ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Леус Э.В. 1
1Северный (Арктический) Федеральный Университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема поведения несовершеннолетних и профилактики его отклонений является одной из приоритетных. Специалисты разных профилей опираются в своей работе на законодательные нормативные акты федерального и регионального уровней – Конвенцию о правах ребенка (принятую Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [1], Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [2], Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» [3] и другие, в которых указано, что первым и ведущим институтом формирования правосознания является семья, а для формирования личности законопослушного гражданина общества необходимо обеспечить всестороннее развитие ребенка в контексте семейных отношений.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью [4]. Общение и взаимоотношения в семье становятся для ребенка эталоном и позволяют на основе этого выработать собственные взгляды, установки, принципы, что отчасти обусловливает и дальнейшую судьбу человека – возможность быть равноправным членом и высказывать свои мнения и пожелания, декларировать свои потребности. Ясность и четкость требований со стороны взрослых учитывает особенность «черно-белого» мышления ребенка – понимание конкретных указаний и оценку происходящего с позиций «хорошо-плохо». Непосредственное принятие ребенка родителями, их безусловная любовь, «безопасная» привязанность к матери или значимому взрослому позволяют развиваться свободно в ощущении заботы и безопасности. В основе социальной дезадаптации несовершеннолетних, ведущей к поведенческим девиациям асоциальной и антисоциальной направленности, лежат возрастные, характерологические, психические и другие личностные особенности детей и подростков, школьная дезадаптация, влияние неформальной среды асоциальной направленности, социально-экономические проблемы общества, семейная дисфункциональность, под которой понимают появление патологизирующих ролей, например делегирование роли взрослого ребенку, которые позволяют семье, как системе, сохранять стабильность, однако в силу своей структуры и содержания оказывают психотравмирующее воздействие на ее членов [10]. В дисфункциональной семье нарушены или отсутствуют некоторые функции, в силу чего отсутствует способность удовлетворять потребности друг друга в духовном и личностном росте.

Проведенное исследование позволило выявить микросоциальные детерминанты девиантного и правонарушающего поведения подростков, имеющих в анамнезе подобный опыт, обнаружение признаков дисфункциональности в семейном окружении.

Традиционно считается, что проблемное поведение ребенка чаще формируется в условиях распавшейся или неполной семьи [7], тогда как в нашем исследовании было выявлено, что 81,5% несовершеннолетних происходили из родительских семей с одним или двумя родителями, 10,8% имели опекунов из числа близких родственников, в основном - бабушку, и только 7,7% - выходцы из детских домов. Наличие или отсутствие родителей и место проживания ребенка в меньшей мере провоцировали асоциальное поведение, чем характер взаимоотношений в семье.

Существующую гипотезу о зависимости направления и характера социализации ребенка от состава семьи подтверждают и следующие данные: анализ семейной ситуации показал, что у 18,5% отец никогда не проживал с семьей и сведений о нем нет, 27,7% правонарушителей проживали в неполных семьях с одним из родителей, чаще матерью. Лишь 13,3% подростков происходили из полных семей с родными родителями, 14,0% - из полных семей с отчимом или мачехой, 28,1% - из семей с одним родным родителем и меняющимися с разной периодичностью сожителями. 26,2% подростков пережили смерть одного из родителей, что стало дополнительным психотравмирующим обстоятельством, в том числе 13,8% - пережили смерть матери и 18,5% – смерть отца; в этой связи 1,9% проживали в семье с оформленным браком и воспитывались мачехой и 12,3% - отчимом, тогда как неоформленных браков было значительно больше – в 7,7% случаев это сожительница отца и в 24,6% - сожитель матери. Отсутствие хотя бы одного из родителей считается провоцирующим фактором формирования противоправного поведения, особенно направленного против других людей; при этом мальчики, не имеющие отца, имеют более низкий уровень морального сознания и более агрессивны.

Предположительно связь между проявлениями социально опасного поведения обусловлена генетическими факторами, общими для детей и родителей, либо родители являются наглядным примером для подражания [7]. Особенностью выборки было наличие у 1,5% подростков родителей, находящихся на излечении или проживающих в психиатрической больнице. Кроме того, 30,8% подростков имели судимых членов семьи.

А.А. Реан определяет два механизма негативного влияния семьи на развитие личности: социализация в семье по девиантному типу путем научения и подражания и эмоциональное пренебрежение ребенком, «неценностное» отношение к нему [5]. Результаты исследования T.Moffitt [6] показали, что ребенок в семье получает «дозу социализации» - навыки первичной социализации, а в случае ограниченной социализации развивается диссоциальная личность. В случае, если в подростковом возрасте кто-то из окружающих наносит ребенку психическую травму, а окружение сверстников имеет антисоциальную направленность, формируется модель псевдовзрослого поведения антиобщественного характера. При этом для большей части правонарушителей противоправное поведение ограничивается подростковым возрастом, в зрелом возрасте человек подавляет его положительным отношением к близким людям; тогда как меньшинство проявляет антисоциальность с раннего возраста, продолжают совершать преступления, будучи подростками и формируют криминальную карьеру в период зрелости.

В ходе исследования было установлено, что 44,6% несовершеннолетних правонарушителей происходили из многодетных семей с тремя и более детьми; 60,8% - были единственным либо самым младшим ребенком в семье. Взаимосвязь проявлений противоправного поведения с многодетностью отражает тенденцию растущих в такой семье членов больше рассчитывать на братьев и сестер, выступающих в качестве образцов и источников социального обучения. Проблемные семьи – криминальные, неполные, отягощенные алкоголизмом – несут в себе негативную энергию и не выполняют главную функцию – поддержки всех ее членов, обеспечения защиты, безопасности и безусловной любви, создания оптимальных для развития возможностей. В настоящее время считается, что противоправное поведение слабо связано с социальным происхождением человека, лишь обусловливая характер правонарушений.

