Универсальная технология укрупненных дидактических единиц (УДЕ) академика Эрдниева П.М., особенно интенсивно развивавшаяся в конце 20 века, получила ныне общедидактический статус. В поисках эффективности, качественности и доступности профессионального образования преподаватели средних учебных заведений обращаются к методике УДЕ. Идея УДЕ легла в основу созданной академиком Эрдниевым П.М. концепции, реализация которой означает, в частности, укрупненный подход к содержанию учебного материала: необходимо рассматривать совместно, в связях и переходах целостные группы родственных (взаимосвязанных) единиц этого содержания. Теория УДЕ – система крупноблочного построения программного материала. Ее ядро : положение об укрупненном подходе к организации содержания учебного материала, когда, рассматривая взаимосвязи и взаимопереходы, выделяются блоками целостные групп родственных единиц этого содержания. Академик П.М.Эрдниев, давая характеристику укрупненным дидактическим единицам, отмечает, что «понятие укрупненной дидактической единицы… вбирает в себя взаимосвязанные конкретные подходы к обучению, проявляющиеся в совместном и одновременном изучении взаимосвязанных действий, операций, функций, в обеспечении единства процесса становления и решения задач, в рассмотрении во взаимопереходах определенных и неопределенных заданий». Опыт обучения на основе укрупнения единиц усвоения показал, что основной формой обучения при применении методики УДЕ должно стать «многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логичекски разнородных, но психологически стыкованных в некоторую целостность частей» Прием совместного и одновременного изучения взаимосваязанных действий, операций, функций, теорем выполняет основную нагрузку по укрупнению дидактического материал. Такие приемы (по П.М. Эрдниеву) являются средством наращивания знаний. Концентрация и уплотнение материала способствует укорочению связей между отдельными видами знаний, тем самым обеспечивая их системность, уменьшая нагрузку учащихся и сокращая расход учебного времени [13,242]
В системе среднего профессионального образования изучению общеобразовательных дисциплин (математики, физики, информатики, истории, литературы, русского языка) отводится значительно меньше часов, чем в средних общеобразовательных школах. «Возникает противоречие между усложнением и увеличением содержания и объемов учебных дисциплин СПО и ограничением времени на их изучение»[15]. Разрешение этого противоречия при подготовке специалистов со средним профессиональным образованием предполагает, прежде всего разработку методик ускоренного и эффективного обучения общеобразовательным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам с учетом современных психолого-педагогических концепций. Это обстоятельство сыграло свою важную роль, заставив преподавателей системы среднего профессионального образования (СПО) использовать в своей работе со студентами новые педагогические и информационные технологии, основанные на методике укрупнения дидактических единиц. В условиях системы СПО с краткими сроками обучения (2-3 года) методы и приемы укрупнения позволяют наиболее эффективно вести обучение студентов и добиваться высокого качества преподавания.
Опыт использования технологии УДЕ в системе среднего профессионального образования показал, что система крупного блока опирается на базисную программу. Применение крупноблочной подачи материала не связано с изменением или корректировкой содержания учебных дисциплин, а предполагает увеличение объема учебного материала за счет уплотнения структуры урока, что и позволяет комплексно и эффективно изучать самые разные дисциплины. Технология УДЕ в системе СПО создает возможности для совершенствования традиционных форм работы преподавателя, включая интегрирование, модернизацию, обобщение передовых методов в педагогике [15, 38].
Идея укрупнения в педагогике возникла в рамках общей проблемы целостности. И.Я.Лернер, А.С.Макаренко и др. в своих исследованиях отмечали, что выделение структурной единицы (элемента, «клеточки») связано с усилением внимания ученых к разработке фундаментальных проблем теории педагогики, в частности, проблемы научного описания структуры процессов обучения и воспитания с целью их совершенствования. Выделение структурной единицы позволяет, сосредоточив усилия на всестороннем анализе, найти оптимальную логику этих процессов. В методических исследованиях (Л.Я.Зорина, Н.Е.,Кузнецова, Г.И.Саранцева и др.) идея УДЕ получила развитие в рамках решения проблем достижения целостных и системных знаний, интенсификации процесса их усвоения, активизации познавательной самостоятельности студентов» [14].
Концепция укрупнения дидактических единиц получила свое развитие в разработке модульного и проектного обучения. Смысл концепции состоит в том, что знания усваиваются студентами легче и быстрее, если они предъявляются на лекции или практической работе сразу крупным блоком с сохранением системы внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а наличием связей – взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимообратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач.
Бесспорным преимуществом данной технологии является компактность, экономность переработки теоретической информации. Урок, построенный по системе УДЕ, опирается на правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной [8,с.285]. Укрупненные блоки помогают усваивать главное, сущностное понятие, значительно увеличивают объём усваиваемого учебного материала при резком снижении нагрузки обучающихся. Студенты получают возможность видеть сначала целое, а затем постепенно переходят к детальному изучению частей этого целого, то есть к анализу взаимосвязанных явлений. При блочной подаче содержания учебных тем материал легче воспринимается, а при соответствующей наглядности так же легко воспроизводится
Список литературы:
Микерова Г.Ж.. Технология УДЕ на уроках русского языка // Педагогический вестник, 1997 г.№2 (164)
Митенова Л.А. Использование элементов методики уде п.м. Эрдниева (укрупнение дидактических единиц) при изучении химии. //В сборнике: Образование: традиции и инновации Материалы IX международной научно-практической конференции. 2015. С. 331-333
Нюденова Э.К. Особенности реализации технологии укрупненных дидактических единиц в системе профессионального образования//Технология УДЕ в профессиональном образовании: опыт и перспективы развития», региональная кнауч-практ. конф. : - 2016. Элиста
Нюденова Э.К., Шорваева Н.В. Применение методики укрупненных дидактических единиц в реализации образовательных программ СПО // Среднее профессиональное образование. 2018. № 4. С. 38-40.
Омшанов А.Б., Эрдниева Э.В., Сангаджиев М.М. Применение укрупненных дидактических единиц в курсе "инженерная графика".//В сборнике: Молодежь и наука: реальность и будущее материалы VII Международной научно-практической конференции в 2 томах. 2014. С. 362-364.