ТРАВЛЁНЫЙ ШТРИХ - КЛАССИЧЕСКИЙ ОФОРТ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ТРАВЛЁНЫЙ ШТРИХ - КЛАССИЧЕСКИЙ ОФОРТ

Косарева Е.В. 1, Бородулина А.Д. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Основная и определяющая манера офорта, соединяющая в себе все наиболее характерные признаки глубокой печати — это травлёный штрих. Данная манера еще называется классическим, или чистым офортом. Офорт – самая живописная техника гравюры. Офорт (фр. eau forte – крепкая вода) – разновидность гравюры, глубокая печать, выполняемая на металле путем вытравливания азотной кислотой (для железа) или хлорного железа (для меди). Описанный выше способ называется «травленый штрих» и считается наиболее распространенным. Изначально гравюры выполнялись единственно таким способом. Однако в разное время были изобретены и другие техники вытравливания.

•Мягкий лак – метод, появившийся в XVIII веке. Позволяет получать более свободный и легкий штрих, не такой резкий сухой, как при использовании иглы. Пластину покрывают мягким офортным лаком, что позволяет использовать достаточно слабую кислоту. Далее на нее накладывается бумага, на которой карандашом выполняется рисунок. При этом мастер может использовать жесткий или мягкий грифель, а также менять силу нажатия. В результате лак в местах контура изображения пристает к бумаге с обратной стороны. Эта техника является самой быстрой.

•Акватинта (фр. aquatinta – окрашенная вода). Изобретена в 1760 г. во Франции Жан-Батист Лепренсом. При выполнении гравюр пластина частично покрывается канифолью и помещается в кислоту. Далее вынимается и снова частично покрывается кислоупорным составом. Техника позволяет создавать тональные плоскости большого диапазона. Считается наиболее распространенным способом выполнения тона в офорте.

•Лавис (фр. lavis – растушевка). Также изобретен Лепренсом в XVII веке. На полированную поверхность, засыпанную акватинтой, наносится рисунок травящим составом, в который входит крепкая 40%-я кислота и красящее вещество, которое позволяет видеть рисунок в контурах и определять его по глубине тона. Рисование производится акварельными кистями или кистями из стекловолокна. Чем гуще положен травящий состав, тем глубже сила тона. Рисование свободное, без необходимости покрытия кислотоупорным лаком, что исключает появление на оттиске жестких границ у тоновых пятен. При качественной печати тиражная гравюра создает полное впечатление уникального акварельного рисунка. Подмена одной графической техники другой не всегда бесспорна, и художники, работающие в этой манере, применяют разные способы нанесения канифольного слоя с целью получения различной фактуры, что придает оттиску своеобразие и приводит к неоспоримым художественным результатам. В конечном итоге, современный лавис по своим внешним изобразительным характеристикам очень приближен к акватинте, но отличается от нее акварельностью тонового пятна, мягкостью и размытостью очертаний рисующих мазков. Так же, как и акватинту, лавис применяют в сочетании с другими манерами офорта, например, с сухой иглой. Техника требует соблюдения особой осторожности и позволяет получать ограниченное количество оттисков.

•Резерваж (фр. reservage – сохранение). Метод изобрел француз Ф. Жилло в 1850-х годах. Рисунок на металле производится посредством чернил, смешанных с сахаром, нанесенных кистью. Далее пластина покрывается офортным лаком и помещается в теплую воду. В результате чернила разбухают и поднимают частицы лака. Кислоупорный состав при этом несложно удалить в местах контуров. Подготовленная таким образом «доска» опускается в кислоту обычным способом. Готовые оттиски напоминают наброски кистью.

•Меццо-тинта (итал. mezzo tinto – умеренная тонировка). Техника изобретена немцем Людвигом фон Зигеном в 1642 году. Другое название – «английская манера» или «черная манера». Рисунок на обработанной особым методом пластине выполняется путем высветления отдельных участков. Для обработки доски используется специальный инструмент – качалка. Рисунок наносится с помощью трехгранного шабера. Техника позволяет передавать живописную манеру и имитирует мазок.

