ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ НА РАННЕМ ПЕРИОДЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ НА РАННЕМ ПЕРИОДЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Абильхасен Индира Танаткановна 1, Ильдербаев Оралбек Зайнулданович 1, Ильдербаева Гульжан Оралбековна 2
1ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, Астана, Казахстан
2Государственный медицинский университет г. Семей, Казахстан
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нет такой област и в жизнии деятельности человека, где бы он ине подвергались с разной частотой и в различной степени воздействиям, вызывающим изменения состояния, названные Г.Селье стрессом. При нарастающих и длительно действующих нагрузках уровень интенсивности стресса растет. Жизнь в современном мире характеризуется нарастанием частоты и интенсивности стрессогенных воздействий, что в свою очередь, порождает множество трудностей и проблем, связанных с нарушением функционирования людей в процессе осуществления любых видов деятельности, расстройств физического и психического здоровья. Стресс, как «неспецифическая реакция организма на любое предъявленное ему требование», по определению Г.Селье часто сопровождается отрицательными эмоциями, тревогой, депрессиями. В настоящее время стресс считают фактором вызывающим разнообразные нарушения деятельности систем организма. Это нередко влечет за собой развитие целого ряда расстройств. Причем, психосоматические сдвиги, вследствие дезадаптации, связанные с профессиональной деятельностью, возникщие под действием «производственных» вредностей, получили в зарубежной литературе особое название -«организационный стресс». Выделяются также особенности такого стресса у лиц опасных профессий, в том числе у служащих силовых структур [1,2].

При исследовании эмоционального дистресса у студентов-медиков, так как они больше подвергаются стрессу, установлен высокий уровень воспринимаемого стресса [3]. Исследования уровня противовоспалительного цитокина IL-10 в слюне, показали статистически достоверное его увеличение в ответ на стресс [4].

Эмоциональная реактивность на стресс связана как с психическим, так и с физическим здоровьем, и считается стабильной чертой человека. Однако недавние данные свидетельствуют о том, что связь между стрессом и негативным воздействием внутри человека (то есть, эмоциональная стрессоустойчивость) может увеличиваться с течением времени и в периоды высокого стресса, по крайней мере, у пожилых взрослых людей [5].

Эмоциональное напряжение оказывает существенное  влияние  на  все системы организма [6,7,8]. Постоянно возрастающая нагрузка на психоэмоциональный аппарат современного человека предъявляет чрезвычайные требования к системам адаптации, и может приводить к перенапряжению регуляторных механизмов. Стремительный темп жизни, неблагоприятная социальная и экологическая обстановка, снижение физической активности и множество других факторов создают предпосылки для нарастания психоэмоционального напряжения. Несмотря на общность типовых приспособительных реакций к неблагоприятным воздействиям, клинико-экспериментальные наблюдения показывают, что индивидуальные особенности функционального состояния, зависящие от многих факторов внешней и внутренней среды и, в первую очередь, от генетически обусловленных свойств систем, в значительной мере предопределяют уровень устойчивости организма к стрессу [9,10]. Исходя из вышеизложенного, целью данного исследования стало изучение состояния иммунологической реактивности организма на раннем периоде после эмоционального стресса.

Материал и методы исследования. Для реализации поставленной цели были выполнены 2 серии опытов на белых крысах самцах, весом 200-250 г. Животные делились на 2 группы: I группа – интактная, II группа – перенесшие эмоциональный стресс (через 1 час после стресса). Для воспроизведения эмоционального стресса экспериментальных животных держали в специальном приспособлении, где животные находились в неподвижном состоянии в течение 6 часов.

Для оценки иммунного статуса кровь забирали в пробирки с гепарином (25 ЕД/мл). Выделение лимфоцитов из венозной крови осуществляли по общепринятому методу в градиенте плотности фиколла-верографина (1,077). Реакцию торможения миграции лейкоцитов (РТМЛ на ФГА) определяли по методу (Артемовой А.Г., 1973) [11]. Состояние клеточного иммунитета оценивали по числу общего СД3+, СД4+, СД8+ и СД19+ с соответствующими моноклональными антителами и по митогенпродуцирующей функцией в реакции торможения миграции, затем расчетным путем подсчитывали иммунорегуляторный индекс (ИРИ) и циркулирующие иммунные комплексы. Проводили оценку мононуклеарно-фагоцитарной системы и нитросинего тетразолий теста. Полученные результаты исследования обрабатывались общепринятыми методами вариационной статистики с вычислением критериев Стьюдента.

Результаты исследования. Установлено, что количество лейкоцитов у животных II группы (выбывшие из эксперимента после 1 часа перенесенного эмоционального стресса) было повышено по сравнению с I группой на 41,49% (р<0,05). А общее количество лимфоцитов у животных II группы увеличилось на 60,07% (р<0,01), относительное количество отмечено тенденция к увеличению (р˃0,05).

