Вера Игнатьевна Мухина - всемирноизвестный советский скульптор. Расцвет ее творчества пришёлся на 1920—1930 е годы. Не только на родине, но и в Европе работы «Пламя революции», «Юлия», «Крестьянка» принесли славу Вере Игнатьевне.
«Богиней плодородия» называла Мухина свою знаменитую «Крестьянку». Действительно, — ноги колонны, над ними грузно, но легко и свободно поднимается крепкий торс.
Она создала много выдающихся произведений советской монументальной пластики. Таковой является статуя «Рабочий и колхозница».
Удивительное по своим размерам изображение «Рабочего и колхозницы» из листовой нержавеющей стали было в1937 году воздвигнуто на Советском павильоне Международной выставки в Париже. Здание высотой в 33 м служило грандиозным постаментом для статуи 24,5 м высоты. Смелое сочетание архитектуры и скульптуры вызывало восхищение широких кругов зрителей, посещавших выставку.
Сама идея рождалась довольно долго и мучительно, что можно увидеть на эскизах. Вот бегущая обнажённая фигура (первоначально Мухина вылепила мужчину обнажённым — могучий античный бог шагал рядом с современной женщиной, — но по указанию свыше «бога» пришлось приодеть), в руках у неё что-то вроде олимпийского факела. Потом рядом с ней появляется другая, движение становится спокойнее. Третий вариант — мужчина и женщина держатся за руки: и сами они, и поднятые ими серп и молот торжественно спокойны. Наконец художница остановилась на динамичном движении, ритмичным и чётким жестом.
С любой точки зрения статуя производит впечатление стремительного полета, выраженного в движении всех масс вперед и вверх.
В.И. Мухина внесла свой вклад не только в развитие советского монументального искусства. Она была прекрасным портретистом. В портретах архитектора С. Замкова (мрамор, 1934), академика А. Крылова (дерево, 1945) нет атрибутов их профессии, принадлежности к какому-либо социальному строю или общественному посту. Она посредством скульптуры передавала характер людей и их состояние.
Особенно отличается серия портретов Мухиной, созданная в период Великой Отечественной войны. Перед художником, пытающимся создать «героический портрет» стоит сложная задача превратить лицо, нередко житейски некрасивое, в лицо значительное и прекрасное. В этих словах обобщен конкретный творческий опыт Мухиной. Портреты полковника И. Хижняка, полковника В. Юсупова — выразительный рассказ о людях, не дрогнувших перед опасностью, закаливших в бою свою волю, свой характер.
Вера Игнатьевна Мухина была одарена творчески очень разносторонне. Она с большим увлечением работала над миниатюрными произведениями прикладного искусства, над стеклянной посудой и скульптурой из стекла.
Вера Игнатьевна Мухина внесла огромный вклад в русское декоративно-прикладное искусство и скульптуру. Она создала множество чудесных произведений, и ее колоссальный труд ценится и вдохновляет людей по сей день.
Список используемой литературы:
Воронов Н. В. «Рабочий и колхозница». — М.: Московский рабочий, 1990. — 80, [16] с
Воронова О. И. Вера Игнатьевна Мухина. — М.: Искусство, 1976. — 230 с.
Зотов А. Мухина Вера Игнатьевна: Народный художник СССР. — М.-Л.: Искусство, 1944. — 16, [6] с.
Джанджугазова Е. А. Вера Мухина — «Первая дама советской скульптуры» // Современные проблемы сервиса и туризма. — 2013. — № 4. — С. 5—10.