ОСОБЕННОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ОСОБЕННОСТИ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одним из наиболее популярных методов исследования систем управления является наблюдение. В менеджменте практически при любом методе исследования используется наблюдение.

Наблюдение самый древнейший метод познания окружающей действительности. Востребованность наблюдения, как метода исследования систем управления, обусловлена тем, что оно не требует специальной подготовки и вложений в организации. Эффективность наблюдения подкрепляется его сочетанием с такими методами как эксперимент и беседа [2].

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное восприятие процесса, объекта, явления и др., результаты которого фиксируются исследователем и в последующем подлежат обработке [1]. Оно предполагает сбор информации на основе регистрации и фиксации первичных данных о системе управления.

Наблюдение как метод исследования систем управления принято классифицировать по следующим признакам: По форме организации: Структурированные наблюдения – осуществляется по заранее составленному плану. Неструктурированные наблюдения – для проведения исследователь опирается на общие принципы плана, полученные данные фиксируются в свободной форме. По степени включенности: Включенные наблюдения – исследователь является членом группы, в котором проводится наблюдение. Невключенные наблюдения – исследователь не является участником группы и не оказывает влияние на происходящие события. По форме взаимоотношений исследователя и испытуемых: Открытые наблюдения – испытуемые знают о том, что ведется наблюдение. Скрытые наблюдения – проводится тайно, испытуемые не знают о наблюдении. По месту проведения наблюдения: Полевые наблюдения – осуществляется в естественных условиях, привычных для испытуемых. Лабораторные наблюдения – проводится в специально организованном и подготовленном месте (помещении). По регулярности проведения наблюдения: Систематические наблюдения – осуществляется регулярно, заранее составляется план проведения каждого из наблюдений. Несистематические наблюдения – проводится периодически, без заранее установленного времени (случайные или эпизодические), то есть по мере необходимости. По длительности проведения наблюдения: Кратковременные наблюдения – организуются на первых этапах исследования, необходимы для сбора первичной информации. Долговременные наблюдения – проводится на протяжении длительного времени (чаще всего на протяжении нескольких лет). По охвату аудитории: Сплошные наблюдения – фиксируются все особенности доступные для восприятия исследователя. Выборочные наблюдения – фиксируются какие-то определенные параметры и особенности объекта исследования [4].

Эффективность результатов, полученных в ходе наблюдения, во многом зависит от соблюдения последовательности этапов:

- Определение основной цели наблюдения, на основании которой исследователь формулирует задачи.

- Выбор и определение объекта, предмета и ситуации, которые будут исследованы в процессе наблюдения.

- Выбор способа наблюдения, исходя из установленного объекта исследования.

- Определение способов регистрации данных, которые будут получены в ходе проведения наблюдения.

- Осуществление детальной фиксации информации, с использованием специальных средств регистрации.

- Осуществление и обработка полученной в ходе наблюдения информации, формулирование выводов по итогам проведенного наблюдения [3].

Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению. Целенаправленность. Постановка четкой, корректно сформулированной цели. Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая необходима для проведения исследования. Наличие плана наблюдения. В плане должна быть отражена методология наблюдения (цель, задачи, предмет, объект и т.д.). Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов и формулирования промежуточных выводов. Учет возможных ошибок. Прежде, чем приступить к проведению наблюдения исследователь должен предположить, какие могут быть сложности и трудности в работе, а также какие из них могут привести к возникновению ошибок. Выработать стратегию по их предотвращению и устранению. Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. В процессе наблюдения исследователь должен зафиксировать максимальное количество информации, для всестороннего и полноценного проведения исследования и получения достоверных результатов. Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект [1].

Таким образом, наблюдение в исследованиях в менеджменте представляет собой систему фиксации и регистрации свойств и связей изучаемых объектов (систем, процессов, явлений) в естественных условиях или в специально организованном эксперименте. Наблюдение непосредственно связано с человеческим восприятием и призвано зафиксировать объективные связи и отношения внешнего мира. Достоинство наблюдения в том, что оно открывает возможность получать информацию непосредственно «в момент событий», «с места событий» и данная информация может быть максимально приближена к объективной. Но существуют недостатки этого метода:

1) Ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;

2) Высокая трудоёмкость и высокие требования к профессионализму наблюдателя метода;

3) Невысокая надежность т. к. наблюдаемые объекты социально-экономического характера, то люди могут преднамеренно менять характер своих действий [2].

Список литературы:

Баранов, В.В. Исследование систем управления: Учебное пособие / В.В. Баранов, А.В. Зайцев, С.Н. Соколов. - М.: Альпина Пабл., 2013. - 216 c.

Жуков, Б.М. Исследование систем управления: Учебник / Б.М. Жуков, Е.Н. Ткачева. - М.: Дашков и К, 2016. - 208 c.

Максимцов, М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие / М.М. Максимцов, А.В. Игнатьева. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 167 c.

Фрейдина, Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие / Е.В. Фрейдина; Под ред. Ю.В. Гусев. - М.: Омега-Л, 2013. - 368 c.

Просмотров работы: 173