ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Хаметова Ш.Р. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном мире происходит модернизация образования, своеобразие государственной политики в отрасли образования обусловили незаменимость важных изменений в организации педагогического процесса в образовательных организаций. Меняются и применимые в образовательном процессе технологии. Так, согласно требованиям закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта необходимо внедрение компьютерных технологий, что интрепритируется первой ступенью обучения и именно в этот промежуток необходимо приспособление воспитанника к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому дошкольнику одинаковые начальные достижимости для благополучного обучения в школе [5].

Интерактивное оборудование (оснащение) — это инновационные устройства, с помощью которых можно воспроизводить, записывать, исследовать информацию. Появление в образовательных учреждений современной техники и новейшего программного обеспечения разрешает совершенно по-новому планировать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (изменяет учебную среду образовательного учреждения). Новейшие средства информатизации создают условия для комплектования ключевых компетентностей у детей, мотивируют творчество и повышают их мотивацию, что является основным условием в дальнейшем их эффективного обучения в школе.

Наличие определенного уровня устойчивых учебных мотивов способны обеспечить ученика способностью к постоянному и качественному исполнению задач, предлагаемых для него школой. Однако, совсем иначе обстоит дело с развитие мотивации к учению у детей с ЗПР.

Мотивационная сфера детей с ЗПР, так же как, впрочем, и другие стороны его психики, дисгармонична с точки зрения соотношения реального уровня развития (как правило, несколько более низкого) и потенциальных возможностей. Это проявляется в расхождении между «знаемыми» и «реально действующими мотивами». Наиболее ярко это проявляется в аспекте анализа мотивационной готовности ребенка к предстоящему обучению в школе. Для детей с задержкой психического развития характерны: отставание в развитии мышления, причём отмечается недоразвитие практически всех мыслительных процессов; поведение детей импульсивно и зависит от их настроения в данный момент; дети или не хотят идти в школу или хотят, но не понимают правильно смысл своего пребывания в ней [1].

Дети с задержкой психического развития, по мнению ряда авторов (Т.А.Власовой, М.С.Певзнер), не интересуются школьным занятиям и не в состоянии выполнить предъявляемые учителем требования. Одной из важнейших причин неуспеваемости детей с ЗПР в массовой школе является слабость учебных мотивов деятельности.

Для таких детей характерен низкий уровень выполнения учебных и не учебных заданий обуславливается рядом причин:

- повышена утомляемость;

- непонимание и непринятие концепции «Я – ученик»;

- наличие отрицательных мотивов, негативно влияющие на познавательные интересы;

- низкий уровень развития эмоционально – волевой сферы;

- бедность словарного запаса.

Исследователями доказано, что дети с ЗПР подвержены стрессовым реакциям и в ситуации повышенной тревоги (опасности не успеть выполнить задание, подвергнуться наказанию) их продуктивность в большинстве своем падает, хотя у некоторой части детей возникает восстановление и приобретение сил. В связи с последним отметим факт повышенной значимости для дошкольников и младших школьников с ЗПР (вплоть до подросткового возраста) положительных поддерживающих отношений со стороны близких взрослых (Л.В. Кузнецова, Г.Д. Тригер). Это, с одной стороны, обусловливает их повышенную чувствительность и ранимость в ситуации критических замечаний со стороны взрослых, а с другой — в этом заключен определенный потенциал познавательного и социального развития детей данной категории [1].

Для повышения учебной мотивации и познавательной активности учащихся с ЗПР в коррекционной школе используется весь арсенал средств организации и осуществления процесса обучения — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, разнообразные, как традиционные и нетрадиционные технологии.

На сегодняшний день наиболее эффективными средствами обучения в классно - урочной системе широко используются информационно-коммуникативные технологии [5].

В начальной школе невозможно провести урок без применения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. Уроки с использованием мультимедийных технологий особенно актуальны в начальной школе. Дети с ЗПР имеют отставание в развитии всех форм мышления, более низкий уровень восприятия, неустойчивость внимания, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.

Показателями выраженности учебной мотивации и познавательной активности с использованием мультимедийные технологии являются:

- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);

- целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);

- степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности).

