ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ИНФОРМАЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОДУКТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Шаталова Л.И. 1, Егорова И.О. 1
1СОФ НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное высшее образование предполагает широкое применение новых перспективных форм организации учебного процесса. Его отличительной чертой является ориентация студентов по преимуществу самостоятельное усвоение большей части специально отобранного (в соответствии с требованиями ФГОС к той или иной дисциплине) дидактического материала, который для получения эффективных результатов педагог должен комплексно скомпоновать в виде так называемого кейса. При формировании кейсов в настоящее время наиболее популярным является мультимедиа-подход к оформлению учебных курсов с использованием аудио- и видеоматериалов, которые структурированы особым образом и записаны на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть [2;5].

По мнению Захаровой И.Г. место электронного учебного курса в учебно-воспитательном процессе, необходимо учитывать особенности современного состояния образовательной системы, в которой соседствуют различные формы обучения, в том числе и комбинированные. Для них очень важно соответствующее методическое обеспечение самостоятельной работы. В соответствии с этим естественные требования, чтобы структура и способ представления учебно-методических материалов в электронном виде не только могли, но и должны были бы легко варьироваться в зависимости от конкретной формы их использования.

С технической точки зрения основными задачами в этом направлении являются разработка методически обоснованных принципов представления учебно-методических ресурсов и организации доступа к системе учебно-методических, научно-исследовательских и информационных ресурсов с учетом возможностей и потребностей всех участников образовательного процесса.

В практику педагогической деятельности все шире входит использование различных электронных учебных материалов, таких как: учебные и рабочие программы, планы-графики лекционных и практических занятий, теоретический материал, хрестоматии, энциклопедии и словари, карты, схемы, иллюстрации, сборники задач и упражнений, методический рекомендации по их выполнению, темы сочинений, рефератов, вопросы и тесты для самопроверки, программы для проведения контроля качества обучения и развития обучаемых.

В практику преподавания дисциплины «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов» мы активно внедряем виртуальную учебную лабораторию «Теоретические основы и технологии начального языкового образования».

Виртуальная учебная лаборатория применяется в различных целях при изучении дисциплины: для обеспечения самостоятельной работы студентов, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д.

При проектировании виртуальной учебной лаборатории мы заложили в нее технические характеристики, позволяющие впоследствии сделать учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов» максимальной эффективным. Выступая в качестве автоматизированной системы обучения, виртуальная учебная лаборатория выполняет следующие функции:

- эффективно управляет учебной деятельностью студента при изучении дисциплины «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов»;

- стимулирует учебно-познавательную деятельность;

- обеспечивает рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала;

- рационально сочетает различные технологии представления материала (текст, графику, видео, анимацию);

- при размещении в сети обеспечивает организацию семинаров, дискуссий и других занятий на основе коммуникационных технологий.

Кроме общих требований, предъявляемых к разработкам, существуют и специальные. Они условно разделяются на три основные категории требований: к содержанию, структуре и техническому исполнению.

С точки зрения содержания виртуальная учебная лаборатория обеспечивает полноту представления информации по дисциплине «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов», эффективность использования педагогических и методических приемов:

- достаточный объем материала, соответствующий Федеральному государственному образовательному стандарту, актуальность, новизна и оригинальность;

- фактографическая, практическая содержательность, культурологическая составляющая, системность и целостность;

- педагогическая самостоятельность продукта посредством использованных методик представления учебного материала, систем контроля, соответствия принципам вариативности и дифференцированного подхода для организации самостоятельной работы студентов с виртуальной учебной лабораторией.

В современном понимании виртуальная учебная лаборатория представляет собой сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс при изучении дисциплины «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов». В целях мониторинга и необходимой коррекции процесса обучения в рамках виртуальной учебной лаборатории были сформированы базы данных для хранения текущей и обобщающей информации о результатах работы.

В законченном виде система включает в себя функциональные блоки: информационно-содержательный, контрольно-коммуникативный, коррекционно-обобщающий[5].

Информационно-содержательный блок в свою очередь включает два блока.

Информационный блок:

- общие сведения о дисциплине «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов»;

- сроки изучения дисциплины; учебный план, в котором указаны семестры, отведенные на ознакомление с дисциплиной; количество недель, количество часов в неделю на проведение лекционных, практических и лабораторных занятий, самостоятельной работы.

- график прохождения тем и разделов по дисциплине «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов»;

- формы и время отчетности;

- график проведения практических и семинарских занятий;

- график консультаций.

