ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оруджева Н.М. 1, Баркунова О.В. 1
1Шуйский филиал ИвГу
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социально-коммуникативное развитие дошкольников на сегодняшний день является одной из особенно значимых сфер работы педагогов и психологов. Актуальность рассматриваемой темы подтверждается и принятыми образовательными стандартами, в которых социально-коммуникативное развитие отнесено к основным направлениям развития дошкольника.

Дошкольное детство, является сензитивным периодом формирования коммуникативной деятельности ребенка, через общение со взрослыми и сверстниками, в игре под руководством взрослого, потом самостоятельно со сверстниками и взрослыми.

Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций, что связано с возрастающей зависимостью от телевизора и компьютера. Кроме этого исследования в области развития личности дошкольника актуализируют трудности общения и конфликтные взаимоотношения, низкий социометрический статус, эмоциональное неблагополучие дошкольников.

Таким образом, цель нашего исследования: изучение уровня социально-коммуникативного развития дошкольников, теоретическое обоснование, составление и апробирование программы социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Понятие социально-коммуникативное развитие и его содержание рассмотрены как в работах ученых (авторские позиции - О.П. Гаврилушкиной, С.В. Гавриш, Л. Н. Галигузовой, Т.А. Репиной, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.) так и в стандарте дошкольного образования (направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; и др. [1]).

Обобщая точки зрения ученых, мы приходим к выводу о том, что социально-коммуникативное развитие дошкольника осуществляется под воздействием взрослого, которому принадлежит роль руководителя и организатора социализации ребенка; освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

О.А. Вахрамеева, описывает и субъективную сторону социально-коммуникативного развития ребенка, которая, по мнению ученого, проявляется в его «положительном самоощущении» [2].

Точки зрения ученых сводятся к тому, что развитие личностных, индивидуальных особенностей дошкольника, становление его нравственных ценностей происходит в рамках социально-коммуникативного развития. Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольника - это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшей социализации и включения в систему общественных отношений.

Существует несколько точек зрения на особенности психолого-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников: О.А. Вахрамеевой, С.А. Козловой [3] и др.. Авторы указывают целевые ориентиры социально-коммуникативного развития дошкольников (активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; и др.); направления работы: формирование представлений о социальном мире и о самом себе; воспитание социальных чувств; воспитание активной социальной позиции.

Проанализировав формы, средства и методы работы, предложенные в исследованиях Бабаевой Т.И., Лисиной М.И., Смирновой Е.О., Урунтаевой Г.А. и других, мы пришли к выводам о содержании психолого-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников, которое представлено - диагностической деятельностью, консультативной, просветительской, коррекционно-развивающей деятельностью (игровая деятельность, детская исследовательская деятельность, изобразительная, предметная, коммуникативная).

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503

2.Вахрамеева О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (29). - С. 67-70.

3.Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М., 2004. – 44с

Просмотров работы: 1011