АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС

Мазия А.А. 1
1БУ ВО "Сургутский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В процессе изучения уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с РАС нами был проведено исследование.Цель исследования– определить уровеньразвития социально-бытовых навыков дошкольников с РАС. Задачи: о на каком сформированностисоциально- навыков находятся сРАС; выявить причины, овладениесоциально- навыками у с аутистического спектра; оценить уровень сформированностисоциально-бытовых при выполнении рядазаданий.

На протяженииисследования:

проводился проблемы формирования развития воспитания детей расстройствами аутистического спектра в теориии напрактике;

проводился научной и литературы формированию и социально-бытовых навыков детейс РАС;

- разработан обследования уровня развитиясоциально- бытовых у детей расстройствами аутистическогоспектра;

на всего перечисленного разработанакоррекционно- развивающая работа формированию и развитиюсоциально- навыков у с расстройствамиаутистического спектра.

эксперименте принимали детей лет. Все дети имеют РАС. У наблюдается невыразительность что способствует сниженной потребности контакте со взрослым икоммуникации, отвлекаемость, беспокойство,стереотипии.

У полови детей отмечается низкаяпознавательная активность, почти отсутствием интереса кокружающему, у половины детей наблюдаетсяпсихомоторная расторможенность(детибегаютпокомнате,машутруками, хватают предметы и их ит.д.).

всей группы низкий интерес кпредметам, концентрация внимания. почти невозможно включитьв деятельность.

диагностика уровня социально-бытовых заключалась в использовании метода наблюдения Наблюдение дошкольникамипроводилоськаквжизни(врежимныхмоментах),таки специальныхзанятиях.

в режимных проводилось как группе, так в и раздевалке группам навыков: «Навыки приёмапищи», группа «Навыки удовлетворения естественных потребностей», группа « обращения с иобувью».

Наблюдение, проводилось на специальных занятиях,было организовано кабинетедефектолога.

самого метода также использовались методы как анкетирование родителей специалистов, а ознакомление медицинскойдокументацией.

Исследование проводилосьв3этапа:

1этап- знаний детей о и окружающем (предметах, окружающих ребёнка);

2этап моторики), умение ребёнка двигать пальцамипри выполнении

3 – непосредственное изучениеуровня социально-бытовых навыков выполнении заданий.

На 1 у детей выявлены по таким как: « тела», «Предметы ближайшегоокружения, необходимые удовлетворения естественных потребностей», « и обувь»,«Мебель»и«Посуда».Этопроводилосьдлявыяснения,можетли адекватно и соотнести предметы ближайшегоокружения названиями. Предлагалисьзадания:

Тема «Части тела»: ребёнок показать, где уребёнка руки, ноги, голова, рот ит.д.

Тема « ближайшего окружения, для естественных потребностей»: должны показать, мыло, полотенце,горшок.

Тема «Одежда обувь»: ребёнок должен гдештаны туфли, куртка ит.д.).

Тема «Мебель» детям предлагалось показатьстол , стул.

Тема «Посуда» ребёнок должен показать, где чашка, ложка, салфетка [1, с. 183].

В таблице по 1 этапу «+» и «-» е. ребёнок предмет названием илинет.

Во время 2 этапа эксперимента испытуемых обследовали работы пуговицами, липучками молниями сошнуровкой.

Ребёнку выдавались материал – на которомможно застегнутьирасстегнутьпуговицу,«отклеить»и«приклеить»«липучки» застегнуть и молнию. Оценка задания состояла втом, самостоятельно, частично помощью взрослого примеру «рука руке») ребёнок данное задание, также насколькоребёнок понимает выполнениязадания.

Критерииоценивания [2, с. 11]:

0 — ребёнок не понимает, задании не самостоятельно задание выполняет, двигательный несформирован;

1 балл—ребёнокинструкциюпонимает,ориентируетсявзадании,но достигает цели (двигательный не сформирован, однако знаето предназначении предметов), или навыки слабо ребенок выполняет действия с помощью взрослого (« вруке»);

балла ребёнок инструкцию ориентируется в задании,задание самостоятельно, без взрослого, владеетдвигательными навыками.

3 этап эксперимента отнесён к уровня социально-бытовых навыков испытуемых. Этап в двухчастях. Наблюдение детьми проводилось в режимных вовремя свободной так и специальныхзанятиях.

каждого из оценивалось в от 0 до5.

0 — навык все действия выполняютсявзрослым.

1 — навык но при ребенок сотрудничает со или пытается ним сотрудничать демонстрации того иного т. е. действия, незначительно уход заним. Например, кормлении сам рот или его пытается взять руки ложку; одевании илипытается просунуть руки врукава.

2 — ребенок со взрослым, реализация проходитв со взрослым, осуществляется «рука в руку» сребёнком, сопровождается инструкцией или комментарием кдействию.

3 — выполнение при незначительной помощивзрослого (например,педагогначинаетдействиевместесребенком,апродолжает заканчивает ребёнок самостоятельно контроле взрослого,или ребёнок одежду, а еепоправляет).

