О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ССУЗАХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ УКРУПНЕННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В ССУЗАХ

Выскуб А.С. 1
1ФГБОУ ВО "Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. городовикова", факультет СПО, специальность "Право и организация социального обеспечения"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Профессиональное образование сегодня, в период реформирования, должно способствовать социальному, культурному и экономическому развитию личностного потенциала людей. Современное профессиональное образование должно быть доступным, качественным, эффективным. Для решения этих проблем необходимы высококвалифицированные педагогические кадры, готовые к изменениям в содержании преподаваемых предметов, курсов в соответствии новыми требованиями общества, инновационным изменениям в методике и совершенствованию традиционных методов и приемов преподавания. Первостепенной задачей преподавателей среднего профессионального образования становится повышение своей методической квалификации, поиск новых форм обучения и сотрудничества со студентами, творческое отношение к своему труду.

Творческие поиски в области методики, знакомство с передовым педагогическим опытом, исследованиями ученых-методистов привели многих преподавателей средних учебных заведений привели к выводу, что повышению эффективности современных уроков во многом способствует использование новых педагогических и информационных технологий, основанных на методике укрупнения дидактических единиц, получившей ныне общедидактический статус. Универсальная технология УДЕ в условиях системы СПО с краткими сроками обучения (2-3 года) позволяет наиболее эффективно вести обучение студентов и добиваться высокого качества преподавания. Дифференцированный подход в обучении, интегрирование предметов, развитие научного и исследовательского характера деятельности студентов, интенсификация и модернизация преподавания во многом зависят от грамотного применения приемов и методов УДЕ. Опыт применения технологии УДЕ в системе среднего профессионального образования показал, что система крупного блока опирается на базисную программу. Применение крупноблочной подачи материала никак не связана с изменением или корректировкой содержания учебных дисциплин, а предполагает лишь изменение структуры урока, что и позволяют комплексно и эффективно изучать самые разные дисциплины. Использование технологии УДЕ в системе СПО создает возможности для совершенствования традиционных форм работы преподавателя, включая интегрирование, модернизацию, обобщение передовых методов в педагогике. бобщение опыта работы преподавателей факультета СПО КалмГУ позволило сделать определенные выводы об особенностях использования методики УДЕ в практике преподавания в системе СПО. Концепция укрупнения дидактических единиц получила свое развитие в разработке модульного и проектного обучения. Данная концепция в условиях среднего профессионального образования была адаптирована для всех учебных предметов. Смысл концепции состоит в том, что знания усваиваются студентами легче и быстрее, если они предъявляются на лекции или практической работе сразу крупным блоком с сохранением системы внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а наличием связей - взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимообратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Преподаватели достигают активизации мыслительной деятельности студентов за счет использования многокомпонентное заданий, образующихся из нескольких логически разнородных, но психологически объединенных в некую целостность частей. Подобные задания используются в преподавании специальных дисциплин, в разработке модулей, в создании контрольно-оценочных средств, даже в организации воспитательной работы. Эффективность использования УДЕ проявляется  в текущей учебной работе на каждом уроке при обобщении учебного материала, при установлении логических и межпредметных связей, при закрепление материала. Обязательным условием крупноблочной подачи материала является закрепление знаний с использованием схем, таблиц, матриц, способствующих более прочному запоминанию. Подача материала блоками, одновременное изучение взаимосвязанных тем и действий приводит к сокращению расхода учебного времени на изучении темы при одновременном повышении качества знаний, значительно усиливает развивающую функцию обучения. Именно этот фактор дает наибольшую мотивацию для использования методики УДЕ в практике преподавания в системе СПО.

Рассмотрим некоторые возможности совершенствования содержания и структуры гуманитарного образования студентов СПО в соответствии с требованиями технологии УДЕ. Основной базовой дисциплиной гуманитарного цикла является русская литература. Родная литература глубоко проникает в жизнь студентов, знакомит их с этическими нормами, с неписанными законами самой жизни, развивает речь, логическое мышление, воспитывает личность студента. Кроме того русская литература связывает остальные дисциплины гуманитарного цикла. Технология УДЕ помогает изучать родную литературу в тесном единстве с изучением таких предметов, как история, русский язык, родной язык, мировая художественная культура, русский язык и культура речи и др. Использование УДЕ при изучении русской литературы способствует усвоению учащимися теоретических основ литературоведения, без которых невозможно целостное изучение и анализ произведения. В программе обучения литературе предусмотрена необходимость знаний по понятиям теории, этапов развития литературы, связь с историей и культурой, в т.ч. культурой и историей родного края.

Развитию литературного образования способствует крупноблочная подача материала, закрепленная в сопоставительных таблицах, схемах, которые прививаются на каждом блоке.

