ОПТИМИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОПТИМИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Темирбулатова Д.Р. 1, Гундорова Ю.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная система образования, как известно, претерпевает значительные изменения, обусловленные, как утверждает А.В. Тряпельников, «необратимыми поступательными факторами», к которым, прежде всего, относится ускоренное развитие научно-технического прогресса, в частности развитие компьютерной техники и телекоммуникационных технологий. В связи с этим, следует говорить об информатизации образования, первостепенной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды.

ИОС, как принято сокращенно называть информационно-образовательную среду, согласно ФГОС НОО, является одним из важнейших условий достижения нового качества образования.

Информационно-образовательная среда представляет собой систему инструментальных средств и образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» относит образовательные ресурсы к средствам обучения и воспитания наравне с учебно-наглядными пособиями, аудиовизуальными средствами и иным оборудованием, необходимым для реализации учебного процесса. Под образовательными ресурсами в данном законе подразумеваются печатные издания (учебники, книжные издания), а также электронные образовательные ресурсы [3, с.112].

В настоящее время в научно-методической литературе и педагогической практике широко используется понятие «электронный образовательный ресурс».

Формулировка понятия электронных образовательных ресурсов в ФЗ «Об образовании в РФ» не представлена. Тем не менее, специалисты в области изучения, применения и разработки электронных образовательных ресурсов утверждают эффективность данного вида образовательных ресурсов и дают различные трактовки данному понятию.

Так, по мнению И.М. Богдановской и Т.П. Зайченко, электронные образовательные ресурсы или сокращенно ЭОР – это совокупность программных средств, информационных, технических, нормативных и методических материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет [5, c. 210].

Так, Л.А. Липская, рассматривая понятие электронных образовательных ресурсов, характеризует его следующим образом: «это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [4, с. 195].

В исследовании О.В. Насс электронные образовательные ресурсы рассматриваются как «компьютерные средства, которые могут быть спроектированы и использованы педагогами для достижения целей обучения» [1].

Таким образом, объединяя вышесказанное, можно сделать вывод, о том, что электронными образовательными ресурсами называют образовательный ресурс в цифровой форме независимо от того, размещен он в Интернете или на компьютерном носителе.

Для эффективного использования ЭОР необходимо знать возможности и характеристики этих видов ресурсов. Существует большое количество разновидностей ЭОР, которые выделяются по определенным признакам, таким как: характер представления информации; система обучения; форма обучения; методическое назначение; форма организации занятия; дидактические цели обучения. Рассмотрим их более подробно.

По сложности исполнения ЭОР, по мнению З.М. Муцуровой [3, с.130], можно разделить на четыре основных типа:

Простые ЭОР (текстографические): Отличаются от книгвосновномформой предъявления текстов и иллюстраций: материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Данный тип ЭОР легко распечатать, т.е. перенести на бумагу, превратив его в традиционную форму учебного материала.

Гипертекстовые ЭОР: Существенным отличием данного типа является наличие ссылок на логически связанный текст или фрагменты текста. В ЭОР этого типа термины или иные важные понятия и факты могут являться ссылками, после перехода к которым можно получить информацию.

Видео или звуковые ЭОР: Представляет собой аудио/видео продукт, воспроизводимый на бытовом CD-плеере.

Мультимедиа ЭОР : Эти электронные продукты реализуют возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера текста, рисунков, анимации, видеофрагментов.

Многие ЭОР представляют собой программные продукты.

По мнению Л.А. Липской, по характеру представления информации ЭОР бывают:

текстовые – коллекции текстовых материалов, имеющие комфортную навигацию (нелинейную) и допускающие посимвольную обработку текста. В книге нужную информацию ученик разыскивает, последовательно пролистывая множество страниц учебника;

изобразительные – коллекции всевозможных оцифрованных изображений, представленных в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение без посимвольной обработки;

звуковые – содержат цифровое представление звуковой информации (коллекции аудиозаписей) в форме, допускающей ее прослушивание;

мультимедийные – коллекции видеозаписей со звуковым сопровождением. Самые мощные и интересные - «виртуальная реальность», в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук;

программный продукт – комплекс взаимосвязанных программ, предназначенный для распространения и продажи, как любой вид промышленной продукции с целью удовлетворения потребностей пользователей;

электронные аналоги печатных изданий – издание на невещественном носителе (интернет, компакт-диск) для визуализации которого требуется специальное дополнительное оборудование (персональный компьютер, дисковод) [4, с. 20].

