Актуальность проблемы развития воли в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов (семья, школа, общество), непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания подрастающего поколения.
Проблему воли принято рассматривать в числе наиболее сложных и дискуссионных вопросов современной психолого-педагогической науки. Данной проблемой в разные периоды занимались многие отечественные и зарубежные исследователи: В.А. Иванников, Е.П. Ильин, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, Р. Мэй и др.
Нам импонирует точка зрения В.И. Селиванова на определение понятия воля, ученый утверждал, что «Воля - это качественно особое психическое образование, позволяющее личности как субъекту сознания, опираясь на запас мотивационных установок, избирательно и целенаправленно определять свои решения и действовать с учетом необходимости [1]».
Ряд ученых (А.И. Высоцкий, В.К. Калин, А. Ц. Пуни и др.) говорили об условиях возникновения волевых действий, и это, прежде всего произвольность действий и необходимость преодоления препятствий.
Главная функция воли - усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Механизмом побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком.
Одной из главных целей общего образования является создание условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, отсюда следует, что учебно-воспитательный процесс ориентирован на личность ученика, его индивидуальные возможности, способности и интересы.
Особенно много проблем в личностном развитии возникает у школьников в средних классах, что обусловлено особенностями возрастного развития. По мнению ученых (И.С. Кон и др.) подростковый возраст представляет собой период становления личности и является самым трудным и сложным возрастом, в этот период происходит становление основ нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе и другим людям, к обществу в целом. Подросткам свойственны проявления эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности, нередко проявление отрицательных черт характера, негативного поведения, склонность к формированию конфликтных ситуаций т.е. не умение саморегуляции и низкий уровень развития волевых процессов.
Для учащихся средней школы актуально развитие таких волевых качеств как: целеустремленность, решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность.
Ученые (Н.Д. Виноградова, В.П. Прядеин и др.), определяют «основной путь воспитания волевых качеств личности подростка - организация его деятельности» [2,3]. Важно учить подростка осознавать цель деятельности, которая является основой любого волевого действия.
Исследователи также отмечают, что «решающее значение в воспитании волевых качеств подростка имеет руководство взрослых» [4].
Кроме этого, важным средством развития воли может стать личный пример взрослых. Особое место в комплексе средств развития воли имеет коллектив сверстников.
Таким образом, родителям, школьным педагогами и психологам необходимо проявить чуткость, терпение, понимание и внимательность по отношению к подросткам, помня о возрастных особенностях, биологических различиях; не допустить критических ситуаций в период «подросткового кризиса», постараться заинтересовать и занять детей, учитывая их интересы и запросы, оставляя им поменьше свободного времени, для поиска ответов на вопросы кризисного подросткового периода, дать им свободу выбора и самостоятельность, правильно и незаметно направив их.
Список литературы:
1. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – Рязань, 1992.
2. Виноградова Н.Д. Морально-волевые качества личности. – М., 1997.
3. Прядеин В.П. К структуре волевых качеств // Проблемы психологии воли. – Рязань, 1991. – с. 16–19.
4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 2006.