Знания теории литературы, общее культурное развитие студентов является основой анализа и работы над текстом художественного произведения. Учащиеся убеждаются, что только систематическое закрепление, чтение новых произведений приводит к правильному анализу художественного произведения, к выявлению идейно-эстетической ценности, жанрового своеобразия произведения. Разнообразие литературного анализа естественно пробуждает желание приблизиться к литературному наследию, устно-народному творчеству, что является воспитывающей силой.

«Эффективные формы работ в блоках позволяют пропагандировать художественную книгу, самостоятельное чтение». Чувство прекрасного и возвышенного воспитывается на уроках русской литературы, детской литературы, мировой художественной культуры, которые в блоках изучаются по программному материалу. Появляются любимые авторы, стихи или монологи, которые отвечают внутренним потребностям, что очень важно для литературного образования студентов. Глубокое понимание прозаического, драматического и поэтического слова приводит их к развитию логического мышления, способностей самоанализа. Сопоставление поступков героев и жизненных ситуаций, в которые попадают сами студенты, позволяет повысить интерес к художественному произведению. Такой подход к анализу художественного текста неразрывно связан с психологическими и возрастными особенностями молодого человека и является источником нравственного, эстетического, патриотического роста. Система УДЕ не только повышает уровень анализа художественного произведения, но и способствует повышению воспитательного потенциала урока. Комплексное изучение 2-3 произведений в одном тематическом круге создает условия осмысления идейно-философской позиции писателя, его видения мира глазами героев, способствует формированию мировоззрения студентов, развитию личности, способной к творческой созидательной деятельности

Исследования показали, что студентам СПО нравится лекционный урок, чередующийся с выступлениями самих учащихся, с минутами выразительного чтения. Погружение через проблемные вопросы, с использованием дополнительной литературы предполагает сравнение русской литературы с калмыцкой литературой, литературой других народов, организацию анализа путем диспута, составление схем, лингвистический анализ текста, художественной детали и языковых средств, словарно-фразеологическую работу, сравнение и сопоставление образов и т.д. Итоговые уроки в виде научно-практической конференции, защиты рефератов позволяют определить не только уровень знаний учащихся пол литературе, но и понять, как развито мышление студента, выразительность его речи, воображение, чувство прекрасного.

Практика свидетельствует о важности и актуальности целенаправленной и систематической работы по внедрению крупноблочной системы в преподавании литературы, которая способствует развитию гуманистического воспитания учащихся, воспитанию культуры речи, духовой красоты и получению глубоких знаний по литературе. «Предложенная система продемонстрировала оптимальные возможности усвоения художественного произведения в аспекте изучения образного строя, жанрового своеобразия, композиции произведения, что проявилось в понимании учащимися значимости художественно-образной системы произведения, закона «сцепления образов», авторской концепции и основного замысла писателя, а также выразилось в освоении его творческой лаборатории, художественного мастерства». Азнабаева, Гульнур Шамиловна, 2003 год

Эффективность системы УДЕ проявилась и в области совершенствования творческих способностей студентов. Раскрываются потенциальные возможности студентов к более сложным формам самостоятельной работы по осмыслению содержания художественного произведения (рецензии на произведения, сравнительно-сопоставительные характеристики образов, рассуждение о композиции и сюжете, сранительно-сопоставительные очерки о языке и стиле писателя). Система УДЕ не только повышает уровень анализа художественного произведения, но и способствует повышению воспитательного потенциала урока. Комплексное изучение 2-3 произведений в одном тематическом круге создает условия осмысления идейно-философской позиции писателя, его видения мира глазами героев, способствует формированию мировоззрения студентов, развитию личности, способной к творческой созидательной деятельности. Использование УДЕ при изучении родной литературы способствует усвоению учащимися теоретических основ литературоведения, без которых невозможно целостное изучение и анализ произведения.

Широкое применение принципов, реализующих УДЕ, помогает развивать гибкость ума и творческие способности способствует воспитанию культуры речи, духовой красоты и получению глубоких знаний по литературе. Практика свидетельствует о важности и актуальности целенаправленной и систематической работы по внедрению крупноблочной системы в преподавание русской литературы. формирование знаний на основе их целостности является главным условием развития интеллекта

Список литературы:

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

Эрдниев, П. М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике : Кн. для учит / П. М. Эрдниев, Б. П. Эрдниев. - М. : Просвещение, 1986. – 255

Азнабаева, Гульнур Шамиловна, 2003 год Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-sistemy-ukrupnennykh-didakticheskikh-edinits-na-urokakh-bashkirskoi-literatury-#ixzz4OSqztVmR

Просмотров работы: 5