от 0 до 18 лет в Российской Федерации сенсорные нарушения составляют 9,4%, причем дети с нарушенным слухом занимают 20,8% (6018 детей) [10]. Детская инвалидность по слуху, затрудняющая социальное общение, в настоящее время имеет тенденцию к росту [1].

Нарушение слухового анализатора затрудняет чувственное познание окружающего мира, обуславливающее трудности в общении со сверстниками и взрослыми, что осложняет процесс формирования социального опыта у данной категории детей [5, 13 и др.]. Кроме того, для обучающихся с нарушениями слуха характерно специфика познавательного развития, развития личности, неустойчивость эмоционально-волевой сферы, которые обуславливают своеобразие социального опыта детей данной категории [5].

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ определил компетенции социального опыта у младших школьников:

во-первых, «… гуманистические и демократические ценностные ориентации (свободы, социальной справедливости, равноправия мнений и взглядов, семьи, дружбы и пр.), освоенные нормы нравственного поведения».

во-вторых, «… навыки совместной работы со сверстниками, старшими и младшими школьниками, а также взрослыми (к ним относятся педагоги и родители)».

в-третьих, «… взаимодействие с объектами материальной и духовной культуры, общение на основе уважительного отношения к социуму, … способностей к выделению и разделению ролей и функций в совместной деятельности, дискутировать и обмениваться мыслями с собеседником, предусматривать интересы окружающих людей и конструктивно разрешать или предупреждать конфликты, … а также инициативность, самостоятельность, ответственность, доброжелательность» [14].

Для становления указанных компетенций у младших школьников с нарушением слуха необходимо создавать специальные образовательные условия с учетом особых образовательных потребностей указанной категории младших школьников.

Процесс формирования социального опыта младших школьников с нарушением слуха в большей степени проходит в школе и поэтому осуществляется как в процессе урочной, так и внеурочной деятельности.

«Урочная деятельность – деятельность, которая осуществляется педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников» [9]. Реализуемые в урочное время нормативные учебные программы не могут обеспечить полный и результативный процесс становления положительного социального опыта детей с нарушением слуха. Восполнить недостающие элементы процесса продуктивного формирования социального опыта младших школьников во время урочных форм помогает внеурочная деятельность учителя и обучающихся во всем многообразии методов и средств..

Так, И. А. Павлов средством формирования социального опыта отмечает игру, указывая, что к началу младшего школьного возраста игра не утрачивает своей роли, но меняется её содержание [12].

Н. Н. Осокина, указывая на широкий диапазон средств формирования социального опыта (учение, труд, общение, досуг), наиболее продуктивной формой организации этой деятельности видит, также игру [11].

И. А. Маркова и Е. Н. Видяшева средством освоения социального опыта младших школьников видят проектную деятельность, выделяя стадии освоения социального опыта и отмечая, что проектная деятельность складывается из трудовой, исследовательской, творческой деятельности обучающихся, которые и определяют развитие социального опыта младших школьников [6].

И. В. Швецова рассматривает проблему организации социального опыта обучающихся в условиях социальной студии, раскрывая особую роль музыкальной деятельности как эффективного средства формирования социального опыта с позиции культуры, социально-культурного опыта [16].

Особенности и формирование социального опыта учеников 1 - 4 классов рассматривает в своих трудах И. А. Неясова, обозначив структурно-процессуальные компоненты возможной модели для освоения младшими школьниками социального опыта [7].

Так, И. А. Неясова и Е. А. Трушина, в своих исследованиях экспериментально рассматривая возможности внеурочной деятельности в формировании социального опыта, выделяют методы его освоения, такие как дискуссия, эмпатия, решение социальных задач, примеры и ситуации свободного выбора, кроме того, значение имеют рассказы и беседы [9].

Таким образом, литературные данные указывают, на вариативность подходов к формированию социального опыта во внеурочной деятельности. Создание специальных образовательных условий для обучающихся с нарушением слуха во внеурочной деятельности определяет перспективу становления их способностей к конструктивным совместным действиям и социализации в целом.

Список литературы:

1. Всемирная Организация Здравоохранения: глухота и нарушения слуха [Электронный ресурс] // Вопросы здравоохранения – Режим доступа: http://www.who.int/topics/deafness/ru/

2. Глоссарий ФГОС [Электронный ресурс] // Городской методический ценр – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html

3. Голованова, Н. Ф. Социализация школьников как явление педагогическое / Н. Ф. Голованова // Педагогика. – 1999. – № 5. – С. 42–45.

4. Даурова, М. Р. Социальный опыт младших школьников: содержание, критерии способы диагностики [Электронный ресурс] / М. Р. Даурова // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2010.html

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://sdo.mgaps.ru/books/K3/M11/p3/2. pdf

6. Маркова И.А., Видяшева Е.Н. Проектная деятельность – один из факторов формирования социального опыта школьника [Электронный ресурс] // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал Журнал Министерства образования Российской Федерации. – 2011. – Режим доступа: http://n-shkola.ru/storage/archive/1407226456-1971705703.pdf

7. Неясова И.А. Модель формирования социального опыта у младших школьников в образовательном процессе [Электронный ресурс]: Научно-методический журнал. – 2014. – №3(19) (июль–сентябрь). –  Режим доступа: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/acb/acbb174ed8af441584a63b0095b1efa8.pdf

8. Неясова И.А. Социальный опыт как педагогическая категория [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн./ Моск. госуд. пед. ин-т им М.Е. Евсевьева. – Электрон. Журн. – М.: 2011. – № 4 (8) (октябрь – декабрь). – Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/upload/iblock/e0a/e0a2665d9e29ab85bf7490e7148ee3cb.pdf

9. Неясова И.А., Трушина Е.А. Формирование социального опыта у младших школьников в урочное и внеурочное время [Электронный ресурс]: науч. библиотека elibrary.– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23459321

10. Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю. Нарушения функций организма у детей-инвалидов за 2015 год в российской федерации по форме 7д (собес) «сведения о медико-социальной экспертизе детей в возрасте до 18 лет» [Электронный ресурс] // Научно-практический рецензируемый журнал «Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики» ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России. – М., 2016. – № 2. – Режим доступа: http://healthproblem.ru/files/pdf/88-pdf.pdf

11. Осокина Н.Н. Формирование социального опыта у младших школьников [Электронный ресурс]/ журн Академология/ научно-исследовательский ин-т шк. техн. – Электрон. журн. – М.: МГУ. - №3 (43). – С. 68-71. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19030462

12. Павлов И.А. Игра как средство формирования социально-личностного опыта детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: науч. библиотека elibrary.– Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=14778949

13. Степанова Е.Г. Cоциализация детей с нарушением слуха в совместной деятельности со слышащими сверстниками [Электронный ресурс]: VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2015». – Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/9145.pdf

14. ФГОС НОО ОВЗ-07 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf

15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: [Принят 6 октября 2009 года в ред. Приказов, с изменениями и дополнениями 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г.]. – 2009. - № 2357. – Режим доступа: http://www.10spb.edusite.ru/DswMedia/fgosnoosovz22112014.pdf

16. Швецова И.В. Организация социального опыта младших школьников в условиях музыкальной студии [Электронный ресурс]: науч. библиотека КиберЛенинка. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sotsialnogo-opyta-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-muzykalnoy-studii

Просмотров работы: 22