ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ибрагимова Г.Р. 1, Неклец К.О. 1
1СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития высших психических функций, в данном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Термин “высшие психические функции” был введен в отечественную психологию Л.С. Выготским, к нему относят внимание, память, мышление, речь [6].

ТРИЗ-технология - технология решения задач без использования метода проб и ошибок. Данная технология разработана бакинским учёным Г.С. Альтшуллером и подразумевает развитие всех высших психических функций и поисковой активности, стремления к новизне. ТРИЗ-технология довольно обширная и включает в себя несколько компонентов. Остановимся более подробно на одном из компонентов - мнемотехника.

Термин “мнемотехника” многие ученые трактуют по-разному: В.К. Воробьева определяет как сенсорно-графическую схему; Т.А. Ткаченко считает мнемотехнику предметно-схематической моделью; В.П. Глухов расценивает ее как блоки – квадраты; Т.В. Большова принимает за основу мнемотехники мнемоколлаж; Л.Н. Ефименкова относит ее к схему составления рассказа [1].

Особенность мнемотехники выражается в соединении несколько зрительных образов в воображении ребенка дошкольного возраста, его мозг фиксирует эту взаимосвязь, и при дальнейшем припоминании по одному из образов этой ассоциации воспроизводит все ранее соединённые образы [3].

Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста в настоящее время становится все более актуальным. Мнемотехника помогает развивать: зрительное и слуховое внимание, воображение; образное, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, связную речь и обогащать словарь; преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации), развивать мелкую моторику рук [2,4].

Теоретический анализ исследований различных ученых (Т.В. Егорова, У.В. Ульянкова, Т.Д. Пускаева, В.И. Лубовский, И.А. Коробейникова и др.) позволяет отметить особенности психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР [6];

У рассматриваемой категории детей отмечаются следующие особенности в развитии высших психических функций: рассеянность, неустойчивость, плохая сосредоточенность на объекте, повышенная отвлекаемость, сниженный уровень концентрации внимания; ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации; склонность к механическому бездумному заучиванию материала; отмечается бедный запас словаря; речь состоит преимущественно из существительных и глаголов, прилагательные используются в целях обозначения видимых свойств предметов; связь слова и обозначаемого им предмета непостоянная; отмечаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Своеобразие психического развития детей дошкольного возраста с ЗПР приводит к необходимости проведения с данной категорией детей коррекционно-педагогической работы по развитию высших психических функций на занятии по ознакомлению с окружающим миром с использованием мнемотехники, но начинать надо от простого к сложному, т.е. от простейших мнемоквадратов, потом переходим на мнемодорожки, а затем к мнемотаблицам.

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «23 февраля»

Цель: расширение знаний детей о военных профессиях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- обогащать, уточнять и расширять словарный запас (по темам: «День защитника Отечества», «Профессии»);

-закреплять умение называть военные профессии (летчик, ракетчик, танкист, пограничник);

-упражнять в составлении рассказа по теме;

Коррекционно-развивающие: развивать произвольное внимание, память, мышление, речь, общую моторику;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважение и гордость к защитникам нашего Отечества; интерес к занятию;

Оборудование: демонстрационные картинки (пограничник, летчик, танкист, ракетчик), “Чудесный мешочек” с предметами, мнемотаблица “Армия”;

Ход занятия:

Структура занятия

Деятельность учителя-дефектолога

Деятельность детей

Орг. момент.

Беседа.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Назовите, какое сейчас время года?

Какой сейчас месяц, день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой праздник будет на этой неделе?

Как называется наша Родина?

Кому посвящен праздник Двадцать третье февраля?

Как он называется?

Кого мы называем защитниками Отечества?

Каким должен быть защитник, чтобы охранять нашу Родину?

- Когда нет войны и нет врагов, что делают защитники Отечества в мирное время?

Дети здороваются с учителем-дефектологом и присаживаются на свои места, отвечают на вопросы, подняв сначала руку

День защитника Отечества

Россия

Нашим защитникам

День защитника Отечества

Защитниками Отечества называют тех, кто защищает нашу Родину от врагов

Здоровым, смелым, отважным, решительным, храбрым, сильным

Они охраняют границы нашей Родины

Основная часть

Название профессий сопровождается показом иллюстраций

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Физ. минутка «Армейская»

Дид. игра “Один-много”

Составление рассказа по мнемотаблице.