Абсолютное количество Т-лимфоцитов у опытных животных увеличилось в 1,18 раза (р<0,05), а процентное количество оставалось в пределах интактной группы (р˃0,05). Со стороны Т-хелперов, после 1 часа стресса, отмечено увеличение общего количество в II группе 31,57% (р<0,05), а относительное количество имело тенденцию к повышению (р˃0,05). Со стороны Т-супрессоров выявлена такая же картина: во II группе происходит повышение абсолютного количества на 24,07% (р<0,05), относительного количества на 26,90% (р<0,05). Также отмечено повышение ИРИ во II группе на 6,42% (р˃0,05).

Для определения состояния гуморального и неспецифического фагоцитарного звеньев иммунитета при стрессе изучались количество В-лимфоцитов в периферической крови, концентрация ЦИК в сыворотке крови, определялся фагоцитоз, фагоцитарное число и НСТ-тест. Анализ результатов исследований показал, что после 1 часа стресса у животных повышалось абсолютное и относительное количество СД19+ лимфоцитов в крови в 1,65 и 1,91 раза соответственно, по сравнению с контролем (р<0,001).

Уменьшилась концентрация ЦИК в сыворотке крови с 1,34±0,04 до 0,71±0,07 г/л (р<0,001). Серьезные изменения наблюдались со стороны неспецифического фагоцитарного звена иммунитета в организме. Так, через час после стресса у животных отмечается увеличение неспецифического фагоцитарного звена иммунитета. Фагоцитоз (59,32±4,36) и фагоцитарное число (2,53±0,20) были соответственно достоверно выше контрольных показателей (36,10±2,46) и (1,39±0,11), показатель НСТ-теста повысился с 4,80±0,37 до 8,48±0,64 (р<0,01), что свидетельствует об активации функциональной активности нейтрофилов крови стрессированных животных.

Функциональную активность Т-системы иммунитета исследовали при помощи реакции РТМЛ на ФГА, где определялся индекс миграции лейкоцитов в ответ на воздействие ФГА. Понижение данного показателя с 0,86±0,05 до 0,65±0,05 свидетельствовало о повышении МИФ продуцирующей способности лейкоцитов, что определяло функциональную активность Т-системы иммунитета. Проведенные исследования показали, что на раннем периоде эмоционального стресса наблюдается активация во всех показателях, как в клеточном, так и в неспецифическом фагоцитарном звеньях иммунитета.

Список литературы:

1. Замотаев, Ю. Н. Новые методы диагностики и лечения в военной и клинической медицине//Тезисы статей научной конф. ЦВКГ им. П. В. Мандрыка. – М., 2009. - С.86.

2. Юдин, В.Е., Дыбов М.Д. Медико-психологическая реабилитация военнослужащих специального контингента в условиях реабилитационного центра с применением методики нейробиоуправления // Мед. вестн. МВД. 2011. - № 3. - С. 61.

3. Heinen, I; Bullinger, M; Kocalevent, RD; Perceived stress in first year medical students - associations with personal resources and emotional distress. BMC Medical Education. 2017, Vol.: 17, N: 4.

4. Szabo, YZ; Newton, TL; Miller, JJ; Lyle, KB; Fernandez-Botran, R. Acute stress induces increases in salivary IL-10 levels. Stress – international journal on the biological of stress. Sep 2016, Vol: 19, N: 5, P.: 499-505.

5. Howland, M; Armeli, S; Feinn, R; Tennen, H. Daily emotional stress reactivity in emerging adulthood: temporal stability and its predictors. Anxiety stress and coping. 2017, Vol: 30, N: 2, P.: 121-132)

6. Селье Г. Стресс без дистресса. -М.: Прогресс, 1979. -123 с

7. Maton, P.N. Prevention of stress-related mucosal bleeding with proton-pump inhibitors // Alim. Pharmacol, and Ther. 2005:22:45-52.

8. Mravec, В., Bodnar, I., Uhereczky, G., Nage, G.M., Kvetnansky, R., Palkovits, V. Formalin attenuates the stress-induced in plasma epinephrine levels // J. Neuroendocrinol. 2005:17,11:727-732.

9. Bonner R.L., Rich A.R. Psychosocial vulnerability, life stress, and suicide ideation in a jail population: a cross-validation study//Suicide Life-Threat. Be-hav. 1999:20,3:213-424.

10. Kanas N. Psychosocial support for cosmonauts //Aviat. Space Environ. Med. 2000:62,4:353-355.

11. Артемова А.Г. Феномен торможения миграции лейкоцитов крови у морских свинок с гиперчувствительностью замедленного типа к чужеродному тканевому агенту. // Бюл. эксперим.биол. и мед. – 1973, Т.76. – № 10. – С.67-71.

Просмотров работы: 19