Чаще несовершеннолетние правонарушители они происходили из материально несостоятельных семей, проживали в стесненных условиях, не имея своей отдельной кровати и места для занятий, а лишь место для сна, часто вместе с кем-то из членов семьи или приспособленное на скорую руку. 50,0% матерей и 35,2% отцов не работали, источником материальных доходов семьи были социальные и детские пособия, пенсии, выплаты государства детям по утрате кормильца, мизерная оплата родителям за неквалифицированный труд; 79,7% - из семей с доходом ниже прожиточного минимума или малообеспеченных, 19,5% - из семей со средним достатком [8]. Невозможность или нежелание родителей, либо законных представителей ребенка, предоставить ему необходимые для нормального развития условия, обеспечив удовлетворение потребностей в пропитании, крове, заботе и безопасности, провоцируют его самостоятельно это делать всеми доступными, далеко не всегда социально одобряемыми и приемлемыми с точки зрения закона методами, порой уводя далеко от дома.

Алкоголизация родителей является еще одним провоцирующим фактором по формированию отклоняющегося поведения: в нашем исследовании по 36,0% матерей и отцов часто употребляли алкоголь, а 41,2% и 44,5% страдали хроническим алкоголизмом. На основании анализа медицинских карт и личных дел было выявлено, что по 52,0% подростков исследуемой группы употребляли алкоголь и токсичные вещества, 100,0% - курили ранее или продолжали курить.

Личностная деформация родителей, отсутствие внимания и заботы о членах семьи, проявления агрессии в отношениях подталкивают детей к необходимости защищаться и приспосабливаться к имеющимся обстоятельствам. 54,2% родителей подвергались административной ответственности и штрафу за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию ребенка, неоднократное совершение им нарушений общественного порядка и правонарушений, а 10,2% матерей и 1,5% отцов были лишены родительских прав.

Все без исключения респонденты прогуливали школу, половина из них оставались на второй и даже третий год в одном классе, 14,5% находились на домашнем или индивидуальном обучении, обучались в классах выравнивания и коррекции. 65,3% подростков сбегали из дома и бродяжничали, 8,9% - состояли в преступных или асоциальных группах, 4,7% - попрошайничали, 4,7% - воровали из дома деньги и вещи. Все это сопровождалось и дополнялось проявлениями вербальной и физической агрессии по отношению к окружающим – нецензурной лексикой и ложью, хамством и грубостью, хулиганством и жестокостью (38,1% подростков применяли насилие к более младшим или слабым детям, вымогая деньги, отбирая телефоны, велосипеды и другие вещи), вандализмом и поджогами.

Известно, что поведение несовершеннолетних отличается рядом особенностей - недостаточностью жизненного опыта и связанным с этим низким уровнем самокритичности, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к популярности в значимой группе сверстников, негативизмом, неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения. В условиях правильного семейного воспитания негативные черты личности и проявления асоциального поведения могут быть сглажены и скорректированы в процессе социально одобряемой деятельности, тогда как отсутствие воспитания или его противоречивость со стороны разных социальных микрогрупп активизирует вредные влияния и придает поступкам негативную направленность [9].

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить микросоциальные детерминанты формирования асоциального поведения несовершеннолетних правонарушителей, обнаружив признаки семейной дисфункциональности, и представить собирательный социальный портрет: это городские жители, происходящие из семьи с одним родителем или многодетной, в которых взрослые члены семьи не работают, злоупотребляют алкоголем и ведут аморальный образ жизни или, имея низкий уровень образования, выполняют неквалифицированную низкооплачиваемую работу, в результате чего семья находится за чертой прожиточного минимума, и ребенок с детства испытывает неудовлетворенные базовые потребности. Кроме того, была установлена тенденция криминализации детей из более благополучных в материальном и бытовом плане семей, что не исключает их дисфункциональный характер.

Семья является важным провоцирующим фактором социального риска по формированию асоциального и делинквентного поведения несовершеннолетних, что вызывает необходимость постоянной работы с ней органов социальной защиты и формирования определенной социальной политики со стороны государства. Для профилактики семейной дезадаптации необходим комплексный подход, объединяющий усилия разных государственных органов и общественных организаций по осуществлению психолого-педагогического просвещения родителей и обучению правильному воспитанию ребенка, повышению профессионального уровня педагогов, развитию социального интеллекта у детей, проведению антибуллинговых программ, направленных против проявлений жестокости и насилия; при этом семья должна стать для ребенка институтом эффективной социализации, фактором успешной адаптации и ресурсом оптимального развития личности.

Список литературы:

1. Конвенция о правах ребенка // URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=96

2. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (редакция от 02.04.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102060226&intelsearch=%F4%E7-120%EE%F2+24.06.1999

3. Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // URL: http://base.garant.ru/70183566

4. Семья // Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1976. – Т. 23. – С. 244.

5. Реан А.А. Семьи риска. Дети. Общество // Национальный психологический журнал. – 2007. - №1(2). – С. 40-43.

6. Moffitt T., Caspi A., Harrington H. et al. Males on the Life-Course Persistent and Adolescent-Limited Antisocial Pathway: Follow-Up at Age 26. // Development and Psychopathology, 2002 (14). – 179-207 p.

7. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.

8. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних в исправительных учреждениях закрытого типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2009. - № 1 (36). – С. 40-45.

9. Психология подростка. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 220-265.

10. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

Просмотров работы: 5