Учет психофизиологических особенностей водителей при управлении автомобилем в сложных условиях - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Учет психофизиологических особенностей водителей при управлении автомобилем в сложных условиях

Елина А.С. 1
1ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сложно недооценивать значимость человеческого фактора в обеспечении возрастания интенсивности автоперевозок в соответствии критериям безопасности на автомобильных дорогах. Снижение рисков может быть достигнуто только при достаточно продуманной и реализованной организации дорожного движения и значительно ощутимом снижении дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Если вести речь про настоящее время, то во многих государствах с высоким уровнем автомобилизации ДТП по прежнему становятся причиной больших человеческих жертв и материальным потерям.

Интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков, что сказывается на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей. Без достижения результата по этой задаче не удастся достигнуть качественного снижения ДТП и, что закономерно, повысить безопасность движения.

Актуальность: Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в сложных условиях относится к числу приоритетных социальных, медицинских и технологических проблем во всем мире.

Анализ основных видов нарушения правил дорожного движения (ПДД) показывает, что ведущими связанными непосредственно с вождением и приводящими к наиболее тяжким последствиям, являются грубые нарушения ПДД. Это свидетельствует о том, что определяющим выполнение действий, приводящих к ДТП, является недостаточность психических и психофизиологических механизмов регуляции деятельности водителей.

Степень изученности темы работы.К настоящему времени, учет системы профессиональной деятельности функционируют в авиации, энергетике, атомной энергетике, на предприятиях ядерно-оружейного комплекса, железнодорожном транспорте, МЧС, МВД, МО России. Изучение состояния здоровья и психофизиологических характеристик водителей, определяющих профессиональную пригодность и безопасность труда, имеет достаточно давнюю предысторию, как в медицине, так и в смежных областях науки. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует единое мнение на задачи, методы и процедуру психофизиологического обследования в системе медицинского обеспечения водителей.

Объект исследования - система подготовки водителей по безопасности движения на автомобильном и городском транспорте.

Предмет исследования - психофизиологические компоненты подготовки водителей по безопасности движения на автодорогах в сложных условиях.

Цель работы заключается в изучении связи риска возникновения дорожно-транспортных происшествий с уровнем психофизиологической адаптации и психофизиологических характеристик водителей; научное обоснование введения в систему обучения водителей по безопасности движения психофизиологической подготовки, как самостоятельного вида, и разработке рекомендаций, направленных на повышение безопасности вождения;

Для достижения целей работы, были поставлены следующие задачи:

1)аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий;

2) обоснование разработки рекомендаций психофизиологической подготовки водителей по безопасности движения, как инновационных компонентов, повышающих потенциал надежности водителей и безопасность функционирования системы «водитель -автомобиль - среда» в целом.

Глава 1 Роль человеческого фактора

в обеспечении безопасности движения

Важность движения каждым становится более более . Это с плотности автомобилей прочих средств улицах ростом легковых среди . Именно ощутимо процесс смешанного потока дорогах [4].

фаза важном восприятия на водителем - изменение езды траектории транспортного . Очень реакция на - либо дорожной направлена на скорости , а усиление напряженности, которой не момент ее признаков, по распространения в головного [11]. Поэтому часто ошибки в возникновения ситуации, через время, , казалось , благополучного из . Этим, частности, концентрация -транспортных (ДТП) на опасном дороги, на удалении него. человеческого в движении выявление роли обеспечении движения из крупных .

На этапе связи постоянно скоростью интенсивностью в дорог необходимость возможностей в опасности принятии мер. связи этим понятие " расстояние ", включающее себя только путь , но путь, автомобилем время водителя.

