Армянская женщина – хранительница чести армянского народа - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Армянская женщина – хранительница чести армянского народа

Баданян Р.А. 1, Говорова Е.Н. 1
1Вольский военный институт материального обеспечения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Воспитывая мальчика, воспитываешь мужчину,

Воспитывая девочку – воспитываешь нацию (армянская пословица).

Я – Армянин. Родила и воспитывала меня Армянка. Мать приложила немало усилий, чтобы я вырос хорошим, справедливым, правильным человеком. Наверное, не было такого случая, чтобы при столкновении с какой-либо проблемой, Мамы не было рядом. Она всегда поддерживала меня и давала полезные советы в трудных ситуациях. До сих пор помню слова Отца: «Никогда не обижай Маму, она у нас самая хорошая, добрая, умная, и никакая женщина на свете не полюбит тебя больше и сильнее, чем она». Теперь я уже взрослый молодой человек, но слова Отца с каждым годом для меня становятся все важнее и важнее.

Мама – это не единственная женщина, которая была со мной рядом в период моего взросления. Основное время в детстве я проводил со своей родной Бабушкой, и так случалось, что при каждом падении или ушибе, она была рядом, обрабатывала рану и утешала меня словами: мужчины не плачут. Она знала, какие сладости я люблю, и каждое воскресенье пекла торты, пирожки, и я старался никогда не расстраивать ее, поскольку с каждым годом она становилась все старше и старше, и уже мне нужно было заботиться о ней. Свой вклад в мое становление как личности внесла также и моя Тетя, благодаря ее упорству я ходил в разные спортивные кружки. С ней мы посещали театр, смотрели балет, с ней я узнал, что такое опера. Благодаря ей я развивался не только физически, но и духовно. Все прекрасное и доброе, что меня окружало в детстве, все, что и сейчас присутствует в моей душе и сердце, я получил от них, моих любимых родных женщин, выросших на национальных традициях под лучами солнечной Армении и переданное им от наших мудрых предков.

Последние годы стало модным разделять людей на национальности, выявлять черты характера, отмечать особенности, а такие модные термины, как «менталитет» и «темперамент» уже давно вошли в широкое употребление. Какими же особенностями и менталитетом обладают армянки?

Этот вопрос волнует не только мужское население Армении. В период глобализации и расселения народов он становится актуальным, прежде всего, для каждого из нас, дабы не потерять свою национальную идентичность и сохранить преданность своим глубоким традициям.

Армянские девушки и женщины бывают разные, как внешне, так и по характеру. Если вам хоть раз приходилось в течение своей жизни общаться с армянками, то вы, скорее всего, заметили огромную разницу между ними, в частности, в поведении, манерах и во внешности.

Внешность армянок очень разнообразна! Большинство из них – это обладательницы карих глаз и каштановых или пепельно-черных волос. Однако среди армянок встречаются голубоглазые, а также зеленоглазые и сероглазые девушки. В Армении рядом с горячими и жгучими брюнетками могут жить девушки с волосами золотого, рыжего и русого цветов.

Характеру армянок нельзя дать однозначную оценку. Армянки воспитываются по-разному, в разных семьях и в разных странах. Во всех крупных городах мира проживают большие армянские общины, что и играет важную роль в становлении личности.

Например, сирийские и иранские армянки очень похожи на сирийских и иранских женщин не только внутренне, но даже внешне. Многие девушки, которые растут в славянских странах, немного становятся похожи на славянок, а те, что росли на западе, выглядят абсолютно по-европейски или по-американски.

Естественно, характер у таких девушек соответствующий, поскольку они росли в конкретной стране, где определенная культура, нравы и традиции повлияли на них. Как бы они не воспитывались в традиционной армянской семье, все равно черты характера напрямую зависят от того, в какой среде девушка росла.

При этом многие молодые армянки скованны и стеснительны, что также связано с консервативными взглядами представителей ее семьи. Несмотря на уважение к представителям старшего поколения и к мужчинам, на покорность и послушание, многие армянки умеют постоять за себя, и не дадут себя в обиду.

Эти девушки хорошие и добрые до поры до времени – пока их кто-то не выведет из себя. Они могут быть горячими, вспыльчивыми, капризными и упрямыми. Но эта особенность характерна всем девушкам, живущим на планете Земля. При этом особых привычек у армянок нет. Есть только одна – чистоплотность.

