СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Евстигнеева О.А. 1
1Сибирский федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

В наше время именно образование является тем продуктом, куда следует инвестировать деньги, особенно это актуально во время мирового финансового кризиса. И чтобы эффективно распорядиться возможностью получения высшего образования необходимо ещё со школы начать развиваться и стремиться в этом направлении.

Востребованность повышения качества образования обусловлена многими причинами, можно выделить несколько из них:

набирание темпов научно–технического прогресса усиливает связь между качеством и масштабом образования с темпами развития общества в целом;

переход общества к фазе становления информационной цивилизацией. Данный процесс непосредственно связан с ростом экономической и социальной роли образовательных учреждений;

всемирная глобализация. Составной частью такого процесса выступает процесс быстрого накопления знаний и их устаревание.

Современному обществу требуются хорошо обученные, конкурентоспособные, высокопрофессиональные кадры. Из вышесказанного следует, что содержание образования, технологии и методы оценки его качества приводятся в соответствии с требованиями общества. В свою очередь, управление современным образованием приобретает общественно-государственный характер, о чем свидетельствуют правительственные документы, например, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», утвержденная распоряжением правительства РФ[3].

Рассмотрим современное положение дел в сфере образования на примере Красноярского края. Система образования представлена в регионе учреждениями всех уровней и видов. В системе общего образования в 2016/2017 учебном году действовало 1200 учреждений и их филиалов, в которых обучалось 301,2 тыс. учащихся. 82% детей обучались в современных условиях - в учреждениях с организацией школьного питания, с условиями для занятий физкультурой, в оборудованных предметных кабинетах. Сформирована сеть специального образования для детей с ограниченными возможностями, развивается инклюзивное образование. Проектом модернизации региональных систем общего образования предусмотрено дальнейшее совершенствование оборудования школ и повышение оплаты труда учителей. В отрасли отмечается проблема кадрового обеспечения, в последние годы растет средний возраст педагогов дневных общеобразовательных школ, и на сегодняшний день 18,5% из них составляют преподаватели старше пенсионного возраста[2].

Актуальность темы данного исследования заключается в том, что социально-экономические и политические преобразования в стране привели к обновлению системы образования. Модернизация образования влечет за собой необходимость поиска эффективных методов управления образовательным учреждением, и педагогическим персоналом, повышение требований к уровню профессионализма педагогов, необходимость в подготовке специалистов, способных оценивать и совершенствовать реализуемые образовательные услуги на основе их диагностики и комплексного анализа. На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях отсутствует согласованность в действиях администрации, психологической службы учреждения и самих педагогов в обеспечении процесса профессионального развития и личностного роста аттестуемых. Недостаточно четко формулируются цели, задачи и методы работы с педагогами: кто и за что несет ответственность при решении вопроса профессионального развития педагога. Таким образом, аттестация является актуальной проблемой современной школы.

Обеспечение эффективной системы подготовки кадров для устойчивого развития инновационной экономики предполагает существенную модернизацию моделей организационно-педагогической деятельности образовательных учреждений.

Инструментальной средой создания инновационной модели образовательного процесса может выступать реинжиниринг бизнес-процессов. Поэтому необходимо разобраться в сущности реинжиниринга как одного из направлений предотвращения кризисных явлений в национальной экономике.

Бизнес-процессы образовательных учреждений должны быть подвергнуты существенной модернизации при помощи современных информационных технологий на основе индуктивного мышления, что будет являться основой благополучного развития национальной экономики в целом.

Проведя анализ основных определений, предлагаем наиболее оптимальный вариант определения бизнес-процесс с учетом специфики исследования. Итак, бизнес-процесс – это определенная совокупность последовательно взаимосвязанных действий, упорядоченных во времени, по преобразованию ресурсов на входе в конечную продукцию, необходимую клиенту, на выходе.

