ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Крумова Э.М. 1, Зырянова С.М. 1
1БУ "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях современной социально-экономической ситуации успех и конкурентоспособность любой образовательной организации обусловлены большим количеством различных факторов. Считаем, что сегодня одним из основных аспектов общего восприятия и оценки образовательной организации является впечатление, которое она производит. Этот факт определяет необходимость формирования и развития ее имиджа.

Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель под понятием имидж определяет индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания.

Специалист в области менеджмента О.С. Виханский дает определение имиджа как устойчивого представления об особенностях, специфических качествах и чертах, характерных для данного явления [7].

М.В. Томилова определяет имидж организации как целостное восприятия организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации.

Имидж организации есть целостное восприятие организации различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности организации.

Другими словами, содержание понятия имиджа организации включает две составляющие. Первая –это описательная (информационная) составляющая, которая представляет собой образ организации, или совокупность всех представлений (знаний) об организации. Вторая –связанная с отношением, или оценочной стороной. Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично, а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Люди оценивают организацию через призму своего прошлого опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов [7].

Имидж образовательной организации подразумевает сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности и транслируемый во внешнюю среду [2].

С понятием имиджа также связана репутация образовательной организации, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании на долгое время. Отличие имиджа от репутации заключается в том, что репутация является итогом создания имиджа.

Выделяют постоянные и переменные слагаемые положительного имиджа образовательной организации.

К числу постоянных имиджа относятся:

1. Четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательной организации.

2. Доброжелательная атмосфера в педагогическом и детском коллективах.

3. Педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников.

4. Руководитель должен быть: профессионалом своего дела, явным лидером, яркой личностью, обладать неформальным авторитетом, иметь способность вдохновлять коллектив на достижение высокой цели.

5. Эффективная организационная, культура образовательной организации, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом.

6. Качество образовательных услуг.

7. Наличие и функционирование детских общественных организаций.

8. Партнерство образовательной организации с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями, с семьями воспитанников.

9. Вклад образовательной организации в развитие образованности и подготовке воспитанников к школе, моральное воспитание, раскрытие творческих способностей, формирование здорового образа жизни.

10. Забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательных отношений [1].

К числу переменных имиджа можно отнести:

1. Содержание миссии и приоритетыобразовательной организации.

2. Виды образовательных услуг.

3. Материальную базу образовательной организации.

Следовательно, при работе над созданием положительного имиджа образовательной организации необходимо первостепенное значение придавать неизменным и постоянным компонентам. С позиции управления образовательной организацией выявленные составляющие можно сгруппировать в следующие блоки:

1. В общеобразовательной организации должна быть комфортность: оптимизм и доброжелательность в коллективе, своевременная психологическая помощь отдельным участникам образовательного процесса и пр.

2. Качество образовательных услуг (образовательная организация должна сделать вклад в развитие воспитанников, их психического здоровья, творческих способностей, формирование здорового образа жизни; ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии образовательной организации; связи с различными социальными институтами и т.д.

3. Положительный образ руководителя и персонала образовательной организации: педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников.

4. Яркая внешняя атрибутика [1].

Под формированием имиджа образовательной организации понимают процесс, в ходе которого создается спланированный образ на основе имеющихся ресурсов.

Существуют следующие основные этапы формирования имиджа:

1. Анализ внешней среды; определение целевой группы, к которой будет обращен имидж.

2. Анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификация (содержательные, организационно-результативные и т.д.).

3. Мотивация участников проекта.

4. Ролевое распределение.

5. Выявление соотношения между составляющими имиджа: научный, образовательный, общественный.

6. Определение принципов формирования имиджа.

7. Разработка технологии формирования составляющей имиджа;

8. Анализ соответствия полученного имиджа с предполагаемым результатом [5].

Технология формирования положительного имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностика промежуточных результатов, корректировка, прогностическая оценка).

Каков же механизм формирования положительного имиджа и какие способы его создания? Имидж, который усваивается общественностью об образовательной организации и ее руководителе, значительно влияет на приток родителей, на получение высоких наград, на развитие социального партнерства.

Конечным результатом, таким образом, является повышение конкурентоспособности образовательной организации, которая достигается сформированным отношением [6].

Анализ нескольких технологий формирования положительного имиджа, созданных различными авторами, дает основание считать, что алгоритм по созданию положительного имиджа образовательной организацииможет включать:

1. Выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о нем.

2. Выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории.

3. Конструирование имиджа образовательной организации, разработку стратегии формирования имиджа образовательной организации.

4. Непосредственное формирование имиджа образовательного учреждения.