Большинство армянок трудолюбивы: если вы зайдете к ней в гости, то вокруг все чисто, прибрано, дети накормленные, умытые, муж – довольный и сытый. Особое место в жизни армянской женщины занимает ее ребенок. Армянка должна уделять много времени своим детям: для большинства из женщин, дети становится центром их жизни. Счастье и гармония в семье – самое главное для армянской женщины. В Армении уважительное отношение к женщине стало культом, особенно, если на ее пальце обручальное кольцо.

Армянская женщина ради близких готова на все. Конечно, многие представительницы других южных и восточных национальностей способны буквально разорвать себя на части, чтобы новогодний и любой другой праздничный стол был самый богатый и разнообразный, но армянки к этому относятся с особым трепетом. Многие любят готовить основные блюда, салаты и сладости собственноручно. Какой армянский праздничный стол без долмы, гаты и пахлавы собственного приготовления?

Многие армянские бабушки шьют одежду для своих близких, особенно, для внуков и внучек, вяжут теплые вещи. И ни одна армянская бабушка, особенно та, которая живет в Армении, не отпустит вас из своего дома без угощения. Армянки чтят стандарты женственности, поэтому это отображается в их одежде. В этой стране можно встретить совершенно разные стили в одежде, нет каких-то определенных правил.

Армянская женщина испокон веков хранила честь армянского народа, честь мужчины. К женщине в Армении всегда проявлялось особое уважение, а покушение на честь женщины – матери, сестры, жены, – считалось для армянина настоящим оскорблением. Но не только армяне восхищаются своими женщинами. Известный российский дирижер Владимир Спиваков, женатый на Сати Спиваковой (Сатеник Саакянц), называет ее своей опорой. «Сати – большая личность. Редко когда в женщине так сочетаются красота и ум. Даже пугающе. Возрождение моей скрипичной карьеры произошло благодаря Сати. В жизни каждого художника случаются пики, падения, кризис, неудовлетворение собой и неверие в себя. Сати поверила в меня – она дала мне свою веру в руки, как клубочек из сказки. Эта нить Ариадны меня и ведет», – в одном интервью сказал Владимир Спиваков.

В своей автобиографической книге «Прощание с иллюзиями» известный российский журналист Владимир Познер тоже описал образ армянской женщины. Рассказывая о своей поездке в Армению, известный журналист описал семью гостеприимных хозяев, пустивших его и водителя на ночлег и накормивших их ужином. Вначале Познера поразило и рассердило то, что жена и мать хозяина дома не присоединились к ужину, а просто наблюдали со стороны. «Почему этой несчастной женщине не было позволено сидеть с нами за столом? Как-никак мы живем в последней четверти двадцатого века в якобы передовой стране», – сказал тогда Познер водителю. Ответ водителя, с которым Познер поделился своим возмущением, поразил журналиста. «Ты не понимаешь, ты ничего не видишь. Ты не заметил? Каждый раз, когда хозяин вставал, чтобы сказать тост, он смотрел на женщин, дабы получить разрешение. Ты не соображаешь, что жена позволила ему зарезать ягненка на шашлык? Если бы обе женщины не разрешили, он не впустил бы нас в дом. Это у вас женщины сидят с вами за одним столом, но ничего не решают, а у нас не так. Мы слушаемся женщину, потому что она и есть жизнь, от нее все. А ты все стол да стол…», – сказал тогда водитель.

Эти девушки добрые, но пока их кто-то не выведет из себя. Они могут быть горячими, вспыльчивыми, капризными и упрямыми. Но нельзя не отметить, что армянки очень чистоплотные. Стоит сказать, что в соответствии с исследованиями, армяне очень начитанные, образованные и интеллигентные люди. Именно поэтому многим армянкам во всех уголках земного шара удалось добиться нереальных высот в области медицины, науки, моды и культуры.

По данным Национальной статистической службы, 60% женщин в Армении имеют высшее образование, но при этом уровень их заработной платы в среднем на 30% меньше, чем у мужчин. В Армении женщины ни разу не выдвигались на пост президента, премьер-министра или спикера парламента. В кабмине Армении работает три женщины министра (общее число министров – 19). В среднем и малом предпринимательстве задействовано около 10% женщин.

Со 2-й пол. ХХ в. Ереван населяли уже несомненные горожанки: уверенные в себе, научившиеся одеваться, следить за собой, высказывать свое мнение.

