Внешнеэкономическая деятельность региона может стать ключевым фактором его развития и напрямую способствовать укреплению его позиций на национальном уровне. Для осуществления успешной экономической деятельности на внешней арене регион должен точно определить свою специализацию. Международная региональная специализация производства как составная часть международной специализации страны оказывает существенное влияние на функционирование национальной экономики.
В теоретических разработках XVII века выделяются два направления развития теории специализации региональной экономики. Автор теории абсолютного преимущества, шотландский экономист и философ Адам Смит определил зависимость уровня благосостояния конкретной территории от степени развития производства за счет разделения труда и кооперации. Согласно его теории производство должно развиваться в условиях свободной конкуренции и отсутствия государственного влияния. При таких условиях каждый регион может экспортировать товары с минимальными издержками производства [1].
Последователь и одновременно оппонент Адама Смита, английский экономист Давид Риккардо развил теорию абсолютных преимуществ и пришел к принципу сравнительных преимуществ, предполагающий специализацию регионов на производстве товаров с низкими сравнительными (относительными) издержками относительно других регионов. Таким образом, была решена проблема регионов, не обладающих абсолютными преимуществами в производстве каких-либо товаров.
Причину появления преимуществ при производстве конкретных товаров объяснили в своей тории шведские экономисты Бертиль Готтхард Олин и Эли Филип Хекшер. Они впервые показали, что преимущества зависят от уровня обеспеченности регионов факторами производства. В связи с этим они указали на необходимость специализации регионов на экспорте товаров, для производства которого используются относительно избыточные ресурсы, а импортировать товары, производить которые невыгодно [2].
Однако американский экономист российского происхождения Василий Васильевич Леонтьев, провел анализ внешней торговли США за 1947 год и выявил особенность, получившую в дальнейшем название «Парадокс Леонтьева», согласно которому процесс изучения внешней торговли необходимо использовать многофакторную модель, которая в свою очередь доказывает, что не всегда специализация региона определяется степенью обеспеченности факторами производства [3].
В XX веке зарубежные региональные теории стали переходить к изучению новых нематериальных сфер деятельности и факторов размещения. Шведский географ Торстен Хагерстанд в работе «Пространственная диффузия как процесс внедрения инноваций» рассказал о законах распространения нововведений по территории и возможности моделирования этого процесса [4]. Изучив способы происхождения информации через систему районов и закономерности обмена информацией между районами, он выявил зависимость скорости диффузии от трансляционной способности отдельных городов, интенсивности и эффективности контактов. Диффузия расширения возникает вследствие непосредственных контактов, диффузия перемещения – вследствие миграции явлений и предметов. Скорость распространения инноваций зависит от восприимчивости среды к ним, которая в свою очередь определяется по наличию этнокультурных и политических барьеров. Эти идеи стали основой многих программ региональной политики и теорий регионального роста в конце XX века. Данные методики и сегодня используются для оценки уровня развития рыночной среды в странах и регионах.
В 1966 г. Р. Вернон создал теорию «жизненного цикла продукта». Он выявил следующие стадии: внедрение, рост, зрелость, старение. Данная теория объясняет специализацию стран на производстве одного товара на разных стадиях жизненного цикла.
Французский экономист Франсуа Перру создал «Теорию полюсов роста». Полюс роста он определил как отельные предприятия и отрасли промышленности, в которых сосредоточен «импульс развития», влияющий на структуру хозяйства и ее динамику на конкретной территории. Это возникает при концентрации нововведений вокруг лидирующей отрасли. Полюс роста образуется от положительного мультипликационного эффекта пропульсивной отрасли.
Детальную разработку в территориальном аспекте теории полюсов роста представил французский ученый Жак Будвиль. Он привязал теорию Перру к конкретному географическому пространству и дал региональное толкование полюса роста. Он определил полюс роста как города с комплексом пропульсивных отраслей [1].
Будвиль составил комплексную структуру полюса, объединив матрицы отраслевого баланса, инвестиций и развития инфраструктуры. Он выделил динамичные передовые отрасли, представляющие собой полюс развития, а эффект роста производства распространяется на регион или страну по системе взаимосвязей типа «затраты-выпуск» Леонтьева, в ходе чего передовые отрасли концентрируются на определенной территории, являющейся центром роста.
Современные теории региональной экономики опираются в первую очередь на нематериальные сферы деятельности и факторы размещения. Одной из наиболее популярных является теория А.Г. Гранберга, согласно которой регионы подразделяются на «квазигосударство», «квазикорпорацию», «квазирынок» и «социум».
Новые региональные парадигмы отражают усиление регионализма. Регионы стремятся увеличить свою экономическую и политическую самостоятельность. Соответственно возникает необходимость создания полюса роста, в котором будет формироваться система взаимодействующих предприятий, производящих экспортируемый продукт при оптимальном использовании ресурсов.
Список литературы:
Матраева Л.В. Регион как объект экономического исследования: сравнительный анализ отечественного и зарубежного подходов// Известия Тульского государственного университета. Мировая экономика. 2009. № 5. С. 79-85.
Названова К.В. Современные подходы к определению понятия "Регион" // Вестник Владимирского государственного университета им А.Г.Н.Г. Столетовых. 2014. №1. С. 36-41.
Позубенкова Э.И., Позубенков П.С. Управление внешнеэкономической и инвестиционной деятельностью региона // Нива Поволжья. 2015. №2 (35). С. 137-141.
Подшувейт О.В. Внешнеэкономический потенциал региона как фактор конкурентного развития территории: дис. ... канд. геогр. наук: 25.00.24 - Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география. СПб., 2017.
Рыскина Оксана Ивановна, магистрант, Россия, Москва, Российский государственный социальный университет, e-mail: lionet1410@gmail.com.