Таким образом, рассмотренные выше классификация позволяют выбирать ЭОР, которые будут подходить для организации обучения и воспитания младших школьников. Знание и правильное использование видов ЭОР дает возможность более эффективно применять эти ресурсы в образовательном процессе.

Важным элементом информационной среды образовательной организации, способным решить проблему ее открытости [2, с. 38], в настоящее время является сайт в сети Интернет, который, согласно ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273, обязаны иметь все образовательные организации.

В соответствии с данным федеральным законом, а именно со статьей 29 «Информационная открытость образовательной организации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет [5, с.327].

Сайт, как утверждает В.П. Леонтьев, это группа страничек, принадлежащих одной и той же фирме, организации или частному лицу и связанных между собой по содержанию [4, с.125].

Сайт образовательной организации, являясь, своего рода, его визитной карточкой, обеспечивает открытость и прозрачность педагогической деятельности для всех участников образовательных отношений и предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы. В частности, родители смогут ознакомиться с историей развития школы, с документами, на основании которых образовательная организация осуществляет свою деятельность, отслеживать динамику образовательного и воспитательного процессов (расписание уроков, различных мероприятий), ознакомиться с содержанием внеурочной деятельности (проекты, в которых детям предлагается принять участие, ссылки на олимпиады, дистанционные конкурсы и курсы). Кроме того, на сайте родители могут получить советы психолога, информацию о достижениях учащихся и педагогического коллектива, ежегодный публичный отчет школы и др. Стоит отметить, что такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте школы может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим «ключом» для входа на такой сайт.

Для реализации этих возможностей и полноценного функционирования официальный сайт любой образовательной организации должен соответствовать определенным требованиям, которые, согласно приказу Рособрнадзора от 29.05.2014 №785, определяют структуру сайта, а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации [6].

Рассмотрим более подробно требования к структуре сайта образовательной организации.

Для размещения информации на Сайте должен быть создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» (далее – специальный раздел). Информация в специальном разделе должна быть представлена в виде набора страниц и (или) иерархического списка и (или) ссылок на другие разделы Сайта. Информация должна иметь общий механизм навигации по всем страницам специального раздела. Механизм навигации должен быть представлен на каждой странице специального раздела.

Специальный раздел должен содержать следующие подразделы.

Подраздел «Основные сведения». Данный подраздел должен содержать информацию о дате создания образовательной организации, ее учредителях, месте нахождения организации и ее филиалов, режиме, графике работы, контактных телефонах и об адресах электронной почты.

Содержанием подраздела «Структура и органы управления образовательной организацией» является информация о структуре и об органах управления образовательной организации, в том числе о наименовании структурных подразделений (органов управления), руководителях структурных подразделений, местах нахождения структурных подразделений, адресах официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» структурных подразделений (при наличии), адресах электронной почты структурных подразделений (при наличии), сведения о наличии положений о структурных подразделениях (об органах управления) с приложением копий указанных положений (при их наличии).

Одним из важнейших разделов сайта образовательной организации является подраздел «Документы», который предусматривает размещение на нем основных документов, позволяющих осуществлять образовательную деятельность, в частности: устав образовательной организации; лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); свидетельство о государственной аккредитации; план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, локальные нормативные акты и др.

Подраздел «Образование» включает в себя информацию об реализуемых уровнях образования, формах обучения, образовательных программах, учебных планах, методических документах и т.д.

Подраздел «Образовательные стандарты» должен содержать информацию о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах.

Не менее важным является подраздел «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав», включающий в себя информацию о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов образовательной организации (при их наличии), в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) руководителя, его заместителей, должность руководителя, его заместителей, контактные телефоны, адреса электронной почты. Кроме того, этот раздел должен содержать информацию о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе фамилию, имя, отчество (при наличии) работника, занимаемую должность (должности), преподаваемые дисциплины, ученую степень (при наличии), ученое звание (при наличии), наименование направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии), общий стаж работы, стаж работы по специальности.

Кроме того, на сайте создается специальный подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса». Этот подраздел должен включать в себя информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся.

Подраздел «Стипендии и иные виды материальной поддержки» должен содержать информацию о наличии и условиях предоставления стипендий, о наличии общежития, интерната, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии и иных видов материальной поддержки обучающихся, о трудоустройстве выпускников.

Информация о порядке оказания платных образовательных услуг является содержательным наполнением подраздела «Платные образовательные услуги».