Одно из основных условий работы любой организации - реализация произведенной продукции. Прямой перенос моделей бизнеса в образование невозможен, тем не менее, перед ОУ и перед коммерческими организациями стоит одна задача: работать качественнее, эффективнее и экономичнее. Таким образом, бизнес-процесс ОУ – это особый процесс, который служит достижению основных бизнес - целей ОУ и включает в себя совокупность действий, мероприятий, связей между структурными подразделениями ОУ, а также между самим ОУ и внешним миром. Объектами реинжиниринга, применительно к любому ОУ могут выступать организационная структура, образовательный процесс, научно-методическая деятельность, средства обучения и т.п.[5]

Эффективность и качество педагогического труда приобретают все большее значение в силу того, что современному обществу требуются хорошо обученные, конкурентоспособные, высокопрофессиональные кадры. В соответствии с требованиями общества приводится содержание образования, технологии и методы оценки его качества.

Сбалансированная система показателей организации выстраивается с помощью следующих элементов:

- направления (области возможностей для достижения целей);

- стратегических целей;

- ключевых показателей (используются для измерения степени достижения стратегических целей);

- целевых значений (плановых или нормативных значений показателей);

- стратегических инициатив (средств достижения стратегических целей);

- причинно-следственной связи.

В ССП все возможные направления развития организации делятся на четыре категории: 1) финансы; 2) клиенты; 3) внутренние бизнес-процессы; 4) обучение и развитие персонала.

Приведем примеры стратегических целей для каждой из рассмотренных категорий:

1) финансы – Увеличение присутствия ОУ на рынке платных образовательных услуг (достижение устойчивого финансового положения);

2) клиенты - Лидерство по качеству образовательных услуг (повышение удовлетворенности потребителя услуг). Каждый год создается рейтинг ОУ;

3) внутренние бизнес-процессы – Развитие портфеля дополнительных и платных образовательных (повышение качества образовательного процесса). Активно развиваются внеурочная деятельность, элективные курсы, платные услуги;

4) обучение и развитие персонала – Развитие корпоративной культуры и этики. В настоящее время в коллективе отсутствует определенная концепция, связанная с этикой и культурой. Прохождение аттестации педагогическими работниками.

Необходимо заметить, что именно от качества педагогического состава учреждения будут зависеть выполнение представленных стратегических целей.

Одним из ведущих направлений в 2018-2019 годах для Правительства РФ является реформирование системы образования, целью которого является повышение социального статуса учителя, престижности профессии и общего уровня преподавания. Наряду с повышением требований к выпускникам школ, гимназий и лицеев растут и требования к педагогическим работникам.

Рассмотрим процесс аттестации педагогических работников «как есть».

На входе - педагогический работник, которому необходимо пройти аттестацию впервые или повторно (раз в 5 лет процедура является обязательной). На выходе – аттестованный работник в соответствии с занимаемой должностью. В лицее вопросами аттестации занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Зам. директора следит за сроками аттестации. Сотрудник, у которого подходит срок аттестации или который желает аттестоваться, заполняет заявление на имя директора с указанием своих результатов по всем видам деятельности. Далее педагогический работник собирает необходимый пакет документов, консультационную помощь ему оказывает зам. директора. Далее зам. директора передает документы в аттестационную комиссию, которая выносит решение. На данный момент процесс занимает много времени.

Аттестация педагога - процесс многоуровневый и требует не только от педагога определенных усилий в качественной презентации своего педагогического опыта. Важным условием в прохождении аттестации на квалификационную категорию является методическое сопровождение процесса аттестации на нескольких уровнях.

Первый уровень - сопровождение аттестации учителя в образовательной организации, где организационное обеспечение реализуется в педагогическом коллективе:

- изучение опыта работы претендентов на категории через трансляцию открытых занятий, творческих отчетов, презентации материалов из опыта работы;

- организация работы администрации, методических объединений в целях накопления и систематизации материалов о результатах и качестве работы аттестуемых и оказание им методической помощи через проведение групповых и индивидуальных консультаций по разъяснению нормативно-правовых основ аттестации и экспертизы, помощь в оформлении аттестационных документов, создание банка данных, включая методические разработки и рекомендации, нормативно-правовую базу, опыт работы педагогов).