Внедрение мультимедийных технологий осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет;

использование готовых обучающих программ.

цифровые образовательные ресурсы

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать всем нам известное создание мультимедийных презентаций.  Мультимедийная презентация Power Point - классический вариант мультимедийной презентации, основанной на демонстрации слайд-шоу.

В зависимости от выступления преподаватель или учащийся включают в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение, что делает урок более насыщенным, иллюстративным.

Применение компьютерных презентаций в процессе обучения детей имеет следующие плюсы [2]:

- осуществление полисенсорного восприятия материала, что  дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.

- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного -  проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

- объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

- возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).

Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Презентации позволяют учителю: наглядно представлять материал ученику; сопровождать процесс объяснения нового материала показом; регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации.

Следующаяформа применения мультимедийных технологий это использование электронных образовательныхресурсов [3].

С введением контрольно-измерительных материалов  в виде тестирования возникает необходимость готовить школьников к данному виду испытания. Учащиеся могут столкнуться с некоторыми затруднениями, вызванными отсутствием опыта работы с данной формой контроля. Тестирование требует от школьников не только знания определенного учебного материала, но также умения работать с ним, т.е. понимать специфику выполнения тестовых заданий. В связи с этим начинать работу над этой формой контроля нужно еще в начальной школе. Это будет в значительной степени результативной подготовкой детей в перспективе к экзаменам.

В своей работе использую следующие готовые программные продукты (тренажеры): Электронные приложения к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир 2 класс» - Москва, «Просвещение» 2013г. Электронные приложения к учебнику М.И. Моро

Также используется в образовательном процессе различные интернет-ресурсы [1]. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет в повышении учебной мотивации детей с ЗПР :

Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);

Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;

Дает возможности для профессионального роста;

Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;

Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Еще одно форма мультимедийных технологий это Документ-камера [3]. Документ-камеры - это особый класс устройств, предназначенных для передачи реальных изображений страниц учебников или школьных тетрадей, иллюстраций или нарисованных схем, трехмерных предметов или даже препаратов с микроскопа на телевизор, монитор или через видеопроектор на большой экран. Ведь довольно  типичная ситуация: обычно учитель показывает что-то на рисунке в своем учебнике, а дети ищут это «что-то», которое они толком не разглядели, у себя в книге. Нередко ребята не могут понять, на какой именно фрагмент нужно смотреть, и учитель вынужден подходить к каждому. При такой схеме работы немало времени тратится впустую. Используя документ-камеру, педагог может быть уверен, что, во-первых, все действительно смотрят на рисунок, во-вторых, видят именно тот фрагмент, о котором идет речь.

Какие же её свойства и качества так привлекают учителя и учащихся? Первое и, наверное, основное – её  технические возможности.

Самая простая функция документ-камеры – демонстрация стационарных изображений и объектов. Причём, если под изображениями понимать двумерные, то есть плоские, отображения реальных предметов (фотографии) или рисунки, то объекты – это трёхмерные отображения реальных предметов, которые из стационарных превращаются в движущиеся, когда мы вращаем их, пытаясь рассмотреть со всех сторон. А документ-камера помогает транслировать изображения этих плоских или объёмных предметов на экран для всеобщего обозрения.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Использование мультимедийных технологий на уроках в школе в целях повышения качества знания и мотивации помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование мультимедийных технологий позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения ( индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение мультимедийных технологий на уроках с детьми в коррекционной школе: расширяет возможность самостоятельной деятельности; формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; особенностью повышения учебной мотивации и качества успеваемости посредством применения информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Список литературы

Борякова, Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с ЗПР. .[Текст]/ Н. Борякова// Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2002. -№1. - с 35 - 42.

Горбунова, Г.А. Формирование мотивации к учению [Текст] / Г.А. Горбунова. - Уфа. : Вост. ун-т. - 2005. - 117 с.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе// http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/03/24/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole

Использование ИКТ на уроках в начальной школе» (УМК « Школа России»)//http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/22/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-v-nachalnoy-shkole-umk-shkola

Кудымова И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 123-124. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8756/

Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2001. – 220 с.

Просмотров работы: 69