ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ

Бурнакова Д.В. 1, Бекушева Е.В. 1
1ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет, Институт управления бизнес-процессами и экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день во всем мире идет глобализация всего информационного общества. Это дает большой толчок к развитию информационных технологий, а также к «цифровому скачку». Россия в свою очередь старается выделить больше сил на развитие цифровой инфраструктуры, но данному развитию препятствуют определенные проблемы. Для того, чтобы исследовать проблемы, связанные с внедрением цифровых инноваций в российских компаниях, необходимо определиться и изучить некоторые понятия, которые представлены ниже.

Инновация – конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам [1].

Рассмотрим далее само понятие цифровой инновация.

Цифровая инновация – это новое средство, использующее цифровые процессы, ресурсы и сервисы. Данные ресурсы и сервисы основаны [2]:

на технологиях больших данных;

на нейротехнологиях и искусственном интеллекте;

на системе распределенного реестра (блокчейн);

на новых производственных технологиях;

на промышленном Интернете;

на компонентах робототехники и сенсорики;

на технологиях беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальности и других технологиях, которые в правовых актах РФ отражены, как относящиеся к цифровым технологиям или к цифровой экономике.

На сегодняшний день существуют еще несколько понятий (направлений), которые взаимодействуют друг с другом и дополняют друг друга – это цифровизация, диджитализация, а также digital-трансформация (цифровая трансформация). Последнее понятие является наиболее интересным.

Digital-трансформация (цифровая трансформация) – это осмысленный стратегический процесс изменения бизнеса в условиях вызовов новой цифровой экономики [2].

Цифровая трансформация является одним из важнейших направлений, которое может помочь сделать новейший технологический рывок в мировой экономике, при этом значительно сократив издержки и оптимизировав бизнес-процессы. Компании, которые не акцентируют внимание и не займутся цифровой трансформацией в ближайшем будущем, просто-напросто станут неэффективными и затем уйдут с рынка под давлением новых рыночных реалий и более сильных конкурентов.

При цифровой трансформации возникает ряд проблем, которые тормозят и не позволяют с легкостью внедрять цифровые инновации в российские компании.

При исследовании и опросах, были выделены основные проблемы:

отсутствие соответствующих специалистов или кадров;

отсутствие стратегии;

страх неудачной реализации проектов по трансформации, сложность воплощения;

безопасность;

неготовность компаний.

Отсутствие соответствующих специалистов или кадров.

При трансформации должна изменяться не только сама компания, но и сами ИТ-специалисты (ИТ-кадры). Им необходимо приобрести определенные навыки и знания для работы в измененной новой среде. В исследовании выявлено, что только 15% руководителей обладают такими навыками (таких, как блокчейн, облачные вычисления, цифровая безопасность и т.п.), которые позволят им провести трансформацию. Большинство российских компаний не обладают подобными навыками, малое количество специализированных кадров под данную область (бизнес-аналитика, кабербезопасность и т.п.). Как сказал Лари Вольф: «Успешная трансформация ИТ невозможна без участия сотрудников по найму персонала» [3].

Данную проблему крупные российские компании могут решить, начав сотрудничество с профильными вузами. В учебном заведении уже буду готовить для данных компаний будущих ИТ-специалистов, где студенты во время учебы будут знакомиться со всей необходимой информацией, которая им пригодится для проектов по цифровой трансформации. Однако такая интеграция бизнеса и образования не произойдет одномоментно и потребует существенного времени.

Отсутствие стратегии.

Одной из значительных проблем на пути к трансформации, является проблема отсутствия взаимосвязи между переустройством ИТ-инфраструктуры и преследованием бизнес-целей, то есть стратегии разнятся с целями, которые приносят прибыль компании. Некоторые компании пытаются провести трансформацию своего бизнеса, но не понимают, для чего они это делают, либо не понимают с чего ее начать и т.д.

Для того, чтобы преодолеть данную проблему, компании должны отталкиваться от самого плана трансформации, который учитывает планы всех сторон. Также необходимо реформировать структуру, выделять специальные отделы внутри, которые будут заниматься цифровой трансформацией. У всей компании должно быть постоянное желание развиваться и двигаться вперед и планы по цифровой трансформации должны быть внесены в общий план деятельности компании на всех уровнях от оперативного до стратегического планирования.

Страх неудачной реализации проектов по трансформации, сложность воплощения.