5. Контроль промежуточных результатов, корректировку.

6. Мониторинг сформированного имиджа образовательной организации.

В соответствии свышеизложенным можно представить этапы формирования положительного имиджа дошкольной образовательной организации [9].

Первый этап - определение миссии.

Некоторые специалисты считают, что начинать нужно с анализа внешней среды и выделения целевой группы. Но, на наш взгляд, педагогическая специфика диктует здесь свои законы, а потому сначала нужно определиться с базовой идеей образовательной организации. Ее можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д.

Итого им этого этапа должно быть четкое понимание того, каковы ваши сильные и слабые стороны. Дальнейшая стратегия здесь проста: сильные стороны актуализируем и популяризируем, с проблемами работаем.

Второй этап - определение целевой аудитории. После того, как специфика дошкольной образовательной организации определена, необходимо понять, какую целевую аудиторию хотелось бы привлечь в союзники. Собственно, здесь все четыре группы: воспитанники, родители, СМИ, социальные партнеры.

Родители воспитанников - это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе, но и откорректировать общественное мнение своих детей о ДОО. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе.

Социальные партнеры реальные и потенциальные. Сегодня все большее значение для успешного продвижения компании на рынке играет ее общественная деятельность.

Средства массовой информации. СМИ являются своеобразными посредниками между ДОО и обществом: именно благодаря своевременному информированию о ваших планах или достижениях вы можете существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Третий этап - планирование. На этом этапе происходит разработка конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние: повышение организационной (корпоративной) культуры. Сюда может входить создание дошкольной символики, разработка дресскода (стандартов одежды), изменение качества взаимоотношений всех участников образовательных отношений, обучение этике деловых отношений и т.д. Важно помнить, что открытость и демократичность дошкольной образовательной организации напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других [9].

Внешние: трансляция целей и деятельности дошкольной образовательной организациидля внешних потребителей, а именно родителей, социальных партнеров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта ДОО, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в крупномасштабных проектах, исследованиях.

Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Самое главное здесь, чтобы деятельность по формированию имиджа затрагивала интересы и усилия всех членов образовательных отношений. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи или мониторинге.

Четвертый этап- мотивация членов образовательного сообщества. Естественно, не каждый педагог, который услышит о новых инициативах, обрадуется перспективам изменений. Это происходит потому, что он хорошо представляет себе уровень предстоящей нагрузки и недостаточно ясно понимает, какую личную пользу принесут ему эти изменения. Задача руководителя своевременно показать педагогическому коллективу эту взаимосвязь.

Пятый этап - реализация проекта. Самое важное в реализации любых образовательных проектов - это их органичная интеграция в непосредственный образовательный процесс. Деятельность по созданию имиджа может быть частью участия семьи в объявленных ДОО конкурсах, тематических выставках, спортивных мероприятиях. В дальнейшем родители будут выбирать место обучения ребенка с учетом имиджа и репутации того или иного образовательного учреждения.

Шестой этап - проверка эффективности. На этом этапе проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников подобной деятельности.

Таким образом, социально-психологические механизмы формирования имиджа ДОО - это совокупное общественное восприятие ДОО многими людьми, позиционирование на рынке образовательных услуг и побуждение к действию. Важнейшей особенностью имиджа дошкольной образовательной организации является единство внутреннего и внешнего имиджа организации, а наиболее активным элементом, связующим воедино внутренний и внешний имидж детского сада, является миссия организации [9].

Список используемой литературы

Даниленко, Л.В. Имидж учебного заведения / Л.В. Даниленко // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2003. - № 1. - С. 34-49.

Журавлев, Д.В. Имидж дошкольного образовательного учреждения и особенности его формирования / Д.В. Журавлев // Детский сад от А до Я. – 2005. - №3. – С. 24

Ермакова, Л.А. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей [Текст] / Л.А. Ермакова, Е.А. Арнаутова, Г.Г. Зубова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.- 128с.

Журавлев, Д.В. Научные основы формирования имиджа дошкольного образовательного учреждения / Д.В. Журавлев // В образовании. - 2005. - № 2. - С. 31-44.

Исследование имиджа дошкольного образовательного учреждения // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - № 2. - С. 5-7.

Лазаренко, И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество / И.Р. Лазаренко// Педагог. - 2000. - № 9. - С. 10-32.

Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие / Е.Б. Перелыгина Е.Б. - М.: Аспект Пресс, 2002 - 223с.

Пискунова, Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 1998 - С.11.

Щербаков, А.В. Имидж образовательного учреждения / А.В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008, № 9 - С. 39 — 46.

Просмотров работы: 110