Возникновение новых образов мужчины и женщины в Ереване 60-х гг. – явление не исключительное. 60-е принесли с собой большое количество героев многим странам мира, в особенности странам-победителям во Второй мировой войне. Поколение детей войны искало свои черты очень активно. Достаточно вспомнить образы, связанные с молодежным движением во Франции и США (1965–1970), образы первых космонавтов, героев таких кинофильмов, как «Я шагаю по Москве», «Здравствуй, это я» и др.

Обрести национальный образ было, по-видимому, очень важно всем трем народам Закавказья. Одновременно в трех республиках вышли в свет национальные героические эпосы в новых редакциях. В Ереване был установлен памятник Давиду Сасунскому (одному из героев армянского эпоса). Песни о Тбилиси, Ереване и Баку тоже появились одновременно, и одновременно же «канонизировались».

Первый национальный женский образ появился в Грузии. Его «собирательно» создали молодая шахматистка Нонна Гаприндашвили, юная певица Ирма Сохадзе и героиня одной из знаменитых «грузинских короткометражек» – «Зонтик». Большеглазые романтичные горожанки не в первом поколении, с непременной челкой на лбу и обязательным атрибутом самостоятельности в руках: будь то шахматы, нотная папка или зонтик (по сюжету одноименного фильма-пантомимы – символ самостоятельности выбора женщины).

В Армении аналога им не нашлось. Женские героини кино были удивительно безликими, с единственными выделяющимися чертами – преданностью и терпеливостью. Такой же образ поддерживали театральные образы Ануш, Гаянэ, Офелии и Дездемоны (в 60-е гг. несколько исполнительниц именно этих четырех ролей стали «звездами» оперной и драматической сцены в Ереване).

Что касается кино, то более половины главных женских ролей в армянском кино 60-х гг. сыграли русские актрисы… Запоминающийся образ ереванки на телеэкране создала чтица Сусанна Габриелян. Благодаря ее вдохновенному исполнению стихов Сильвы Капутикян, Эдуардаса Межелайтиса, Паруйра Севака и Андрея Вознесенского, на некоторое время в Ереване прижился образ романтичной девушки с книжкой стихов в руках. Даже художники отдали дань власти этого нового образа: появился сразу ряд работ, изображавших девушек с небольшими книжицами (очевидно, стихотворными сборниками).

В целом же в 60-е в Ереване была актуальна любовь к Еревану, а любовь к женщине еще не нашла обобщений в культуре. Кроме того, образ суперактивного мужчины-ереванца совершенно «забивал» женские образы. И, увы, они в Ереване так и не появились.

Ереванцы частично осознавали это: вот, в Тбилиси есть свой женский образ, а в Ереване его нет. Хотя, конечно, главное для становления образа женщины в Ереване сделали все же именно 60-е гг. С этих времен Ереван населяли уже несомненные горожанки: уверенные в себе, научившиеся одеваться, следить за собой, высказывать свое мнение. От своих сестер в других городах Союза они отличались разве что гораздо меньшей самостоятельностью и ответственностью, да еще… почти полным отсутствием косметики. Впрочем, один элемент косметики уже стал потихоньку входить в женский обиход: это была помада. Почти единственным художественным образом женщины, оставшимся от 60-х гг., можно считать слова из песни «Оф, Сирун, Сирун»: «Невиннейшей любовью я полюбил тебя, / А ты, несправедливая, обманула меня». Армянский мужчина того времени, к сожалению, придавал собственным чувствам к женщине немножко большее значение, чем самой этой женщине…

Сегодня женщин в Армении чтят, к ним относятся с большим уважение. В мире никого не удивишь обилием талантов и знаменитостей среди армян. Но почему-то у многих сложилось мнение, что особый армянский ум – это прерогатива мужчин. А армянские женщины незаслуженно оставались в тени. Мне это показалось крайне несправедливым, и я решил вспомнить имена лишь некоторых прекрасных армянок, которые всегда блистали во многих областях знаний. Они и ныне являются достойными представительницами великого армянского народа.

Среди исторических личностей – это Царица Тамара – дочь Георгия III Багратуни, правительница Грузии, первая женщина на грузинском троне. Период правления царицы Тамары называют «золотым веком» в истории Грузии. Принцесса Уэльская Диана – прапрабабушка Дианы по материнской линии армянка из Индии Элиза Кевар (Кеворкян). Ирина Хакамада (бабушка – армянка) – российский государственный деятель, писатель, теле- и радиоведущая, кандидат экономических наук, баллотировалась на пост президента России. Асмик Погосян – министр культуры Армении.

