Анализ ценностных ориентаций подростков, обучающихся в сельской школе - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Анализ ценностных ориентаций подростков, обучающихся в сельской школе

Надобнова М.Л. 1
1ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подростковый возраст – это период изменений. В жизни подростка происходят две крупные перемены: органическая – половое созревание, культурная – открытие своего Я, оформление личности и мировоззрения. Существенно изменяются мотивы деятельности, идеалы и интересах, зачастую происходит рассогласование прежних представлений о себе с сегодняшним образом 1. Изменения, в свою очередь, приводят к трансформации ценностно-смысловой сферы. Оказываются затронуты терминальнальные ценности (ценности-цели), инструментальные ценности (ценности-средства), сфера профессионального самоопределения и смысложизненные ориентации подростка. К концу подросткового возраста формируется достаточно устойчивая система ценностей, которая дальше трансформируется медленно и незначительно. Следовательно, переходный (подростковый) возраст важнейший момент в самоопределении ребенка. В данной статье представлены результаты изучения системы ценностей подростков 6-8 классов, обучающихся в сельской школе.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Талицкая средняя общеобразовательная школа» пос. Талицы Ивановской области. За основу для изучения ценностей мы взяли методику М. Рокича «Ценностные ориентации» 3. В исследовании принимали участие 40 человек, из них: 25 человек в возрасте 11-12 лет (13 девочек и 12 мальчиков) и 15 человек в возрасте 13-14 лет (7 девочек и 8 мальчиков).Подавляющее большинство учеников воспитываются в полных семьях – 19 человек, но также имеются дети из многодетных семей – 7 человек, из неполных – 14 человек .

Анализ терминальных ценностей, а именно, тех ценностей, которые определяют убеждения в том, что конечная цель существования с личной и общественной точек зрения, заслуживает того, чтобы к ней стремится, позволил определить рейтинг ценностей у испытуемых (см. рис. 1).

Особое место в их личностном развитии отводится здоровью (1 место). Это объясняется тем, что в XXI веке дети стремятся соблюдать и пропагандировать здоровый образ жизни в своих словах и поступках, на смену приходит культура тела как духовного, так и физического.

Рис. 1. Результаты диагностики терминальных ценностей

На последующих местах: 2 место – любовь и на 3 месте – счастливая семейная жизнь. Это два критерия, которые дети связывают, считая, что именно любовь является основой всех отношений, как между юношей и девушкой, так и между родителями и детьми, а также, что именно отношения, построенные на любви, – залог счастливой семейной жизни.

Вместе с тем, такие ценности как: счастье других, творчество и развлечения оказались на 16, 17 и 18 местах. Связано это с тем, что многие подростки живут в неполных или нуклеарных семьях, где обычно один ребенок, а это основа для развития эгоистических черт характера у ребенка. Кроме этого информационные технологии постепенно замещают активную творческую и развлекательную сферу подрастающего поколения, подростки всё больше времени проводят за компьютером, тем самым всё больше удаляясь от реального мира.

Среди методов достижения ценностных ориентиров, а именно инструментальных ценностей, можно выделить следующие (см. рис. 2).

Рис. 2. Результаты диагностики инструментальных ценностей

Как мы можем видеть, представленные данные говорят нам о том, что выше всего средний показатель наблюдается среди следующих инструментальных ценностей: непримиримость к недостаткам в себе и других; твердая воля; широта взглядов и высокие запросы. Полученная информация, дает нам возможность констатировать, что данные ценности не случайно находятся на первом месте: подростковый возраст характеризуется периодом становления самостоятельной личности, для которой наличие данных целей является основополагающим. Кроме того это свидетельствует о том, что в среднем респонденты стремятся как к работе над собой, постоянному физическому и духовному совершенствованию, так и к приятному, необременительному времяпрепровождению. Так же им свойственны высокие требования к жизни, высокие притязания и непримиримость как к своим, так и чужим недостаткам. Возможно, они смогут выйти за рамки своего непосредственного окружения, а это является одной из важнейших предпосылок к социализации 2.

К сожалению, мы можем наблюдать и низкие показатели у следующих ценностей: жизнерадостность, аккуратность и воспитанность. Такие низкие показатели можно связать с тем, что респонденты не в полной мере понимают их значимость, а также для них наиболее предпочитаемый образ действия в любых ситуациях связан с неумением держать свое слово, отсутствием чувства долга, ложью, скрытностью и отсутствием чувства юмора 4.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ценностно-смысловое самоопределение подростка связано с выделением как наиболее приоритетных ценностей, так и наименее значимых. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Поэтому взрослым необходимо не только обсуждать с подростком его систему ценностей, но и создать условия для того, чтобы он мог говорить о ней «не прикрываясь маской», не защищаясь от возможного неприятия.

Список литературы

Надобнова М.Л., Пшеничнова И.В. Формы и методы работы по сопровождению ценностно-смыслового саморазвития подростка: материалы ХI Международной научной конференции /отв. ред. А.А. Червова.– Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2018. –с. 175-176.

Надобнова М.Л., Пшеничнова И.В. Ценностно-смысловое саморазвитие подростка // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3 (часть 6). – С. 870-873

Психологические тесты для профессионалов / авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Современная школа, 2007. – 496с.

Резапкина Г.В. Диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения/ авт.сост. Г.В.Резапенкина. – Москва, 2007.-89 с.

Просмотров работы: 12