ЛОГИСТИКА РОССИИ В РАМКАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ЛОГИСТИКА РОССИИ В РАМКАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Эффективная транспортная логистика необходима, непосредственно, для повышения конкурентоспособности продукции и услуг, которые могут оказать существенное влияние на развитие экономики и жизни людей и национального процветания.

На сегодняшний день, как государство, так и общество выдвигают все новые требования относительно качества услуг транспортных перевозок. Чтобы удовлетворить заявленным требованиям транспортная система России требует дальнейшего улучшения системы логистики. Существующая система логистики по-прежнему имеет существенные недостатки, которые касаются, прежде всего, ее эффективности, безопасности и устойчивости. Они сдерживают экономическое развитие страны и, следовательно, должны быть решены.

Логистика рассматривается как процесс планирования, реализации и контроля эффективного потока продуктов, информации и средств, которые необходимы, чтобы соответствовать требованиям современного клиента. Транспорт является основным компонентом логистики, продвижение товаров между различными точками в цепочке поставок.

Цель статьи состоит в рассмотрении опыта логистической деятельности России в контексте развития мировой экономики.

Исследованием развития логистики занимались такие ученые: Миротин, Л.Б., Неруш, Ю.М., Тебекин А. В., Шальнева М., Заболоцкая К., Шумаев В.А., Илюхина С.С., Галушкин А.А.

Развитие отечественной логистической отрасли началось в 2000-е годы с момента появления первой организации, которая решила заняться предоставлением логистических услуг. В последствии спрос на эти услуги усиливался и организации развивались, развивая соответственно, логистическую отрасль России..

Сегодня отечественный логистический рынок представляет собой отрасль грузоперевозок, отрасль экспедиторских услуг, хранение (складирование), отрасль организации сбыта, а также отрасль управленческой логистики.

Устойчивые тенденции на логистическом рынке Соединенных Штатов Америки и Германии позволили рынку справиться с последствиями кризиса. Если рассматривать логистический рынок России, то важно понимать, что это рынок находится на этапе стабилизации. Следует отметить интенсивное использование логистики в отрасли машиностроения в России и Германии, а в США в обрабатывающей и добывающей отраслях. Широкое применение логистика нашла в энергетической и телекоммуникационной отраслях России и Германии.

Можно отметить, что Российская Федерация смогла добиться серьезных успехов в сфере логистики, а именно, на основе разработок российских ученых были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения.

Отрасли, которые наиболее связаны с логистической деятельностью в России это, прежде всего, машиностроение, нефтегазовая, металлургическая, энергетическая, фармацевтическая, телекомуникационная отрасли[1].

Для российской транспортной отрасли последние годы оказались достаточно сложными, что, касается почти всех отраслей экономики. Такие факторы, как действие санкционного режима, рост государственных налогов, снижение объемов производства, сокращение доходов населения, высокий уровень инфляции тем или иным образом отразились на транспортной системе России, и соответственно на рынке логистических услуг.

На текущий момент в данной отрасли присутствуют кризисные явления, о чем свидетельствуют статистические данные за последний период.

По статистическим данным, в 2015 году общий объем перевозки грузов составил 9,5 млрд. т. По сравнению с 2014 это на 4,3% меньше. Величина грузооборота увеличилась на 0,2% (5,1 трлн. т-км.). Если рассматривать автомобильный транспорт, то можно отметить, что на его долю приходится около 53% общего объема перевезенных грузов (5,04 млрд. т).

Таким образом, на текущий момент отрасль автомобильных грузоперевозок сокращает свою долю рынка за счет морских и железнодорожных перевозок, что связано, а первую очередь с сокращением экспорта и импорта, а именно они и перевозились автомобильным транспортом.

Важно также отметить, что в 2016-2018 гг. появились положительные тенденции в логистической отрасли России. Так, по данным оперативного доклада Росстата, грузооборот транспорта РФ в январе-сентябре2016 г. вырос на 1,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2015 г., и составил 3,8 трлн. т/км. В частности, грузооборот автомобильного транспорта увеличился на 0,4% до 169,8 млрд. т/км.

Важно понимать, что в современной экономической среде нельзя обойтись без инноваций, которые являются двигателем прогресса и способствуют развитию логистических услуг на мировом рынке логистики.

В нижеприведенной таблице 1 обобщенно представлены проблемы и перспективы внедрения инноваций в логистическую деятельность отечественных предприятий.

Таблица 1 - Проблемы и перспективы внедрения инноваций в логистическую деятельность отечественных предприятий [составлена автором на основании источника 3]

Проблемы внедрения инноваций в

логистическую деятельность отечественных предприятий

Перспективы внедрения инноваций в

логистическую деятельность отечественных предприятий

несовершенная нормативно-правовая база государства

обеспечение инновационного пути развития отечественной экономики

ограниченность доступа к информации об отечественном и зарубежном опыте по внедрению инноваций

постепенное формирование инновационного этапа развития деятельности предприятий в стратегии логистических трансформаций

недостаточность финансовых ресурсов предприятий

постепенное приобщение предприятий в мировой логистический рынок

имеющиеся стереотипы у руководства предприятий

получение предприятиями возможности конкурировать на глобальном логистическом рынке

недоверие к инновационному продукту

поддержка приоритетных направлений инновационной и логистической деятельности предприятий

риски, которые сопровождают внедрение инноваций

содействия развитию инновационной и логистической инфраструктур

недостаточная квалификация кадров

повышение степени защиты прав и интересов субъектов инновационной и логистической деятельности

Достижение эффективности и результативности логистики требует:

повышение эффективности каждого вида транспорта;

координации и обмена различными видами транспорта;

эффективной интеграции всех функций по управлению цепями поставок (а именно это спрос, менеджмент, снабжение, производство, хранение, транспортирование, распределение и дополнительные услуги);

расширение сотрудничества между цепью партнеров по поставкам (например, поставщики, производители, дистрибьюторы и конечные пользователи).

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдается изменение глобального тренда логистики в России в сторону устойчивого и качественного развития.

Список использованных источников

Транспортная стратегия российской федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р

Миротин, Л.Б. Логистика в автомобильном транспорте / Л.Б. Миротин. - Вологда: Инфра-Инженерия, 2015. - 237 c.

Неруш, Ю.М. Транспортная логистика: Учебник для академического бакалавриата / Ю.М. Неруш, С.В. Саркисов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.

Тебекин А. В. Логистика; Дашков и Ко - Москва, 2016. - 452 c.

Шальнева М., Заболоцкая К. Развитие транспортной инфраструктуры как фактор роста российской экономики // Финансовая жизнь. 2016. № 1.

Шумаев В.А., Илюхина С.С., Галушкин А.А. Инновационные направления развития инфраструктуры рынка и логистики // Евразийский юридический журнал. 2015. № 9 (88).

Просмотров работы: 49