принятием качестве из параметров реакции появилась при дорог безопасность инженерными : устранение неожиданного во движения дороге (каких- препятствий разрушений части) предоставление времени на оценку ситуации, принятие и реализацию решения. При этом, естественно, из-за отсутствия специальных дорожных исследований возможная величина времени реакции водителя была заимствована из психофизиологических исследований, и для случая неожиданного сигнала была принята 1 с.[7]

Этот показатель оставался долгое время единственным, численно представляющим человека во всей теории проектирования дорог, а параметры трассы дороги рассчитывались исходя из систем уравнений, основанных на геометрии и механике, обеспечивающих устойчивость автомобиля при движении с расчетной скоростью. Возможность выбора параметров расчетных формул с позиций удобства движения появилась после введения коэффициента поперечной силы, позволившего количественно выразить ощущение человеком нагрузок при движении автомобиля по закруглению[7]. Расчетная формула для определения минимального радиуса кривой в плане с учетом заданной степени комфортабельности движения (рис. 1), предложенная А.В. Макаровым в 1939 г. используется и в настоящее время.

 

Рисунок 1- Формула расчета минимального радиуса кривой и его изображение

Для второго этапа, начавшегося в послевоенные годы, характерно более глубокое изучение степени воздействия условий аварийность и движения [2]. было тем, , несмотря соблюдение проектировании требований условий в назначения параметров и поперечного , на построенных в процессе выявлялось участков с аварийностью и скоростью .

Это о недостаточном в принятых и методах дорог восприятия дорожной . В развернутых сам выступал в неявной : в качестве степени дорожных на движения изменения или движения и статистики -транспортных .

Третий характеризуется изучением водителем обстановки. в работах рода практически с появления автомобиля. за , оценка -транспортной полностью на . Но сенсорная , все функции под скоростей к нему и необходимой ответной , которые для перемещения с собственных . Сенсорные и возможности превышают необходимые, определенный в скорости информации и реагирования, ему среде в условиях. эти не и исчерпываются, правило, при скоростях 60…70 км/ч. во движения помогать в дорожных , подсказывать тактику автомобилем. надежным средством при этом является сама дорога.

До тех пор пока напряженность работы водителя, вызываемая скоростью и плотностью движения потока, стала оптимальные , для безопасности достаточно при технических учитывать общие психологии человеком мира, числа главными с точки являются представление за обеспечения расстояния и учет ответного водителя [5]. изучаемых расширился, в дорожных стали электрокардиограмму () как показатель состояния . Большая работ направлена выявление между в ЭКГ и дорожной .

Необходимость комплексных восприятия дорожных , оценки эмоциональной и функционального центральной системы появление лабораторий, в процессе фиксировать движения и целый психофизиологических : электроэнцефалограмму, , кожно- реакцию, .

Проблема фактора в безопасности движения в необходимости механизмов и характеристик и переработки информации о обстановке, влияния продуктивность и деятельности дорожных и разработке и методов, учитывать возможности при дорог и движения.

1.1 Пригодность к вождению основе психофизиологических факторов

психофизиологическими, по определяют к вождению ,является ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:

ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно на чувств ( ощущение , слуховые, , кожные, , вибрационные и .);

восприятие - развития чувств, определения отношений и интервалов, переработки ;

психомоторная - скорость и реакции в критических , четкая координация;

- широкий и распределение , его переключаемость и , правильная внимания выполнении ;

эмоционально- реакция - стойкость, уровень волевых (самообладание, , настойчивость);

мышление - оценки обстановки и решений, к быстрому прогнозированию, оперативная и ее ;

личностные - активность и личности, к технике, , смекалка, , интерес к работе . Недостаточное одних особенностей может развитием и проявляться в сложных условиях, предотвращение и разрядка дорожной зависят скорости ситуации, применить управления , от и от реакции, , решительности и . Мастером дела считать того , который правильно и оценивать обстановку, ее изменения и не в сложные , а при избежать , - максимально опасную .

Опыт и водитель постепенно, же характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождение.

Из основных психофизиологических качеств водителя, помимо темперамента, который исследовался в моих прошлых научно-исследовательских работах, особенно следует выделить внимательность и скорость реакции к соответствующим действиям на воспринятую информацию.