Развитие офорта начинается с того, что в средние века его используют арабские мастера, для чтобы украшать вооружение (для насечки узоров на стальных изделиях), и лишь в начале XVI века офорт впервые применяется для получения эстампов с гравированных досок. Впервые техника гравировки посредством вытравливания кислотой была использована аугсбургским мастером Даниэлем Хопфером в 1501 году. Приблизительно в это же время другой художник – Альбрехт Дюрер – выполняет шесть офортов, используя при этом стальную доску. Самым известным из первых гравюр этого мастера произведением считается «Большая пушка». Этими граверами использовались стальные пластины. Однако уже в первой половине XV века становятся известными техники выполнения офорта на меди, после чего этот металл на долгое время становится основным, используемым для гравировки.

Как вид искусства офорт достигает своего расцвета только в XVII веке.
В это время данную технику активно используют в основном французские, итальянские и голландские мастера. В Голландии этот вид рисунка приравнивается даже к настоящей живописи. Большой вклад в развитие офорта и его исключительное признание внес Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669 гг.). Работы этого мастера до сих пор считаются непревзойденными образцами графического искусства. Чёткие линии, конкретность деталей, игра света и тени - характерные особенности офортов Х. Рембрандта. Одновременно с ним в технике офорта работают такие мастера, как Я. Ливенс, А. Остаде, К. Бега,Э. Вельде и многие другие. Особо стоит отметить портретные гравюры, выполненные травлением, А. ван Дейка. Наряду с этими мастерами свой вклад в развитие офорта вносит и Ж. Калло, один из известнейших на сегодня граверов, выполнивший более полутора тысяч работ в этой технике. Список граверов, работающих в этой технике огромен - С. Дали, Д. Пиранези, А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар, Ф. Гойя, Э. Мане, П. Пикассо, Г. Захаров, Е. Чемесов, Т. Стейнлен, А. Цорн, В. Матэ, К. Кольвиц, Е. Краснушкина, Д. Моранди, В. Звонцов,И. Шишкин, Ю. Яковенко, А. Морозов, В. Серов, И. Фомин, А. Скворцов,И. Нивинский, П. Белоусов, А. Кравченко, В. Воинов, В. Масютин, М. Шагал,Г. Верейский, Д. Митрохин, С. Никиреев, А. Костин, Э. Неизвестный,Б. Французов, П. Оссовский. Художника, кто творил в Современная техника гравюры этого типа отличается необыкновенным разнообразием манер. Художники постоянно совершенствуют ее и, экспериментируя, создают все новые и новые методы.

Создание офорта травлёным штрихом включает следующие этапы: подготовка доски (нанесение кислотоупорного грунта и копчение); гравирование (рисунок офортной иглой по кислотоупорному грунту); травление; пробный оттиск и коррекция печатной формы; печать.

Подготовка офортной доски. Немаловажным на начальном этапе является знание свойств и особенностей металлов — от этого последовательно и органично зависит результат во всех стадиях работы над офортом: соответствие произведения поставленным изобразительным, художественным задачам; качество оттисков; долговечность печатной формы и, как следствие того — тиражность. Перед работой, доску нужно подготовить. Если доска деформирована, её следует выровнять (для этого обычно её прокатывают через офортный станок, а мелкие бугорки убирают, аккуратно постукивая деревянным молотком). Чтобы доска при печати не порвала бумагу и не повредила вал станка, углы доски слегка закругляют и снимают фасеты. Затем доску шлифуют и полируют. Перед нанесением грунта доски следует промыть и обезжирить, для лучшего сцепления лака с поверхностью формы. Затем, доску погрывают кислотоупорным грунтом (доску подогревают, наносят грунт и равномерно распределяют по доске мягким тампоном или валиком). Сразу после нанесения твердого лака доску нужно закоптить (после копчения лак становится плотным и его кислотоупорные свойства усиливаются). В качестве грунта также используют жидкий лак. Жидкий лак легче наносится, не требует копчения и особо тщательного обезжиривания, что делает его использование удобнее в некоторых случаях. Однако твердый лак надежнее, особенно для длительной работы на больших досках.