Страх является серьезным препятствием для внедрения цифровых инноваций, он замедляет развитие российских компаний. К тому же, сам весь процесс трансформации трудоемкий и затратный. Практически во всех фирмах существуют востребованные технологии такие, как ноутбуки, серверы, CRM, ERP и т.п. Каждый отдельный отдел в фирме использует свои определенные цифровые инструменты. Это и вызывает сложности при внедрении цифровых инноваций, так как все системы начинают наслаиваться друг на друга, что ведет к уменьшению продуктивности. Мониторинг и переключение между системами для выполнения отдельных бизнес-функций будут перегружать специалистов и сотрудников [4].

Решением этой проблемы будет являться поиск способов для упрощения и оптимизации общей системы, чтобы интеграция между всеми подсистемами шла более легко.

Безопасность.

Самая известная проблема во всем информационном обществе – проблема обеспечения безопасности. Во всех российских компаниях постоянно идет вопрос о том, как обезопасить себя от кражи конфиденциальной информации до потери информации, вследствие, технических неполадок. Цифровая трансформация также не смогла обойти стороной данную проблему. Так известные, крупные мировые компании столкнулись с этим, они стали жертвами кибератак.

Всегда необходимо быть бдительными, совершенствовать свою безопасность, так как IP, личные данные, финансы всегда находятся под угрозой. Да и вообще безопасность должна быть встроена непосредственно во все приложения. И все же, некоторые компании пренебрегают безопасностью, откладывая на потом, до тех пор, пока они не столкнутся с данной проблемой.

Неготовность компаний.

Не менее важной проблемой, чем предыдущая, является проблема неготовности компаний к трансформации. Причины неготовности:

сотрудникам компаний не нравятся резкие и быстрые изменения (в основном, это сотрудники более зрелого возраста, которым трудно переносятся какие-либо изменения, связанные с ИТ-технологиями);

ограниченный бюджет (не все компании, особенно формата малого и среднего бизнеса, обладают достаточным бюджетом для проведения единомоментного реинжиниринга ИТ-структуры компании или проведения таких изменений в ограниченный короткий промежуток времени. Средства требуются не только на приобретение материальных и нематериальных активов, а так же на обучение имеющихся и наем новых высоко квалифицированных специалистов и привлечение специализированных компаний-подрядчиков);

культурное изменение (сотрудникам, привыкшим к общению и к контактированию с клиентами, придется полностью изменить культуру своей работы, теперь они будут тратить время за компьютером и использовать другие способы коммуникации, что для некоторых сотрудников является проблемой) [5].

Все проблемы, связанные с работниками, решаемы. Компании должна продемонстрировать, на сколько важна цифровая трансформация на всех уровнях для компании и для них самих. Также компания должна показать свою решимость, что выбрала верную стратегию, и она не намерена изменять ее. Все это должно поспособствовать тому, что работники компании ощутят мотивацию к изучению новых способов работы и смогут изменить свое мышление. Рекомендуется провести сотрудникам разъяснительные семинары и работы, которые выстроят итоги цифровой трансформации в позитивном ключе.

В итоге были определены пять самых основных проблем, в рамках статьи, с которыми сталкиваются при внедрении цифровых инноваций в современных российских компаниях всех уровней на сегодняшний день. Все перечисленные проблемы решаемы, только необходимо каждой компании определить, в чем заключается успех такого внедрения. На пути следования к глобальной цели внедрения цифровых инноваций в функционирование бизнеса необходимо осуществлять решение задач как на уровне ежедневного планирования, так и на уровне стратегического долгосрочного прогноза деятельности. Преодолев все проблемы, произойдет, несомненно, мощный прорыв в цифровой инновации, а также огромный успех в компаниях, где произошла цифровая трансформация.

Список литературы:

Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.

Законодательный эксперимент с внедрением цифровых инноваций [Электронный ресурс]: Корпоративный облачный провайдер. – Режим доступа: https://habr.com/ru/company/cloud4y/blog/436468/

Шесть барьеров на пути цифровой трансформации и стратегии по их преодолению [Электронный ресурс]: издательство itWeek. – Режим доступа: https://www.itweek.ru/digitalization/article/detail.php?ID=201706

Проблемы цифровой трансформации [Электронный курс]: Записки преподавателя. – Режим доступа: https://waksoft.susu.ru/blog/2018/06/07/7-problem-tsifrovoy-transformatsii-i-kak-s-nimi-borotsya/

Трудности цифровой трансформации [Электронный курс]: сайт компании ComNews– Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/113876/2018-07-09/trudnosti-cifrovoy-transformacii

Просмотров работы: 1233