Рисунок 2 – Скорость реакции водителя в зависимости от сложности ситуации

Внимательность - способность сосредоточить внимание на выявленном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель может обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредоточить свое внимание на основном объекте опасности, который может потребовать принятие срочных мер для предотвращения аварии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать переменчивые дорожные условия и обстановку движения, чтобы вовремя определить новый режим движения.

Одним из важнейших навыков водителя, которые обеспечивают безопасность движения, является скорость реакции - закономерный ответ организму на внешнее влияние.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятия решения и выполнения соответствующих действий. Время реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности к началу действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций - сложной, простой и в опасной зоне (рис. 2).

Рисунок 3 – Схема сложной ситуации на дороге

При движении автомобиля перед водителем могут возникать всевозможные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить ее и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль, объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью (рис. 3). Такая оценка в совокупности и выбор способа действия являют собой сложную реакцию.

Глава 2 Действия водителя в сложных условиях

Что бы наглядно увидеть, как водитель видит дорогу, в зависимости от скорости движения ТС, приведена следующая схема:

Рисунок 4 – Поле зрения водителя в зависимости от скорости движения

Видно прямую зависимость сужения поля зрения водителя при увеличении скорости (рис. 4). А скорость зависит от дорожной обстановки и темперамента водителя, что в следствии влияет на безопасность дорожного движения для всех его участников.

Во время сложных условий на дороге навыки и состояние водителя являются одними из важнейших факторов, которые предопределят благополучное окончание поездки.

Важной автомобильной дорогой проходящей через Саратовскую область является трасса Р158. По данным статистики за 2018 г., приведенным в открытых источниках, на большей части протяженности трассы Р158 Нижний Новгород - Арзамас происходит большое количество ДТП, по различным причинам (рис. 5). Обще количество процентов превышает 100%, т.к. часто ДТП происходит из-за нескольких причин одновременно.

Рисунок 5 – Диаграмма причин ДТП в России по данным ГИБДД

Многие из них заканчиваются летальным исходом, что говорит о том, что на этой трассе имеют место быть многие недочеты в проектировании и эксплуатации. Явные эти ошибки заметны в том, что трасса не соответствует требованиям безопасности для загородной автодороги, на которой существует большой поток транспортных средств всех видов. Так же дорога в основном имеет одну полосу для движения в каждом направлении, встречные потоки не разделены барьером или другим строительно-техническим образом. Большой перепад высоты между проезжей частью и обочиной, отсутствуют отбойники с краю дороги и не продублированы знаки запрещающие обгон по левой стороне дороги.

2.1 Междугородние пассажирские перевозки

Зима 2019 года в Саратовской области началась с сильных снегопадов, которые повлияли на многие сферы жизни людей, в том числе и на дорожную ситуацию. Практическим примером применения знаний о темпераменте водителя, его физическом и психическом состоянии стала поездка из Саратова в областной город в сложных дорожных условиях.

В качестве наглядного примера рассмотрим мои наблюдения за действиями водителя междугороднего рейса Саратов-Петровск. В этот день многие рейсы были отменены из-за сложных погодных условий (рис. 6). Саратов и Петровск соединяет трасса Р158. Она является дорогой федерального значения. Протяженность трассы 610 километров, а отрезок соединяющий Саратов с Петровском – 98 километров.

Рисунок 6 – Фото дороги Р158 зима 2019 г.

Водитель Колдин В.С. является профессионалом 1 класса (При оформлении на работу классность присваивается на основании водительских прав. Водитель 1 класса – получает специалист с категориями В, С, Д, Е.).

Поездку осложняла плохая видимость (туман и снегопад), сильный боковой ветер, большое количество снежных масс на проезжей части и обочинах, как видно на фото выше.

Существует множество рекомендаций и инструкций о том, как обезопасить вождение в зимний период:

Обязательно использовать зимнюю резину;

Автомобиль должен быть очищен от снега (особенно лобовое и боковые стекла);

Обязательно должны быть включены фары;

Стиль вождения должен быть плавным;

Не превышать скоростной режим, поддерживать оптимальную скорость движения ТС;

При потере управления автомобилем, продолжать действия во избежание заноса.

