Н.К. Рерих как представитель русского модерна - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Н.К. Рерих как представитель русского модерна

Бородулина А.Д. 1, Косарева Е.В. 1
1Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В период расцвета модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приёмов, сближение различных видов и жанров искусства.

Стиль модерн проявился во всех направлениях: в архитектуре, в изобразительном искусстве (живописи и графике), в скульптуре, в дизайне мебели и предметов интерьера, в литературе.

Годы становления Николая Константиновича Рериха как художника и ученого-историка, археолога пришлись как раз на время расцвета русского модерна.

По окончании Академии Художеств в 1897 г. в качестве дипломной работы Н.К. Рерих представляет картину, написанную на историческую тему – «Гонец. Восстал род на род». Она стала первой в его серии «Начало Руси. Славяне».

Обращение к прошлому, к истории – характерная черта искусства модерна. Художественная интеллигенция начала века с повышенным вниманием относилась к искусству древних славян, в котором видела «спасительное обновление европейской культуры».

Первая серия, над которой начал работать художник, стала историческая – «Начало Руси. Славяне». В центре картины «Идолы» – высокий холм, на котором расположено древнее языческое капище, место, где люди молились и приносили жертвы своим богам.

Поиск и воплощение Красоты – ведущая черта художников модерна. Изучая прошлое, Н.К. Рерих восхищался им и сравнивал с современной жизнью: «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: «Какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство…»

Как и многие художники-модернисты Н.К. Рерих был увлечен созданием и украшением интерьеров жилых комнат. По просьбе Марии Клавдиевны в 1904 г. Николай Константинович создал 48 проектов мебели и различных деталей для интерьеров Талашкинского «Теремка».

В 1908-1910 годах Н.К. Рерих исполнил серию панно «Богатырский фриз» для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф.Г. Бажанова (ул. Марата, 72; ныне – Детская библиотека истории и культуры Петербурга). Панно Н.К. Рериха украшали столовую дома.

С 1903 г. художник много и серьезно работал в области религиозной монументальной живописи. Среди этих работ особенно выделяется роспись церкви Св. Духа в селе Талашкино, в имении Марии Клавдиевны Тенишевой. Мы видим чудом сохранившуюся фотографию: Рерих с братом и сыновьями работает над росписью в храме.

Именно здесь Н.К. Рерих впервые создал величественный образ Богородицы, явно выходящий за границы строго канонического. Исследователи видят сходство его с образом Мадонны во славе. Вы видите эскиз к росписи, созданный в 1911 г. Обращает на себя внимание плат Богородицы, весь расписанный изображениями растений и животных, ибо Великое Женское Начало – Матерь дает жизнь всему сущему. Этот эскиз стал прообразом будущих работ мастера, посвященных Матери Мира – высшему Женскому Началу Мироздания.

Рериховская мозаика украшает памятник А.И. Куинджи (1913) в Александро-Невской Лавре. На высоком постаменте установлен бронзовый бюст А.И. Куинджи скульптора В.А. Беклемишева. Внутренняя поверхность ниши выложена мозаикой, исполненной В.А. Фроловым по эскизу Н.К. Рериха. Здесь изображен яркий, золотой растительный орнамент. Это древо жизни, вечно растущее, вечно зеленеющее новыми побегами. Конечно, это символ, означающий Учителя и школу его учеников.

Здесь также проявилось несомненное влияние модерна – орнаментальность, символизм, утонченная изысканность пластических ритмов.

Интерес художника к обобщенным и монументальным формам способствовал его обращению к театрально-декорационному искусству (стремление, также очень характерное художников модерна). С 1905 г. Н.К. Рерих создавал эскизы к костюмам и декорации к сценическим постановкам опер и балетов Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, И.Ф. Стравинского, М.П. Мусоргского, Р. Вагнера, Э. Грига и других.

Исследователи отмечают, что ни в каких других театральных работах Н.К. Рерих не подходил так близко к искусству модерна, как в эскизах костюмов к «Весне священной» 1912 года. Желание ввести в свои произведения элементы современного искусства, сама новаторская музыка сказались на рериховских образах. Эскизы костюмов к балету выполнялись по мордовским и марийским подлинным образцам из коллекции М.К. Тенишевой. Костюмам, вопреки традиционному балетному правилу, был придан этнографически бытовой характер: вместо легких туник и трико на артистах появились посконные рубахи, а вместо пуантов – лапти и онучи. Исследователи справедливо отмечают «стилистическую ансамблевость рериховских костюмов».

Украшенные различными орнаментами, белые и красные одежды персонажей выделялись среди ярко зеленеющих холмов. Вся эта звонкая декоративная гамма порождала ощущение праздника, весенней свежести, прикосновения к далекой и неведомой нам эпохе «юности человечества». Еще в самом начале работы над «Весной священной» в одном из интервью Н.К. Рерих писал: «Костюмы для моего балета должны представить особый интерес, ибо эта эпоха инсценируется едва ли не впервые».

Н.К. Рерих очень любил театр, видел в нём воплощение синтеза искусств – черта, характерная для художников модерна. Ведь театр, отмечал Николай Константинович, волшебным образом соединяет художественный образ, музыку и действо в единое гармоничное целое.

Список используемой литературы:

Сидоров В. М. На вершинах (Творческая биография Н. Рериха, рассказанная им самим и его современниками) — М.: Советская Россия, 1977.

Тхакур М. Древняя Русь, славянский цикл в творческом наследии Н. К. Рериха (до 1916 г.): автореф. дис. … канд. ист. наук / Рос. ун-т дружбы народов. — М., 1996. — 20 с.

Трофимова Е. А. Этическое учение Н. К. Рериха: автореф. дис. … канд. филос. наук / ЛГУ. − Л., 1990. − 16 с.

Порожнякова Н. Е. Восточнославянские мифологические мотивы в изобразительном искусстве модерна: автореф. дис. … канд. искусствоведения / Харьков. гос. акад. дизайна и искусств. − Харьков, 2006. − 20 с.

Дьяченко И. Ю. Деятельность Н. К. Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы: дис. … канд. культурологии / Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма. — М., 2012. — 209 с.

Просмотров работы: 30