РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ибрагимова Г.Р. 1, Рожкова В.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В наши дни наблюдается сближение гражданского и патриотического воспитания (Е.Е. Вяземский, В.В. Гладких, Т.В. Козловская, В.И. Лутовинов, А.Е. Мешков, А.Н. Рощин). В законе «Об образовании» рассматриваются такие аспекты как: формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, и позиционируются как одно из главных направлений в области образования [3]. Современные дети совсем скоро станут полноправными гражданами страны и за ними ее будущее [1].

Что такое патриотизм и гражданско - патриотическое воспитание? Попробуем разобраться в этих понятиях.

Патриотизм (греч. patris – отечество) – предполагает социальное чувство, нравственный политический принцип, которое включает в себя любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Гражданско-патриотическое воспитание - система ценностного отношения к социальным группам, общностям, общечеловеческим проблемам, отдельным личностям и их деятельности, а также к явлениям общественной жизни [2].

Согласно мнению, Ю.В. Харланова, патриотическое воспитание уже можно наблюдать в первобытном обществе, именно там оно возникло впервые. В то время патриотическое воспитание заключалось лишь в охране своего племени от натиска врагов, в сохранении племенных традиции, передаче опыта в овладении орудиями труда.

В средние века, как излагает М.А. Савотина, государство ставило задачу готовить из детей стойких и закаленных воинов. По данным Г. Г. Петроченко, в 18-ом веке главной задачей воспитания было формирование личности, обладающей гражданским сознанием, высокими патриотическими чувствами и нравственными качествами, любящее свое Отечество [7].

В 19-ом веке идея гражданско - патриотического воспитания была одной из важных целей государства, этому послужили такие события как революция, Гражданская война и Великая Отечественная война. На взгляд В. Стрельникова, уже тогда дети дошкольного возраста оказывали активное участие в помощи своей стране, помогали солдатам, состояли в партизанских отрядах.

На сегодняшний день в содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма детей дошкольного возраста. Нормативно-правовой основой патриотического воспитания детей дошкольного возраста является: федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года, ФГОС ДО, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».

Дошкольный возраст - это то время, когда наступает интенсивное психофизическое развитие ребенка. С каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности дети дошкольного возраста с нарушениями зрения и задержкой психического развития (ЗПР). Трудности в развитии речи рассматриваемых категорий детей встречаются в несколько раз чаще, чем у нормально развивающихся детей дошкольного возраста и имеют отличительные особенности [5]. Рассмотрим их подробнее.

Дети дошкольного возраста с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется в нескольких аспектах: во-первых, в задержке темпа развития речи (лексика, грамматика, фонетика) во-вторых, в характере недостатков развития речи.

В связи со снижением познавательной активности детей дошкольного возраста с ЗПР отмечается бедный запас словаря, который отражает неточные представления об окружающем мире. Речь состоит преимущественно из существительных и глаголов, прилагательные используются в целях обозначения видимых свойств предметов. Связь слова и обозначаемого им предмета непостоянная. Дети испытывают трудности в использовании антонимов и синонимов, а также в подборе синонимов [5].

Речь детей дошкольного возраста с нарушениями зрения характеризуется непониманием контекстуальной основы слова, которую они не могут отнести с образом предмета, наблюдается использование слов, усвоенных на чисто вербальной основе, присутствием эхолалии, отсутствием раскрытых высказываний из-за отсутствия зрительных впечатлений [5]. У данной категории детей часто наблюдается наличие вербализма, не соотнесенность применения слов с конкретными признаками предметов и их свойств. Обедненность словаря, непонимание смысла слов, делают рассуждения детей дошкольного возраста бедными, им затруднительно выстраивать логичный рассказ вследствие сужения информации. Дети редко планируют свои высказывания [6]. Развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения происходит со своими особенностями и выражается это в нарушении всех компонентов речи: фонематический слух, лексика, грамматика (Л.С. Волкова, Р.Е. Левина, Е.Ф. Мастюкова, В.К. Орфинская).

Теоретический анализ исследований разных ученых (Н. Ю. Борякова, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, Е. Ф. Мастюкова, В. К. Орфинская, Е. С. Слепович, Ф. А. Сохин) позволил сделать вывод о том, что дети с ОВЗ иначе воспринимают социальный мир и функционируют в нём: неадекватно, не критично, часто инфантильно [5]. У них ограничен диапазон представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и фактическим поведением, понимание о гражданско-патриотических нормах поведения имеют размытый характер.

В связи с этим проблема гражданско - патриотического воспитания у рассматриваемой категории детей обретает особую значимость.

С целью развития речи в процессе гражданского патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ, представляем комплекс дидактических игр (см. приложение).

Дидактические игры направлены на развитие всех сторон речи:

- лексики: закрепление знаний детей о достопримечательностях родного города; развитие представлений воспитанников о растительном и животном мире родного края; развитие связной монологической речи; закрепление представления о символике крупных городах России;

- грамматики: употребление слов-антонимов в пословицах и поговорках, образование действительных причастий настоящего времени, расширение и активизация словарного запаса, образование имен существительных с помощью суффиксов, согласование числительных с существительными;

- фонетики: автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, текстах.

С целью успешной реализации коррекционно-образовательных, коррекционно-развивающих, коррекционно-воспитательных задач на коррекционно-развивающих занятиях с детьми с ОВЗ, необходимо пользоваться следующими принципами при разработке дидактических игр:

1) эмоциональной окрашенности заданий;

2) системности;

3) доступности заданий;

4) разумности по времени;

5) использования разных видов детской деятельности во время игр.