Второй уровень - муниципальная поддержка педагогов в период аттестации. Роль муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, заключается:

- в обеспечении образовательных учреждений методическими разработками, рекомендациями, пособиями по вопросам аттестации, экспертизе;

- в разработке основных направлений, форм и методов организации методической работы и внешнего мониторинга с учетом требований квалификационных характеристик и результатов аттестации: создание собственного банка данных (нормативно-правовых документов, приказов, опыта работы педагогов, получивших первую и высшие категории, авторских программ, результатов опытно-экспериментальной работы и т.д).

Третий уровень – методическая помощь на региональном уровне в подготовке аттестационных документов учителя, подлежащих экспертизе. Для аттестующихся педагогических работников проводятся групповые и индивидуальные консультации по вопросам их прав, обязанностей, нормативным основам процесса аттестации, изучается и анализируется практика подготовки и проведения аттестации кадров в образовательных организациях.

Владельцем процесса является директор ОУ. Члены процессной команды: заместитель директора, учителя.

Самая главная ценность для клиентов бизнес-процесса - пройти аттестацию с соответствующей записью в трудовой книжке.

Краткое описание последовательности выполнения бизнес-процесса.

Вербально последовательность выполнения бизнес-процесса можно выразить в следующей форме:

1. Учитель подает заявку на прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности.

2. Заместитель директора по УВР рассматривает заявку на соответствие предъявляемым требованиям.

3. В случае соответствия требованиям заместитель директора согласовывает и назначает дату аттестации, в случае несоответствия возвращает заявку педагогическому работнику на доработку.

4. Заместитель директора передает документы в аттестационную комиссию ОУ.

5. Педагог выбирает форму прохождения аттестации.

6. В соответствии с выбранной формой аттестации аттестационная комиссия в согласованную дату рассматривает пакет документов аттестуемого.

7. Аттестационная комиссия выносит решение о соответствии или несоответствии занимаемой должности.

8. Педагог ознакамливается с результатами аттестации.

9. Делопроизводитель готовит приказ о результатах аттестации.

10. Директор подписывает приказ.

11. Менеджер по персоналу готовит запись в трудовую книжку.

Таблица 3 – Характеристики бизнес-процесса «Аттестация педагогического работника на соответствие занимаемой должности»

Характеристики процесса

Описание

Цель процесса

Осуществить аттестацию педагогического работника в соответствии с нормативными документами

Владелец процесса

Директор ОУ

Границы процесса

Вход- заявка от учителя, выход – запись в трудовой книжке

Последовательность операций процесса

Описано выше

Участники процесса

Учитель, заместитель директора, аттестационная комиссия, директор, делопроизводитель, менеджер по персоналу

Входящая информация

Заявка от учителя

Исходящая информация

Подписанный приказ

Поставщики информации

Учитель

Потребители информации

Заместитель директора, аттестационная комиссия, директор, делопроизводитель, менеджер по персоналу

Ресурсы процесса (материальные, информационные)

Заявка от учителя, пакет документов (заявление, описание педагогической деятельности, сопроводительные документы) , ИС ОУ»

Таблица 4 – Лица, принимающие решения (ЛПР) в процессе «Аттестация педагогических работников»

Наименование этапа

Лицо, принимающее решение

1.

Принятие решения о прохождении аттестации на соответствие занимаемой должности

Аттестационная комиссия во главе с директором ОУ

2.

Подготовка программы прохождения аттестации

Заместитель директора

3.

Проверка документов перед прохождением аттестации

Заместитель директора

В настоящее время система аттестации включает в себя подтверждение соответствия занимаемой должности и установление квалификационной категории на основе портфолио педагога, то есть без единых критериев оценки.

