Формирование профессиональной направленности личности – это одно из важнейших условий изменения системы подготовки квалифицированных, педагогов-психологов. При четко поставленной профессиональной направленности будущий педагог-психолог будет творчески использовать потенциал, ориентироваться не только на предмет, но и на личность ученика, его нравственные ценности, индивидуальные особенности.
В данной статье рассматриваются особенности становления профессиональной направленности личности студентов педагогов-психологов. Цель исследования: проанализировать процесс становления профессиональной направленности студентов и разработать рекомендации для решения проблем в профессиональном становлении студентов.
В современном учебно-образовательном процессе деятельность педагога-психолога, на наш взгляд, является довольно значимой. Взаимоотношения в триаде «администрация – педагог – ученик» не всегда протекают так, как бы этого хотелось и требуют пристального внимания со стороны педагога-психолога. Поэтому психологическое сопровождение учащихся представляет собой самостоятельное направление в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.
Необходимость психологической поддержки в обеспечении образовательного процесса стала очевидной, ведь проблемы возникают не только у взрослых. И лишь специалист окажет помощь ребенку, найдет истинные причины отставания в учебе, разберет конфликты со сверстниками, разногласия с родными и близкими. А если причина найдена, то появляется и возможность для ее решения.
Мы с уверенностью говорим, что деятельность педагога-психолога очень важна как для ребенка, так и для его родителей. Взрослые не всегда могут помочь своим детям, хотя и замечают проблемы в учебе и общении со сверстниками. Если на эти проблемы не обращать внимания, то можно их усугубить. В различных сложных ситуациях помочь сможет профессиональный психолог, который знает педагогику, и имеет опыт работы. Каждый человек понимает, что ребенок – самостоятельная личность, индивидуальность. Сталкиваясь с недетскими проблемами, ребенок замыкается или, наоборот, проявляет агрессию. Часто даже педагоги не могут найти подход к «трудным детям». В данном случае работа психолога направлена на оказание помощи не только учащимся, но и учителям, родителям [1; 29].
На наш взгляд, основной задачей учебной подготовки является формирование профессиональной направленности студентов, которая определяет качество из учебной деятельности, формирование профессионально значимых свойств личности, развитие профессиональных компетенций [2; 101].
Особенности студенческого возраста и специфика психолого-педагогических дисциплин могут не только способствовать формированию профессиональной направленности будущих педагогов-психологов, но и препятствовать этому процессу, детерминировать деформации профессионального развития будущего специалиста. Среди них: устойчивая «Я-центрация», позиция превосходства, интерес к манипуляции над другими людьми и способам оказания на них влияния [3; 121].
Развитие и становление профессиональной направленности будущего педагога-психолога в условиях студенческого коллектива – процесс сложный, который не лишен противоречивости и своеобразия. Важную роль играет время функционирования группы, ее состав, общий уровень культуры студентов и многое другое. Немаловажное значение имеют собственно психологические параметры группы: межличностные отношения, организованность коллектива, мотивы и ценности студентов в коллективе. Подготовка будущих педагогов-психологов на вузовском этапе предполагает не только передачу научной информации и овладение студентами специальными знаниями, умениями, навыками, но и формирование у них профессионально значимых качеств личности.
Успех развития профессиональной направленности зависит от места, которое она занимает в структуре общей направленности личности, от адекватных мотивов, профессиональных потребностей и ценностных ориентаций, большое значение имеет осознанность и обоснованность выбора профессионального пути, формирование профессиональных представлений и намерений.
Таким образом, профессиональная направленность студента будущего педагога-психолога – это самостоятельное явление, одна из важнейших функций общества. По своему составу она сложна, многогранна. Педагог-психолог, являясь субъектом деятельности, управляет образовательным процессом, обеспечивает его воспитывающий и развивающий характер.
Нами было проведено эмпирическое исследование профессиональной направленности и отдельных ее компонентов на базе факультета педагогики и психологии Шуйского филиала ИвГУ. Испытуемыми выступили 45 студентов 1-5 курсов, обучающихся по образовательной программе «Психология и социальная педагогика».