Вышеописанный комплекс дидактических игр, направленный на развитие речи в процессе гражданско-патриотического воспитания, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ.

Таким образом, следует отметить, что развитие речи в процессе гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста с ОВЗ имеет специфические особенности (сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, представления о гражданско-патриотических нормах поведения имеют размытый характер). В данной статье раскрыт комплекс дидактических игр, направленный на развитие речи в процессе гражданско-патриотического воспитания. Описаны принципы, на которые следует опираться при разработке дидактических игр с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Список литературы

1. Андреева, И. Н. Гражданско-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И. Н. Андреева // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. – Электрон.текстовые дан. – Казань.: ООО НОЦ «Знание», 2016. - № 2 (4). – С. 17-25. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Elabrary.ru». – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26094267. – Загл. с экрана.

2. Бельгибaева, Г. К. Сущнoсть, сoдержaние и технoлoгия граждaнскo-пaтриoтического вoспитaния детей дoшкoльного вoзрaста [Электронный ресурс] / Г. К. Бельгибaева, С.А. Смaгулова, Н.К. Мaгзумова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – Электрон.текстовые дан. – Пенза.: ООО «Издательский дом «Академия Естествознания», 2012. - № 8. – С. 89-91. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Elabrary.ru». – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17955316. – Загл. с экрана.

3. Габова, М. В. Стратегии и подготовки педагогов к гражданско- патриотическому воспитанию дошкольников [Электронный ресурс] /М.В. Габова, Н.П. Терентьева // Вестник череповецкого государственного университета.- Электрон.текстовые дан. – Череповец :Череповецкий государственный университет, №6 (59) – 2014 – С. 98-101. - Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Elabrary.ru». – Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=23235208. - Загл. с экрана.

4. Картотека патриотических игр. Дидактические игры по патриoтическoму вoспитaнию для детей старшего дошкольного возраста. – Режим доступа: http://docplayer.ru

5. Кузнецова, Л. В. Oснoвы специaльнoй психoлoгии [Текст] учеб. -пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецoва, Л. И. Переслени, Л. И. Сoлнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецoвой. — М.: Издaтельский центр «Акaдемия», 2002. — 480 с.

6. Лезинa, Л. А. Рaзвитие мoнoлогической речи детей стaршегo дoшкольного вoзрaста с нaрушением зрения пoсредством сoставления oписaтельных рaссказoв с испoльзoванием мнемoтaблиц [Электрoнный ресурс] / Л. А. Лезина // Филoлoгическoе oбрaзовaние в периoд детствa. – Электрoн.текстoвые дан. – Екб.: УрГПУ, 2013. – С. 61-62. - Дoступ с сaйтa электрoнно-библиoтечной системы «Elabrary.ru». – Режим дoступa: https://elibrary.ru/item.asp?id=25306676. – Загл. с экрана.

7. Сaвoтина, Н. А. Грaжданское вoспитание: трaдиции и сoвременные требовaния [Текст] / Н. А. Савoтина // Педaгогика. – 2012. – № 4. – С. 39-41

Приложение

Таблица 1

Комплекс дидактических игр, направленный на развитие речи

в процессе гражданско-патриотического воспитания

детей с ограниченными возможностями здоровья

Название игры

Цель игры

Содержание игры

«Слово – неприятель»

-научить употреблять слова-антонимы в пословицах и поговорках

Родная страна – мать, а чужая … (мачеха).

От Родного края веет теплом, а от чужбины …(холодом).

«Образуй слова»

-образование действительных причастий настоящего времени;

-расширение и активизация словарного запаса

Патриот любит Рoдину (Любящий патриот)

Пoграничник защищает границу. (Защищающий пoграничник)

Мореходец борется на море. (Борющийся мореходец) и т.д.

«Ктo служит в Армии»

-образoвание имен существительных с помощью суффиксов -чик, - ист.

-чик: рaкетчик, пулеметчик, вертолетчик;

-ист: телефонист, танкист, кавалерист

«Посчитай»

Научить согласованию числительных с существительными

Один солдат, два солдата … пять солдат

«Кто знает, тот угадает!»

-закрепление знаний детей о достопримечательностях родного города

Ребенок с завязанными глазами берёт одну картинку с видами родного города, затем кратко описывает эту картинку, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того как будет отгадано место родного города изображенное на картинке. Ответивший верно ребенок, становится ведущим. Игра повторяется.

«Прогулка по городу»

-закрепление представления об улицах в родном городе и расположенных на них зданий;

-расширение пространственных представлений;

-развитие связной монологической речи;

- воспитание любви и уважения к родному городу

В игре может участвовать один дошкольник или подгруппа.

Дети представляют прогулку на близлежащие улицы, рассматривают здания расположенные на улицах с помощью фотографий; Воспитатель ведет беседу о том, что можно увидеть, открыв ту или иную дверь заведения, для чего оно предназначено; далее дети рассматривают фотоальбом города; сравнивают большие фотографий с маленькими карточками игры; знакомятся с игровым полем-схемой ближайших улиц

«Что откуда»

-воспитание патриотических

чувств, уважения к прошлому, интерес к истории своей Родины, города, края;

-развитие связной монологической речи и диалоги-ческой речи;

Предложить детям карточки с видами города и попросить подобрать к ним памятники, объекты которые находятся в этих местах.

Рассказать, что откуда и как называется объект города и кому посвящен памятник

Просмотров работы: 187