Педагоги со стажем знают, что на протяжении многих лет молодого специалиста, окончившего университет, ожидал длительный и непростой путь к вершине с учетом таких норм: Первая аттестация учителя через 5 лет после начала работы. Внеочередная аттестация (при наличии серьезных заслуг) не ранее чем через 2 года после предыдущей. Поэтапный рост, не позволявший молодым специалистам претендовать на «высшую» категорию ранее, чем будут покорены нижестоящие уровни (вторая и первая). Можно было аттестоваться на соответствие уже достигнутого уровня, либо повысить категорию. Оценивалась сама работа учителя и ее результативность, но тестов на знание предмета не было

Готовясь к аттестации, учителю предстояла масштабная работа по подготовке портфолио, в котором необходимо было детально описать работу за отчетный период, предоставив на рассмотрение комиссии весомые доказательства того, что учитель активно работает по всем основным направлениям: преподавание предмета; организация внеурочной деятельности учеников; взаимодействие с родителями; участие в общешкольной жизни; методическая работа; самообразование, обуславливающее личностный и профессиональный рост. При этом, достигнув определенных вершин, многие теряли желание продолжать работу над собой, что особенно ярко проявилось на фоне введения новых норм и методов преподавания. Именно поэтому стране необходима новая форма аттестации учителей. Главная проблема – бюрократия, долгий процесс, субъективная оценка. Необходима единая федеральная оценка квалификации педагогов.

Главной инновацией 2019 года станет НКТ (Национальный Квалификационный Тест), который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии.

Основными нововведениями будут:

Возможность переходить через категорию. Возможность раньше проходить процедуру аттестации при наличии определенного ряда заслуг и достижений.

За основу будут брать не только достижения учащихся, а и сравнение уровня самого учителя в динамике.

Активность и эффективность работы педагога в межаттестационный период будет показывать рассчитываемый по специальной методике рейтинг. От учителей ожидают демонстрации концептуальных методических подходов к реализации новых норм и стандартов ФГОС.

Формула процесса.

В процессе выделены несколько параметров, которые учитываются в совокупности для принятия решения о прохождении аттестации педагогическим работником на соответствие занимаемой должности:

-персональные достижения;

- описание педагогической деятельности;

- открытый урок;

- педагогическое квалификационное тестирование (НКТ).

Таким образом, общая формула процесса будет иметь вид:

B – Общее количество баллов аттестуемого;

X – баллы за персональные достижения (максимум 20 баллов);

Y – баллы, набранные в ходе прохождения педагогического квалификационного тестирования; который будет обязательным для всех проходящих аттестацию учителей и будет состоять на 70% из вопросов по предмету и 30% по методике преподавания и психологии (максимум 100 баллов, из которых 65% будут учитываться в итоговой формуле, т.е. 65 баллов максимально).Учитель, не прошедший квалификационный тест (результат экзамена менее 60%, отправляется на повышение квалификации и считается не прошедшим аттестационные испытания).

Z – баллы за описание педагогической деятельности (максимум 5 баллов);

D – баллы за демонстрацию открытых уроков (максимум 10 баллов);

H – повышающий коэффициент молодым педагогам (1,1);

BX, Y, Z, D

X, Y, Z, D max

(минимально для прохождения аттестации учитель должен набрать 70 баллов).

Таким образом, новый формат аттестации позволит минимизировать субъективный фактор оценки педагога аттестационной комиссией, молодые педагоги получат возможность прохождения аттестации наравне с опытными педагогами.

Предполагается, что независимая оценка квалификации поможет:

работнику – провести независимую оценку его квалификации для подтверждения её соответствия профстандарту, планировать дальнейшее обучение или карьеру;

работодателю – обеспечить организацию квалифицированными кадрами и планировать обучение сотрудников.

Считается, что независимая оценка будет стимулировать работников к профессиональному росту. Национальная система учительского роста предполагает возможность профессионального роста педагога по горизонтальной и вертикальной модели.

Список литературы

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. №203). [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 г. № 1121-р). [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/

Программа «Информационное общество», одобрена распоряжением Правительства №1815-р от 20 октября 2010 года, (новая редакция — распоряжением №2161-р от 2 декабря 2011 года)

Лебедева И. А., Поносова Е. В. Процессный подход в менеджменте качества образования в вузе // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 91-94. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/30/3435/

Любченко О.А., Карпова С.И.Моделирование системы управления современной общеобразовательной школой с позиций процессного подхода// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 12. – С. 69–71

Пушкарёв Ю. В. Инновационное образовательное учреждение: вопросы исследования процессов современного развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4. – С. 48–57.

Просмотров работы: 14