ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Торошина Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время повышенная тревожность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.

Старший дошкольник отличается повышенным беспокойством, связанным с переходом от учебно - игровой деятельности к учебной, неуверенностью при выполнении заданий, эмоциональной неустойчивостью связанной с большим количеством массовой информации, кино и интернет, которые регулярно пропагандируют культ насилия. Гиперопека, и наоборот нехватка внимания со стороны родителей повышают у ребенка уровень тревожности.

Таким образом, тревожность, как фактор эмоциональной нестабильности, выступает одним из основных моментов препятствующих развитию эмоционально-волевой, познавательной сферы и становлению эмоционально-личностных качеств ребенка. Особенно опасным в этом отношении, является дошкольный возраст, сопровождаемый кризисом развития и сменой социальной ситуации. Поэтому проблема детской тревожности и в особенности ее коррекции на современном этапе является весьма актуальной/

В отечественной педагогике и психологии проблемой тревожности занимались: Л.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон.

Большое внимание также уделялось разработке способов преодоления тревожности. Данного вопроса касались: Л.И. Божович, М.М. Кольцова, В.С. Мухина, Т.А. Комиссаренко, М.И. Лисина.

В психологии существуют различные подходы к определению термина «тревожности». Понятие «тревожность» впервые было описано З. Фрейдом и определялось как «…готовность к опасности, выражающаяся в повышенном сенсорном внимании и моторном напряжении, а также неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом антиципируемой опасности» [5, С. 47]. В дальнейшем термин «тревожность» рассматривался как боязливость, страх, тревога.

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению Р.С. Немова: «Тревожность - постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [3, C. 148].

По определению А.В. Петровского: «Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность повышена при нервно-психических и соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» [4, C. 245 ].

С позиции нашего исследования, «Тревожность» -это повышенная склонность ребенка испытывать опасения и беспокойство.

У старших дошкольников детей старшего дошкольного возраста тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности, которую можно рассматривать в этом возрасте как ведущую. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.

Выделим характерные особенности ребенка с тревожным поведением:

- неуверенность в себе и своих поступках;

- заниженная самооценка;

- напряженный взгляд. Тихий голос;

- сложность в концентрации внимания;

- пассивность;

- страх перед неизвестным, новым;

- напряженность;

- нарушения сна;

- склонность обвинять самого себя;

- болезненная реакция на критику;

- наличие соматических расстройств организма, таких как болезненные ощущения в животе, головные боли, снижение тонуса мышц ног.

Рекомендации педагогам и родителям по работе с тревожными детьми:

Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.

Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка

Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.

Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.

Предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.

По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.

Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

Хвалите ребенка даже за незначительный успех.

Будьте тактичны с ребенком, уважительно и терпеливо относитесь к его интересам, особенностям, тому, что его беспокоит, занимает его внимание.

Учите ребенка активно, позитивно взаимодействовать с окружающими, не бояться проявлять инициативу в общении. Предлагаем использовать следующие игры упражнения, этюды: этюд «Кораблик» , упражнение «Избавление от тревог», игра «Волшебник сна», упражнение «Коробка переживаний», упражнение «Ласковые лапки», игра "Воздушный шарик".

Покажите на своем примере, как можно с пользой (обмениваясь положительными эмоциями, полезной информацией) обратиться и к совсем посторонним людям (продуктивный и позитивный диалог в магазине, транспорте, на улице). Вы можете давать ребенку доступные для его возраста поручения, требующие контакта с другими людьми: передать деньги продавцу, кондуктору, сказать спасибо при получении товара, спросить цену и так далее. Конечно, сначала в таких ситуациях нужно всегда быть рядом с ребенком, чтобы он чувствовал вашу поддержку и веру в него.

Таким образом, нами рассмотрены подходы З. Фрейда, Р.С. Немова, А.В. Петровского. Обозначены характерные особенности ребенка 5-7 лет с тревожным поведением, предложены рекомендации для педагогов и родителей.

Разработан комплекс игр на снятие тревожного поведения у детей старшего дошкольного возраста, который найдет свое применение в работе педагогов ДОУ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 672

Джос, Ю.С., Рысина, Н.Н. Характеристика взаимоотношений в семье с детьми, имеющими трудности обучения и расстройства поведения/ Ю.С. Джос; Н.Н. Рысина. - Новые исследования. 2010. Т. 1. № 23. - С. 38

Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С. 148

Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.2-е изд., испр. и доп. - Минск: изд. Харвест, 1997. – С. 245

Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. – С. 47

Просмотров работы: 216