К вопросу о методическом обеспечении раздела "Типы экономических систем" - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

К вопросу о методическом обеспечении раздела "Типы экономических систем"

Семёнова А.Е. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день становится явной необходимость в педагоге, способного организовать нужные условия для подготовки выпускника, который будет соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к нему обществом. Поэтому, учителю необходимо обладать подходящей базой научно-методической и научно-исследовательской работы, которые обеспечат создание качественного учебно-методического обеспечения, организацию познавательной деятельности обучающихся, а также владение приемами научно обоснованной организации умственного труда.

Основным из инструментов организации образовательного процесса является учебно-методическое обеспечение. Оно непосредственно отражает как способы построения учебного процесса, так и дает полное представление об объеме содержания обучения, которое подлежит усвоению. Учебно-методическое обеспечение позволяет:

- систематизировать нормативные документы, методические материалы и средства обучения;

- повысить качество и эффективность учебных занятий;

- сформировать систему объективной оценки компетенций обучающихся.

Методическое обеспечение - сложный процесс, включающий прогнозирование потребностей, разработку методической продукции и ее применение. Говоря о методическом обеспечении учебного занятия в образовательном учреждении, мы имеем в виду прежде всего оснащение средствами обучения деятельности педагога и обучаемых. Термин «методическое обеспечение» используется в педагогике в двух смыслах: как процесс и как результат. Методическое обеспечение как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. Методическое обеспечение как результат – прежде всего это совокупность всех учебно-методических документов (программ, планов, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой системное описание образовательного процесса, который дальше будет реализован на практике. Функциональные возможности учебно-методического обеспечения не будут исполнены, а его предназначение не будет достигнуто, если данный комплекс представляет собой лишь собранные вместе компоненты (учебники, пособие, практикум и т.д.), без связи между собой единым концептуальным подходом. При создания учебно-методического обеспечения, рекомендуется ознакомиться с принципами его разработки. В основу методики создания учебно-методических комплексов дисциплины положены следующие принципы:

- Принцип целостности - учебно-методического обеспечения выступает в роли модели проектируемой педагогической системы;

- Принцип детерминирования и обеспечения учебной деятельности учащихся - учебно-методического обеспечения определяет целевую программу действий учащихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления;

- Принцип модульности - учебный модуль выступает единой структурной единицей учебно-методического обеспечения;

- Принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения - реализация образовательного стандарта, обеспечение контроля, включая объективные методы, за достижением целей.

Основные задачи учебно-методического обеспечения, его элементов включают:

1. Создание лучших условий для управления образовательным процессом за счет систематизации учебно-методических материалов и сведения к минимуму нормативно-методических, стандартно реализуемых документов, обеспечивающих подготовку выпускников;

2. Оптимизация подготовки и проведения занятий, интенсификация всего учебно-воспитательного процесса;

3. Обеспечение единства требований к обучающимся;

4. Обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий.

Педагогическая наука и практика говорит о том, что качество образовательного процесса существенно увеличивается, когда его научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне. Целью разработки и использования учебно-методического обеспечения в учебном процессе является повышение эффективности обучения, что содействует улучшению учебного процесса на основе комплексного, целостного, системного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности учителя и обучающихся, а кроме того введению прогрессивных методов, форм и средств обучения.

Раздел «Типы экономических систем» рассматривается учащимися в 10 классе на уроках экономики. От типа экономической системы в целом зависит поведение государства, как на внутренней, так и на мировой арене. Именно поэтому изучение данного раздела экономики очень важно для обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности обучающихся и отличаться комплексностью.

Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности экономических знаний и умений в 10 классе проводилась после прохождения раздела «Типы экономических систем».

Были проведены 3 экспериментальных урока для усвоения
учащимися раздела «Типы экономических систем». Раздел «Типы экономических систем» посвящен сравнительному анализу основных видов экономических систем: традиционной, командно-административной, рыночной, смешанной. Вместе с тем в ней определяются и анализируются проявления несовершенства рынка, делается вывод о неизбежности государственного регулирования рыночной экономики. Здесь дается характеристика смешанной экономики и определяются пределы государственного вмешательства в экономические процессы.