Как видно, эти рекомендации просты. Их в силах соблюдать любой человек, в отличии от более глобальных мероприятий по реконструкции дороги и ее проектированию. Исполнение рекомендаций для водителей поможет предотвратить ДТП, сохранить жизни и здоровье людей.

Хочу отметить, что водитель, за которым велось наблюдение по управлению автомобилем в сложных дорожных условиях, на протяжении всего пути сохранял сосредоточенность, осторожность и внимательность.

Заключение

В заключении еще раз отмечу, что интенсивное развитие автомобильного парка приводит к повышению загруженности транспортных потоков. Это однозначно влияет на увеличении требований к водителям. По этой причине, увеличение надежности водителей является приоритетной задачей.

В скорости возникновения, глубине и силе чувств, в быстроте движений, общей подвижности человека находит выражение его темперамент – свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей, который значительно влияет на поведение водителя при движении на дороге, особенно при управлении ТС в сложных условиях.

Каждая из причин ДТП, указываемых в настоящее время органами ГИБДД, на самом деле имеет «скрытую» область, не лежащую на поверхности явлений, требующую для выявления специального психологического исследования водительской деятельности. Суть водительской деятельности заключается в сложном психологическом взаимодействии водителя и условий движения. Под условиями движения имеется в виду вся совокупность характеристик и параметров проезжей части дороги, придорожного пространства, дорожных знаков, указателей, сигналов светофора, видимости, обзорности, плотность и состав транспортного потока, дорожно-транспортные ситуации и пр., т. е. имеется в виду среда, в которой осуществляется управление транспортным средством [2].

В данной научно-исследовательской работе было проведено аналитическое исследование психофизиологических причин дорожно-транспортных происшествий, а именно влияние «человеческого фактора» на рост ДТП. Изучены нейропсихические механизмы ошибочности в деятельности водителей. Таким образом, была обоснована необходимость создания рекомендаций по программе психофизиологической подготовки водителей по безопасности движения, учитывающих психофизиологические особенности водителя, как инновационных компонентов, повышающих потенциал надежности водителей и безопасность функционирования системы «водитель -автомобиль - среда» в целом.

Список использованной литературы:

Балмаков А.И. За рулем без аварий./ Балмаков А.И., Звонов В.Ф. – Минск.: Беларусь, 2014;

Василенко В. А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. / Василенко В. А. — 2016. — №2

Клебельсберг Д. Транспортная психология/ Клебельсберг Д. , под ред. В. Б. Мазуркевича. — М.: Транспорт, 2018.

Коноплянко, В. И. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учеб. пособие / В. И. Коноплянко, В. В. Зырянов, Ю. В. Воробьев. — М.: Высш. шк. 2015.

Курганов В.М. Психология управления. Автотранспортная психология: учебное пособие / Курганов В.М., Под ред. Шикуна А.Ф. - М.: «Приор - издат», 2014.

Лаппи Отто, Диссертация, факультет поведенческих наук,/ Лаппи О., университет Хельсинки, 2010 г.

Лобанов Е.М. Проектирование дорог и организация движения с учетом психофизиологии водителя. / Лобанов Е.М. - М.: Транспорт, 2013

Ломов Б.Ф. Основы инженерной психологии: учебник для техн. вузов / Ломов Б.Ф. - М.: Высш. шк., 2016.

Мишурин В.М., Надежность водителя и безопасность движения / Мишурин В.М., Романов А.Н., 166, -.М. - Транспорт 2012 г.

Романов, А. Н. Автотранспортная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/А. Н. Романов.- М.: Академия, 2012

Талицкий И.И. Безопасность движения на автомобильном транспорте: Справочник / Талицкий И.И., Чугуев В.Л., Щербинин Ю.Ф. - М.: «Транспорт», 2017

Просмотров работы: 165