Содержательный блок:

- учебный план, учебные и рабочие программы;

- электронные учебники, сборник методических задач, методические рекомендации, глоссарий, справочник;

- развернутые планы семинаров;

- список основной и дополнительной литературы, включающий гиперссылки на источники в Internet.

Практика работы с электронными материалами показывает, что единица учебной информации, усваиваемая обучающимися при самостоятельной работе, определяется контекстом – это может быть и один, и пять экранов. Однако порция информации вполне естественному требованию – ее содержание должно иметь логически целостный характер (постановка проблемы, отдельный логически завершенный вопрос темы или целиком вся тема, разбор решения задачи).

Оптимальный же разовый «неделимый» объем учебной информации, предлагаемый обучаемому для самостоятельной работы, определяется продолжительностью допустимой непрерывной работы за компьютером – не более 30 – 40 минут (в зависимости от возраста, состояния здоровья, усидчивости).

При организации самостоятельной работы обучаемый использует это время в соответствии с наиболее приемлемым для него стилем изучения материала, но можно распределить время и по аналогии с привычным занятием.

Например, в самом начале отвести 5 – 10 минут повторению, необходимому для подготовки к восприятию новой темы, около 20 – 30 минут – работе с новым материалом (включает использование демонстрационных программ) и, наконец, 5 – 10 минут – текущий контроль за качеством усвоения пройденного материала (тест).

Контрольно-коммуникационный блок включает в себя:

- систему тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, текущего, промежуточного и итогового контроля;

- вопросы для зачета и экзамена;

- критерии оценивания.

Программно-информационная составляющая в контрольно-коммуникативном блоке обеспечивает несколько видов контроля: текущий, рубежный и итоговый.

В виртуальной учебной лаборатории представлена реализация нескольких подходов к организации работы систем тестирования. Так, для самоконтроля и текущего контроля используются контролирующие программы, интегрированные в основной теоретический и практический материал и доступные обучаемому в любое удобное время, в том числе и при работе в локальной сети. В этом случае интеграция обеспечивает реализацию индивидуальной образовательной траектории в зависимости от результатов текущего контроля качества обучения.

Для работы педагога наиболее приемлем сетевой вариант контролирующих систем, при котором механизмы оценивания обеспечивают оптимальную обратную связь между обучаемым и преподавателем. Итоговое тестирование основывается на базах данных с вопросами и заданиями, размещенных в локальной сети учебного заведения.

В коррекционно-обобщающий блок (результаты педагогического мониторинга образовательного процесса) входят: итоговые результаты учебной работы обучающегося; анализ результатов различных видов контроля. Из этих данных в образовательном учреждении может быть сформирована база данных, включающая информацию о каждом обучаемом. Право доступа к этому блоку имеет только администрация вуза, преподаватель по дисциплине «Лингвометодическая компетентность будущего учителя начальных классов».

Таким образом, обучение будущих учителей начальных классов и обучающихся по заочной форме обучения работающих в начальной школе педагогов в современных условиях, с активным вовлечением в учебный процесс всего богатого арсенала современной техники, обучение с использованием электронных учебников и хрестоматий, с проведением рубежного и итоговых тестирований в онлайн и офлайн режимах, с обучением составлять портфолио своего класса, тестовые задания по различным модулям учебных дисциплин в различных программных оболочках умение работать в виртуальной учебной лаборатории и многое другое, - все это в комплексе формирует мышление нового учителя, учителя нового поколения, учителя, который ориентирован на будущее.

Список литературы

Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании[Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ирина Гелиевна Захарова. – 2-е изд., мтер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

Синичкина, Н. Е. Методика преподавания русского языка в основной и средней школе: методические указания к изучению курса «Теория и методика обучения русскому языку» [Текст] / Н. Е. Синичкина. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. – 36 с.; 2,25 п. л.

Синичкина, Н. Е. Мониторинг качества образования студентов по методике преподавания русского языка [Текст] / Н. Е. Синичкина // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. № 11 (75): Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. – СПб., 2008. – С. 257–265; 0,55 п. л.

Синичкина, Н. Е. Учебные пособия по методике преподавания русского языка: проблемы и новые решения [Текст] / Н. Е. Синичкина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика», 2008. – № 3. – С. 177–184; 0,55 п. л.

Скрибицкий, Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения[Текст]//Дистанционное образование. – 2000. - №1. С.21-24.

Просмотров работы: 12