Первый урок «Понятие об экономических системах. Традиционная система. Рыночная система» направлен на изучение и анализ традиционной и рыночной экономических систем.

Изучив материал параграфов данного раздела обучающийся должен:

- понимать, что такое экономическая система;

- видеть различия в способах решения фундаментальных проблем, стоящих перед каждой системой;

- уметь выделять конституирующие признаки каждой экономической системы и на их основе анализировать экономические системы;
- видеть слабые и сильные стороны каждой экономической системы и уметь доказывать преимущества рыночной экономики;

- понимать роль частной собственности в жизни общества;.

Второй урок «Командная и смешанная экономические системы» направлен на формирование у обучающихся представлений о командной и смешанной экономических системах.

После изучения данной темы обучающиеся должны:

- уметь выделять конституирующие признаки каждой экономической системы и на их основе анализировать экономические системы;

- видеть слабые и сильные стороны командной и смешанной систем;

- знать, чем отличается индикативное планирование от директивного;

- видеть различия в способах решения фундаментальных проблем, стоящих перед каждой системой;

- уметь объяснять, что рыночная экономика не является идеальной формой организации совместной деятельности людей по производству экономических благ, характеризовать проявления ограниченности возможностей рынка;

- уметь анализировать схему кругооборота товаров, услуг и доходов в условиях государственного вмешательства в отношения фирм и домашних хозяйств;

- уметь объяснять, в чем проявляются положительные и отрицательные внешние эффекты, как государство регулирует их, воздействуя на уменьшение объемов производства при обнаружении отрицательных внешних эффектов или на их увеличение в случае, когда выявляются положительные внешние эффекты.

Сложности, с которыми сталкивается учитель при изучении обучающимися данного параграфа, объясняются тем, что случаи ограниченности возможностей рынка здесь пока весьма трудно проанализировать всесторонне, поскольку они являются предметом подробного изучения будущих глав. В данном разделе эти случаи могут быть лишь обозначены: неравенство в распределении доходов; финансирование фундаментальных исследований; образование монополий; безработица; экономические кризисы; проблемы экологического загрязнения.

Можно порекомендовать обучающимся подготовить 5-минутные выступления с иллюстрацией каждой из названных проблем, привести яркие фактические данные и примеры, которые помогут почувствовать всю их остроту. При изучении смешанной экономики главное внимание необходимо уделить анализу экономических целей, достижению которых и должно способствовать выполнение государством своих регулирующих функций. В заключение следует остановиться на вопросе о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Он в значительной степени пересекается с вопросом противоречивости целей, которые решаются в смешанной экономике.

Более подробно следует остановиться на рассмотрении проблем побочных эффектов и производства общественных товаров. Но, к сожалению, и здесь пока еще невозможно проиллюстрировать с помощью графиков спроса и предложения последствия регулирования государством отрицательных и положительных внешних эффектов. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что отрицательные побочные эффекты государство должно уменьшать, а выгоду положительных для производителей увеличивать главным образом не законодательным путем, а с помощью введения налогового или дотационного стимулирования, активно используя средства государственного бюджета.

На последнем уроке была проведена проверочная работа по разделу «Типы экономических систем». Обучающимся было предложено ответить на 17 вопросов по экономике. Основной целью работы являлось выявление уровня сформированности экономических знаний и умений по разделу «Типы экономических систем».

На основе проведения данного эмпирического материала, было выявлено, что уровень усвоения знаний в 10 классе по разделу «Типы экономических систем» находится на высоком уровне, средняя оценка за проверочную работу была «5».

Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать вывод, что разработанный методический материал по разделу «Типы экономических систем» обучающимися был усвоен хорошо. Данный материал поможет учащимся в дальнейшем изучении экономики и в повседневной жизни. Проведенное тестирование помогло выявить пробелы в

знаниях обучающихся по данному разделу.

Список литературы:

Михеева, С.А. Школьное экономическое образование: методика обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов/ С.А. Михеева.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2012.-328с.

Пособие для учителя 10-11 кл. общеобразоват. учр. с углубленным изучением экономики/Гос. унив. Высшая школа экономики; Под ред. С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс, 2000. – с.312.

Просмотров работы: 2