Среди армянок были и остаются женщины, преданные своему Отечеству на военном поприще. Среди них Гоар Вартанян – советская разведчица, кавалер ордена Красного Знамени. Елизавета Шахатуни – жена и соратник авиаконструктора Олега Антонова, единственная в СССР женщина-авиаконструктор, доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии. За всю историю авиации единственная в мире женщина – заместитель Главного конструктора. Тамара Геворкян – советская разведчица. Ася Ванян – первая советская летчица-армянка, которая еще в начале 1930-х гг. получила прозвище «королева неба». Она отличилась в боях с японцами и была награждена орденом Красной Звезды. Затем отважно сражалась во время Великой Отечественной войны. В 1943 г., проявила чудеса героизма и получила тяжелое ранение, была награждена орденом Ленина. Подлечившись, она вернулась в строй. Александра Османцева (Османян) – отважная летчица, участница Великой Отечественной войны. Она служила в знаменитом женском Краснознаменном Таманском авиационном полку. Громила врагов в боях за Керчь, над Гомелем и Минском, Кенигсбергом и Берлином.

Среди деятелей науки нельзя не назвать Рипсиме Джанполадян-Пиотровская – советский археолог-востоковед, арменовед, жена и мать директоров Эрмитажа Бориса Пиотровского и Михаила Пиотровского. Анаит Периханян – советский востоковед, арменовед, доктор исторических наук. Аида Аветисян – советский армянский химик, доктор химических наук, профессор, академик НАН Республики Армения. Изабелла Башмакова – советский математик, доктор физико-математических наук, профессор истории математики, академик Международной академии истории науки. Цовинар Кевонян – французский историк, доктор философских наук, преподаватель в Парижском университете.

Имя Мариэтты Шагинян – советской писательницы, поэта, прозаика, историографа, искусствоведа, общественного деятеля, доктора филологических наук, члена-корреспондента Академии наук Армянской ССР известно далеко за пределами родины. Сильва Капутикян – крупнейшая советская армянская поэтесса XX в., писатель, публицист и общественный деятель, академик НАН Армении, почетный гражданин Еревана. Маргарита Симоньян – российский журналист, главный редактор телеканала «Russia Today», телеведущая, общественный деятель. Тина Канделаки (мать – Алахвердова) – российский журналист, телеведущая, продюсер и общественный деятель. Евгения Лихалатова (Мартиросова). «Мамой Женей» называл поэт Владимир Высоцкий свою любимую мачеху, вырастившую и воспитавшую его. Татьяна Геворкян – российская телеведущая и журналист, ведущая новостей культуры на телеканале «Культура».

Среди деятелей искусства, имеющих армянские корни, Карина Мелик-Пашаева – ректор Российского университета (ГИТИС), профессор кафедры истории и теории музыки и музыкально-сценических искусств, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Гаянэ Казнатти – итальянский архитектор, директор Центра документирования и исследования армянской культуры в Милане. Карина Саркисова – российская, австрийская балерина, выступала в Мариинском театре, а затем в Венской опере. Надежда Симонян – советский композитор, автор музыки ко многим кинофильмам. Тамара Туманова – французская и американская балерина, хореограф и актриса. Тамара Ханум (Петросян) – узбекская танцовщица, хореограф и певица, народная артистка СССР. Она стала организатором музыкально-драматических и балетных театров Узбекистана. Ее называли «первой восточной ласточкой». В годы Великой Отечественной войны она активно участвовала во фронтовых бригадах и передала свои личные средства на строительство самолетов и танков. Вивьен Ли – английская киноактриса, имеющая армянские корни со стороны матери.

Нелли Уварова – российская актриса театра и кино. Анжелика Каширина (Асланян) – российская актриса театра и кино.

Апофеозом славы и любви к своей Родине стала статуя «Мать Армения» работы скульптора Ары Арутюняна, воздвигнутая в Ереване в 1967 г. Скульптура символизирует могущество и величие Родины. Представляет собой образ Матери, вкладывающей меч в ножны. У ее ног лежит щит.

Вот такие они – армянки, которые являются гордостью и славой не только армянского народа, но и всего мира! Этот перечень можно бесконечно дополнять и продолжать. Зачастую нас, армян, обвиняют в том, что мы слишком уж любим гордиться своими знаменитостями. Да, это так, потому что нам есть кем гордиться, в особенности, если это дорогие нашему сердцу Женщины Армении!

Просмотров работы: 1013