Сейчас я прочту вам стихотворение, послушайте его внимательно:

Я хочу, как брат мой старший,
Стать защитником страны,

День и ночь Отчизну нашу

Охраняя от войны!

О ком говорится в стихотворении?

Он гордится своим старшим братом, хочет быть как он.

Люди военных профессий, которые охраняют границы Родины называются пограничники.

Во что одет пограничник?

Пограничники служат на границе, где расположена застава и пограничные столбы.

Как и на земле так и в воздухе границу охраняют. Как называется военная профессия людей, которые охраняют границу в воздухе?

Как мы можем узнать летчика?

Для того, чтобы защищать границу нужны и другие военные профессии. Как называется профессия человека, который управляет танком?

Как называется профессия человека, который управляет запуском ракет?

Какие еще военные профессии вы знаете?

Молодцы, знайте каждая профессия важна.

Сейчас сыграем в игру и посмотрим как вы запомнили профессии.

По очереди вы будете доставать предметы и называть соответствующие военной профессии.

Какие профессии мы назвали. Давайте повторим.

Как можно назвать летчика по-другому?

- Танкист, летчик, пограничник – как можно назвать их одним словом?

Раз, два – дружно в ногу. Три, четыре – тверже шаг.
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий.
А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.
Раз, два – дружно в ногу. Три, четыре – тверже шаг.

Сейчас поиграем в игру “Один - много”. Я вам говорю в единственном числе, вы мне во множественном числе.

Только говорим по очереди.

Отважный пограничник….

Храбрый танкист - ....

Смелый летчик - ….

Сильный ракетчик - …

Ребята, посмотрите на схему. Рассмотрите ее внимательно.

Дефектолог с детьми рассматривает картинки в мнемотаблице, поясняет их обозначения.
- Сейчас по цепочке будем составлять рассказ по картинкам.
1.Двадцать третье февраля - День защитников Отечества.

2. Защитники Отечества – это летчики, танкисты, ракетчики, пограничники.

3. Люди военных профессий охраняют и защищают нашу Родину.

4. Летчики летают на самолетах. 5. Танкисты служат на танках.

6. Пограничники охраняют границу.

7. Ракетчики управляют запуском ракет.)

Молодцы, ребята.

О старшем брате, который на фронте

Летчики

У него на форме нарисованы крылья

Танкист.

Ракетчик

У меня самолет. Самолетом управляет летчик

Дети перечисляют профессии

Пилот

Военные профессии

Дети шагают
Стоят на правой ноге
Стоят на правой ноге
Дети шагают

Много отважных пограничников

Заключительная часть

Ребята, быть военным очень здорово.

О каких профессиях мы сегодня говорили?

Какая профессия вам понравилась больше всего? Почему?

Дети отвечают на вопросы учителя-дефектолога

Список литературы:

1. Адекова, Е. В. Принципы коррекционной работы по формированию слухоречевой памяти у младших школьников с ОНР [Электронный ресурс]: статья в сборнике трудов конференции / Е. В. Адекова. - Электрон. текстовые дан. – М.:НИИЦ «Институт Стратегических Исследований», 2017. – С. 5-7. - Доступ с сайта электронно-библиотечной система eLabrary.ru – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29181864. - Загл. с экрана.

2. Бодрова И.В. Мнемотехника для детей II [Текст]: учебник / И.В. Бодрова. – СПб., ОЦ «Гармония», 2000. — 230 с.

3. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., «Детство-Пресс», 2001. — 230 с.

4. Васильева С.А. Мнемотехника для детей IV. [Текст]: учебник / C.А. Васильева. – СПб., ОЦ «Гармония», 2001. — 200 с.

5. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст]: метод. пособ. / С. И. Гин. — Минск: Крещатка, 2015. — 116 с.

6. Кузнецова, Л. В. Oснoвы специaльнoй психoлoгии [Текст] учеб. -пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецoва, Л. И. Переслени, Л. И. Сoлнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецoвой. — М.: Издaтельский центр «Акaдемия», 2002. — 480 с.

7. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник / А.Г. Маклаков. – СПБ.: Питер, 2018. — 593 с.

8. Морозова, И.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР [Текст] метод.-пособие / И. А. Морозова, М.А. Пушкарева. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 176 с.

Просмотров работы: 39