Прогресс в исследовании как отдельных частей, так и всей системы управления (СУ), зависит от того, какие работы планируют выполнять исследователи. Таким образом, компании, которые серьезно подходят к планированию СУ, получают наиболее прочный фундамент для дальнейшей работы. Следовательно, планирование помогает избегать ошибок, связанных с исследованием. Если работы проводятся без четкого плана, то ресурсы компании расходуются впустую, не давая положительных результатов исследований СУ. Планирование обычно носит формально-директивный и достаточно жесткий характер.
Как правило, относительно исследования планирование является целесообразным, поскольку присутствуют разного рода форс−мажорные ситуации, которые влияют на те или иные решения в процессе исследования.
Таким образом одна из главных задач в планировании — это анализ среды, в которой будут взаимодействовать участники исследования, распределение ролей и ресурсов, необходимых для последовательности и контроля исследования
Прежде всего, для исследования СУ нужно составить программу исследовательской работы. Данная программа состоит из фундаментальных правил, при которых проводятся исследовательские работы, они должны определить условия, при которых будет производиться работа, необходимые ресурсы, обозначить цели и задачи, и прочие составляющие в рамках проводимого исследования
По факту программа это документ, в котором описаны цели исследования и материалы будущей исследовательской работы. В этом документе должны содержаться исчерпывающие ответы на большинство определяющих содержание программы вопросов, связанных с целями и необходимостью проводимого исследования [2].
План является документом, который определяет программу будущей исследовательской работы. План состоит из системы параметров, устанавливаемых руководством организации, в зависимости от того, какие действия необходимо осуществить в ходе работы по решению поставленных задач.
В плане содержатся только объективные сроки ресурсы и возможности компании. Соответственно план работы по изучению СУ следует за программой исследовательской работы. Тем не менее план необходимо корректировать, если того требуют обстоятельства, возникающие и нарушающие действующий план в ходе исследований.
Во время проведения сложных исследований необходимо разрабатывать возвратные алгоритмы для возможной корректировки проводимой работы. Таким образом, при данном методе нужно создавать план с возможностью изменения и указанием сроков выполнимых операций.
Необходимо сказать, что ряд авторов относит планирование и организацию исследования СУ к методам исследования СУ, наряду с практическими методами, общей методологией и оценкой результатов исследования [2].
Реализация плана и программы исследования обусловлена правильной организацией процесса. Следовательно, организация процесса состоит из нормативов, инструкций и регламента, которые определяют порядок проведения исследования, а также распределяют права и обязанности при выполнении научного исследования.
Организация работ по исследованию СУ делится на следующие формы [3]:
1. Повышение занятости сотрудников за счет новых задач в рамках работы. Такая занятость возможна если имеются достаточные ресурсы времени и сил у сотрудников
2. Формирование группы сотрудников с наиболее творческими и активными позициями при этом создание для них свободного времени в ходе исследовательской работы.
3. Привлечение сторонних организаций с возможностью использования ресурсов компании для проведения исследовательской работы и создания соответствующих рекомендаций.
4. Формирование штата исследователей и консультантов в системе менеджмента для того, чтобы повышать профессиональный уровень сотрудников в ходе исследований.
5.Также возможно совмещение данных форм. Однако важно понимать социальные и психологические аспекты создания данных групп.
Таким образом, в ходе управления исследованиями СУ создается множество нюансов, которые необходимо вовремя регулировать. Как правило эти нюансы связанны с теми, кто будет организовывать тестирование, наблюдение и иные работы в ходе исследования, а именно распределение полномочий на конкретные действия, а также уровень доверия к исследователям, как извне, так и внутри рабочей группы, степень влияния на социально−психологическую атмосферу работы. Безусловно, эти проблемы должны быть решены заранее, до начала проведения исследования.
Кроме того, следует отметить, что при проведении исследования независимыми экспертами, не заинтересованными в результатах исследования, ход работы оказывается более плавным и практически лишенным таких проблем, а результаты – более достоверными. Из этого следует вывод, что для исследования СУ целесообразно все же привлекать сторонние организации.
Поскольку любое исследование – это организованный процесс, то в его основе лежит определенная схема – последовательность действий, установленная планом и программой исследования. Подобная схема представляет собой технологическую схему исследования, то есть форму рационального построения процесса исследования. В зависимости то того, какие проблемы положены в основу исследования, а также от ресурсов, временных, пространственных, квалификационных и прочих. Поэтому важно выбрать ту схему, которая будет наиболее полно отвечать всем названным условиям [1].
Так, самой элементарной схемой является линейная технология, которая предусматривает последовательное, от этапа к этапу, решение вопросов, состоящих в обозначении проблемы исследования, выборе методов и способов ее решения, анализе ситуации и поиске наиболее подходящих вариантов, апробация оптимального решения, разработка инноваций в области управления. При этом важно понимать, что каждое исследование ограничивается временными рамками, как полностью, так и в отношении каждого из этапов [1].
Кроме того, можно выделить технологии параллельного выполнения работ, разветвления, а также циклическую технологию и адаптивную. В зависимости от плана исследования, согласно программе, организация исследования и его технологии могут различаться. Таким образом, выбор технологических инструментов и способов зависит от конечной цели исследования.
Обращая внимание на то, что в процессе планирования исследования СУ решается вопрос о способах и методах его проведения, при их обусловленности целью исследования, стоит отметить, что в данном случае более целесообразной является технология циклического исследования, которая построена по алгоритмическому принципу. Так, схематично технология реализации плана и программы исследования будет выглядеть так:
Рисунок – Технология реализации плана исследования СУ
Суть схемы заключается в том, что на этапе 1 выделяется этап 1а, и от него исследователь переходит к этапу 2. На этапе 2 выделяется этап 2а, если этап не завершен, по каким−то причинам, то исследователь переходит к этапу 1, и процесс начинается с самого начала, возможно с этапа 1а. Таким же образом и на этапе 3а – у исследователя появляется возможность перейти на этап 2.
Тогда обозначится возможность более качественно проводить исследования СУ, отбирая в ходе исследования те критерии, которые являются наиболее подходящими для решения той или иной исследовательской задачи.
Список источников
Лаврушкова Е.П. Исследование системы управления как составная часть менеджмента организации / Е.П. Лаврушкова // Академия педагогических идей новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2017. − № 6. – 1090−1094.
Попов А.А. Методы оценки эффективности исследования систем управления / А.А. Попов, О.Н. Черникова // Наука Красноярья. – 2017. – Том 6. − № 2−2. – С. 127−136.
Скопин О.В. Теоретические основы исследования систем управления предприятием / О.В. Скопин, Н.Л. Назарова // Управление экономическими системами. – 2016. − № 3 (19). – С. 1−10.