В данной работе нами были применены две методики профессионального самоопределения Дж.Голланда и Л.Н. Кардовой, что позволило нам с уверенностью соотнести склонности, способности, интеллект с требованиями выбранной профессии.
Среди общей выборки испытуемых преобладают социальный (45%) и артистический (27%) типы личности – данные типы отвечают профессии педагог-психолог.
Нами также были изучены мотивация деятельности, сформированность намерений и представлений о специальности, интерес к будущей профессии. Мы отметили положительную динамику становления направленности личности студентов: от начальных курсов к окончанию обучения студенты более четко осознают сущность будущей профессиональной деятельности по выбранной специальности, полученные знания и умения (в ходе учебных практик) способствуют формированию профессиональной готовности учащихся к освоению профессии педагог-психолог и работы по специальности.
На базе изученной научной и публицистической литературы мы предприняли попытку дать рекомендации по преодолению проблем в становлении профессиональной направленности личности студентов.
На протяжении всего периода обучения в подготовке студентов необходимо делать упор на формирование у студентов необходимых стремлений: оказание помощи и поддержки людям, осознание и развитие собственных реальных возможностей и способностей, реализация жизненных планов. Со стороны ответственных в обеспечении образовательного процесса лиц необходима реализация комплексного сопровождения в формировании у студентов профессиональной направленности. Она должна опираться на следующие направления:
Психологическая поддержка первокурсников при осмыслении ими перспектив своего профессионального развития, уточнение представлений о профессии, осознание мотивов ее выбора – для того, чтобы период обучения не стал напрасным этапом в жизни студента, он должен иметь четкое представление о выбранной специальности. На данном этапе полезно изучение опыта педагогов-психологов – беседы, опыт, изложенный в литературных источниках, наблюдение в процессе прохождения учебной практики.
Практические мероприятия, направленные на осознание студентами профессиональных намерений, конкретизацию «образа профессионала» выбранной специальности, осмысление критериев и факторов успешности профессиональной психолого-педагогической деятельности, построение профессиональных планов в период прохождения учебных практик – освоение будущей специальности у студентов должно опираться на стремление саморазвития и достижение профессионального уровня в будущей деятельности. Здесь помогут практические занятия, изучение методик работы опытных педагогов работы – их ошибки, новаторские поиски, достижения.
Помощь старшекурсникам в осуществлении ими выбора конкретной сферы психолого-педагогической деятельности. К окончанию учебы студенты должны иметь предпочтения и внутреннюю ориентацию для применения собственного потенциала – это должно быть основано на проведенной работе в ходе прохождения учебных практик, когда студенты имеют возможность проецирования себя в реальном поле деятельности выбранной профессии.
При формировании профессиональной направленности студентов важно уделять внимание жизненным ориентациям студентов. В ходе обучения развитие студентов должно быть направлено на исследование жизни и деятельности, расширении коммуникативного пространства – кругозора. В социуме установление конкретных планов, проектирование способов реализации жизненных ценностей, прогнозирование результатов и последствий своей профессиональной деятельности в соответствии с ценностями. Целенаправленное формирование и развитие профессиональной направленности будет способствовать развитию у студентов личностных качеств, необходимых для овладения профессией, ориентации студентов на активную творческую деятельность, что в итоге оптимизирует процесс подготовки будущих специалистов.
Именно в студенческом возрасте, когда формируется мировоззрение, происходит становление направленности личности. Под влиянием мировоззрения возникает достаточно устойчивая иерархическая структура мотивационной сферы. Принципиальное отличие внутренней позиции студента от внутренней позиции подростка – это обращенность в будущее, все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности.
Список литературы
Донцов, А.И. Профессиональные представления студентов / А.И. Донцов, Г.М. Белокрылова // Вопросы психологии. -2009. - № 2.- С. 42 - 49.
Климов Е.А. Психология профессионала. – М.: Воронеж, 2006. – 124С.
Кузьмина Г.В. Педагогическая система и педагогическое мастерство/ Н.В. Кузьмина. – 1998. – 156С.
Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения / Н.С. Пряжников. - М.: Модэк, 2002. – 400С.
Усольцева, Т.П. Развитие личности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе: дис. ... канд. психол. наук / Т.П. Усольцева. – М.: МГУ, 2004. – 166С.