Подраздел «Финансово-хозяйственная деятельность» определяет содержание информации об объеме образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Подраздел «Вакантные места для приема (перевода)» должен содержать информацию о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц.

В работе по применению сайта образовательной организации в качестве средства просвещения родителей важно учесть все обстоятельства, связанные с особенностью данной деятельности. Сайт образовательной организации, по нашему мнению, может стать эффективным средством взаимодействия с родителями младших школьников с ОВЗ, только при соблюдении ряда условий [2, с.325].

Электронные образовательные ресурсы, в том числе сайт образовательной организации, будут сочетаться с традиционными средствами педагогического просвещения родителей младших школьников. Для более эффективной просветительской работы учителю необходимо наладить контакт с родителями, расположить их к себе, создать отношения доброжелательного положительного сотрудничества в деле воспитания и обучения ребенка. Добиться этого можно только, если регулярно использовать такие формы работы как круглые столы, дискуссии, собрания, тренинги, индивидуальные консультации и другие традиционные формы работы, направленные на педагогическое просвещение родителей. При этом сайт образовательной организации и традиционные формы работы прекрасно дополняют друг друга. Так, если на родительском собрании или лекции для родителей была преподнесена полезная информация по педагогике или психологии, то ее можно продублировать на сайте и добавить ссылки на статьи, которые раскрывают информацию, не затронутую в ходе лекции, но также важную для родителей. Также через электронные образовательные ресурсы, в том числе сайт можно регулярно размещать для родителей полезную информацию, в случае, когда более тесное или продолжительное живое общение учителя с родителями ограничено. Для родителей данная форма работы удобна своей доступностью, когда информацию можно изучить в любое удобное время.

Педагог будет учитывать индивидуальные особенности родителей младших школьников, в том числе уровень педагогической просвещенности и уровень владения информационно-коммуникативными технологиями. Под индивидуальными особенностями родителей можно иметь ввиду их интересы, проблемы в воспитании ребенка, вопросы, которые больше всего их волнуют, стиль воспитания и образ жизни семьи. Например, если педагог располагает информацией о том, что большинство родителей его учеников стремятся к художественно-эстетическому развитию детей, то можно размещать информацию о том, как приобщать детей к искусству, творчеству. Если родители задаются вопросом о том, как лучше мотивировать ребенка на самостоятельность, то педагогу целесообразно размещать в электронных ресурсах информацию о том, как помочь ребенку стать самостоятельнее и т.д.

Процесс педагогического просвещения родителей будут сопровождать компетентные специалисты. С родителями должны работать компетентные специалисты в области использования электронных образовательных ресурсов. Профессиональная педагогическая компетентность в области применения информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), предложенная ЮНЕСКО в 2011 году, предполагает, что работники сферы образования должны владеть знаниями, умениями и навыками в области использования электронных образовательных ресурсов и всего, что с ними связано, в процессе обучения.

Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день первостепенной задачей образования является создание единой информационно-образовательной среды. Основными инструментами обеспечения информационно-образовательной среды являются электронные образовательные ресурсы, в частности сайт образовательной организации, обеспечивающий открытость и прозрачность педагогической деятельности. Функционирование сайта обеспечивается рядом обязательных требований.

Список использованной литературы

Акользина, Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-protsesse-obucheniya-dostoinstva-nedostatki Образовательная среда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rostlihnosti.ru/potencial-razvitiya-cheloveka.html.

Багрова, И.Г., Богданова, Т.Г. Сурдопедагогика / И.Г. Багрова, Т.Г. Богданова [Текст].М.: ВЛАДОС, 2004. 655 с.

Беспалов, А.Ю., Беспалов, Ю.Ф. Частное право. Проблемы теории и практики / А.Ю. Беспалов, Ю.Ф. Беспалов [Текст].М.: Проспект, 2015. 144 с.

Богдановская, И.М., Зайченко, Т.П. Информационные технологии в педагогике и психологии / И.М. Богдановская, Т.П. Зайченко [Текст].СПб.: Питер, 2015. 299 с.

Коротовских Т.В., Некрасова О.А., Чуйкова И.В. Формирование толерантного отношения дошкольников к детям с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т.В. Коротовских, О.А. Некрасова, И.В. Чуйкова // European Social Science Journal. 2017. № 1. С. 326-329.

Муцурова, З.М. Сущность и классификация электронных образовательных ресурсов / З.М. Муцурова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-klassifikatsiya-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov.

Просмотров работы: 54