Травление. Перед травлением обратную сторону доски и фасеты выкрывают специальными лаками, чтобы защитить от воздействия кислоты. Затем доску травят в кислоте. Травление можно производить в один или несколько приёмов. Чем крепче раствор, тем активнее идет процесс травления. Глубину штриха можно увеличить за счет крепости раствора или за счет продолжительности травления. Травление проходит активнее при свете и при повышении температуры.

Печать. После травления доску промывают и удаляют грунт. Сперва делают пробный оттиск, затем вносят коррективы, производят повторное травление или догравировывают доску механическим способом. Печатную форму набивают офортной краской, снимают излишки так, чтобы краска оставалась только в штрихах, иногда оставляют легкий тон. Набитую краской доску размещают на талере станка, накрывают увлажненной бумагой и слоем плотного сукна (из фетра или тонкого войлока). Затем доску прогоняют между валами станка, под давлением краска вынимается из штрихов и остается на бумаге.

Существует несколько способов гравирования в технике травленого штриха. Самый простой из них — гравирование одной иглой по основному грунту в одно травление. Здесь нет ничего особенного. Доска подготавливается, гравируется иглой, неудачные места корректируются выкрыванием жидким лаком, и доска травится раствором той или иной крепости.

Для получения различной силы и глубины вытравленных штрихов пользуются способом повторного (последовательного) травления путем выкрывания отдельных мест рисунка. В этом случае сначала травят всё изображение в слабом составе кислоты, а после того, как самые нежные или отдаленные планы рисунка достаточно глубоко вытравлены, их промывают, сушат и закрывают жидким лаком. Затем офорт продолжают травить в более сильном растворе кислоты, которая на ранее вытравленные и закрытые лаком штрихи действовать не будет.

Существует и другой, так называемый прием повторного травления, который заключается в следующем: доску закрывают твердым грунтом и гравируют рисунок одной или двумя тонкими иголками, затем офорт подвергают травлению в слабой кислоте. После непродолжительного времени доску вынимают из кюветы, промывают чистой водой, просушивают, смывают весь грунт и снимают на печатном станке пробный оттиск. Затем снова грунтуют доску, но в данном случае жидким лаком и дополняют более глубокие места группой новых штрихов, пользуясь для этой цели иголками различной толщины и сечения, а также рулетками; затем доску снова травят.

Есть еще один своеобразный способ гравирования офорта. Иглой рисуют по лаку в то время, когда доска находится в кювете с кислотой, причем начинают со штрихов, которые должны быть наиболее темными, и заканчивают самыми нежными планами. Последние едва успевают протравиться, в то время как первые оказываются уже сильно углубленными.

Офорты можно гравировать и двойными иглами, а также пучком иголок, вбитых в деревянную ручку или связанных вместе тонкой проволокой. Этими инструментами пользуются при гравировании сплошных тонов и теневых частей рисунка. Тончайшие штрихи, нанесенные тонкими иголками, следует травить осторожно, применяя не очень крепкий состав кислоты.

Как дополнение к штриховому офорту можно использовать способ продавливания наждачной бумаги через грунт на офортную доску, благодаря чему в соответствующих местах рисунка в зависимости от степени натиска на бумагу и крупности зерна достигают тональной градации различной силы.

Аналогичные результаты зерненой поверхности доски в отдельных местах офорта можно получить, если просеять через густое сито или насыпать равномерным слоем на грунт сухой мелкий песок, который покрывают затем тонким листом и продавливают на металлографском станке. Песок, промытый водой, оставляет на грунте более или менее густую сеть мельчайших отверстий, которые после травления офорта образуют на доске сплошной зернистый тон с постепенными переходами от света к тени. В сочетании со штриховой гравюрой данная техника нередко дает весьма живописные эффекты.

Рассказ о технике офорта был бы неполным, если бы мы не коснулись методов электролитического травления гравюр. В отличие от вышеперечисленных приемов травления офорта путем применения кислот и солей, их функции в данном случае с успехом выполняет гальванический ток. Сущность этого способа заключается в том, что к одному из углов обнаженного металла цинковой, медной или стальной доски, загрунтованной и гравированной как обычный офорт, припаивают проволоку; затем это место закрывают жидким лаком и доску подвешивают в электролитическую ванну, где она служит анодом. На против нее помещают однородную металлическую пластинку, являющуюся катодом. Электрический ток, проходящий через раствор соли во время травления доски, постепенно переносит в виде мельчайших частиц некоторое количество металла от анода к катоду, то есть уносит металл из гравированных обнаженных линий офорта на другую, чистую пластину, благодаря чему штрихи на гравюре углубляются. Преимущества травления гравюр на металле электролизом перед обыкновенным способом заключаются в следующем. Данный процесс совершенно безвреден, не выделяет ядовитых газов и паров, как при химическом травлении досок кислотами. Травление металла производится лишь в тот момент, когда через цепь и электролит проходит ток, при выключении тока травление мгновенно останавливается, причем доску можно оставить в ванне, не опасаясь растравливания рисунка. Травление происходит более равномерно, без скачков и не разъедает металл в отдельных местах. Если слой грунта нанесен на металл правильно и рисунок нормально награвирован, штрихи не подтравливаются. Процесс обеспечивает удобство дозировки рабочей ванны и надежность работы. Травление измеряется и ведется по показанию амперметра, поэтому время травления доски может быть точно рассчитано.

Основными металлами в офорте, проверенными опытом, являются медь, цинк и сталь.

Медь — наиболее ценный и удобный в работе материал. Медные печатные формы используются в офорте с момента его возникновения благодаря следующим очевидным достоинствам: твёрдость, пластичность и лёгкость в обработке. Доска красной меди должна быть прокована и прокатана в листы толщиной от 1.3 до 3 мм. Медь бывает вязкой и хрупкой, для офорта используются оба вида. Этот материал даёт очень стойкие печатные формы и качественные по всем параметрам оттиски. Для травления применяется азотная и серная кислоты, однако процесс протекает сравнительно медленно. Также для травления применяют раствор хлорида железа (III).

Цинк — самый распространённый металл в офорте; он лёгок в обработке и хорошо травится азотной кислотой, даёт живописные оттиски с хорошей фактурой штриха, тональным разнообразием Предпочтительны листы фабричного производства — 1,5—3 мм, которые достаточно только очень хорошо отполировать. Успешно используется и офсетный, полиграфический цинк, но он имеет следующие недостатки: потребность дополнительной обработки и полировки, обусловленный примесями более продолжительный процесс травления, но главное — малая толщина листов не позволяет протравливать глубокий штрих, что чревато, в данном случае, «пробоем»; легко окисляясь, он боится влаги, и это требует дополнительных условий хранения.

Сталь — обладает наибольшей твердостью. Преимущества: доступность, дешивизна, большая устойчивость печатной формы. Офорты, выполненные на стали, отличаются сухостью штриха и приглушенностью тона. Печатная форма на стали трудно поддается исправлениям. При травлении стальных досок в азотной кислоте обильно выделяются вредные испарения.

Благодаря своему разнообразию материалов, техник исполнения и способов печати, классический офорт остается необыкновенно увлекательным полем для творческой деятельности, актуальным для исследований, и для новых и свежих экспериментов.

Список литературы:

1.Звонцов В., Шистко В. Офорт. Техника. История. СПб: Аврора, 2004.
2.Травлёный штрих (классический офорт) [Электронный ресурс] // Сектор редких книг и рукописей– URL: http://www.lib33.ru/old/parts/srk/ruzin/3t_sh.htm(дата обращения: 17. 06 .2018).
3. Офорт: история возникновения и разновидности [ Электронный ресурс] // Библиотека дизайнера – URL: http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=408 (дата обращения: 17. 06.2018).
4. Айзеншер И.Я. Техника офорта. Гравюра на металле. Л.; М., 1939
5. Кристеллер П. История европейской гравюры. XV–XVIII вв. [М.], 1939
6. История становления офорта ) [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека – URL: http://studbooks.net/611926/kulturologiya/istoriya_oforta(дата обращения: 16. 06 .2018)
7. Леман И.И. Гравюра и литография: очерки истории и техники. М., 2004

Просмотров работы: 298