балла — у ребёнка но пользуется ребёнок зависимостиотситуации,т.е.емунужныпостоянныеуказания,гдеикак тот или инойнавык.

баллов—навыксформирован.Самостоятельноевыполнениенавыкабез напоминания любойситуации.

Нами были уровни сформированностисоциально-бытовых навыков [3, с. 223]:

I уровень (84-105 — социально-бытовые навыкиполностью сформированы.Детисамостоятельновыполняютвсеоперациипогруппам «навыков приема пищи», « удовлетворения потребностей», «навыков обращения одеждой иобувью»;

II (62-83 баллов) социально-бытовые навыкичастично сформированы. выполняют все самостоятельно, нонуждаются в и подсказке стороны взрослых выполнении операций;

III (40-61 балла) — социально-бытовые находятся встадии формирования, навыка происходит незначительной взрослого (например, начинает действие с ребенком,а продолжает заканчивает его самостоятельно приконтроле взрослого);

IV уровень (18-39 — социально-бытовые формируются. нуждаютсявзначительнойпомощивзрослого,сотрудничаютсо реализация навыка в партнерстве взрослым,осуществляется « в руку» ребёнком, сопровождается инструкцией комментарием кдействию;

V уровень баллов) — социально-бытовые навыкиотсутствуют.

После проведения эксперименты мы получилиследующие результаты:

первом этапе почти все показали, что нихн достаточных знаний темам: «Части «Предметы окружения, необходимые для естественныхпотребностей», «Мебель» «Посуда» «Одежда обувь». результаты представлены таблице (см табл. 2).

Таблица2

Результаты исследования дошкольников потемам

Темы

Баллы

1.Части тела

+

-

руки

3

2

ноги

4

1

пальцы

1

4

рот

2

3

нос

4

1

2.Предметы окружения

+

-

полотенце

0

5

мыло

0

5

горшок

1

4

расчёска

1

4

3.Одежда и обувь

+

-

майка

0

5

штаны

0

5

туфли

3

2

4.Посуда

+

-

ложка

1

4

чашка

2

3

тарелка

0

5

салфетка

0

5

5.Мебель

+

-

стул

1

4

стол

0

5

шкаф

0

5

Из таблицы видно, что по теме « тела» только 3 детей могли руки, ногии рот, такжеудетейвозниклипроблемыприсоотнесенииназванияисамого предмета. Большинство вели себя отстранённо вниманиебыло рассеянным, 2 детей смогли удержать и во времяопроса с места ходили по комнате, также ребёнок заплакал иначал ногами пополу.

Тема « ближайшего окружения», т.е. те предметы, которыенужны детям удовлетворения естественных вызвала затруднение. Все не смоглисоотнести такие с предметами полотенце и мыло, такие предметыкак и горшок только 1 из 5.

В «Одежда обувь» один испытуемых не соотнести майку штаны и 3 из детей показатьтуфли.

«Посуда» оказалась сложной понимания, ни один не смог тарелку салфеткусихназванием,2из5показалиложкуитолько1ребёнокчашку предметом.

Также «Мебель» явные затруднения показывании предметов, ни один 5 детей смог названия с стола и шкафа, и один ребёнок указална стул.

этого, каждом опросе темам у детей аффективные реакции, вызванные просьбой закончитьзадание, дети вырывались, бегали, предметы, подбрасывалиих, таким образом, во время эксперимента нам повторять задания по несколькораз.

Отмечается,чтодети6-илетшлинаконтактгораздоохотнее,нежели возрастной группы 4-5лет.

На втором этапе выявлены значительные в моторике рук всех испытуемых детей. Результаты этогообследования в таблице (см табл. 3).

Таблица3

Результаты обследования мелкой моторикирук

Задания

Баллы

работа с пуговицами

2

с молниями

1

работа «липучками»

3

работа по нанизыванию на шнурок

2

Из таблицы видно, что большинстводетей справилось с «липучками», проводились почти помощи педагога, смогли самостоятельно застегнутьи расстегнуть «липучку». Также успешным заданиям в можноотнести по нанизыванию бусин на шнурок. Половина из испытуемых с заданием значительной помощи педагога. Наибольшие затруднения при работе с изастёгивание пуговиц. Эти выполнялись совместно с педагогомпри активной методом «рука руке».

3 этапе констатирующего эксперимента оценивали уровень сформированности навыков у в моментах. данных этого эксперимента мы что дошкольников 4-5 социально-бытовые навыки сформированыили сформированы частично. Результаты приведены в (см. табл. 4).

Таблица4

Результаты сформированности социально-бытовыхнавыков

Навыки

Экспериментальная группа

1.Навыки пищи

0

1

2

3

4

5

садится за стол

0

3

1

1

0

0

ложку

0

2

2

1

0

0

использует чашку

0

3

1

1

0

0

вытирает рот салфеткой

0

3

1

1

0

0

убирает за посуду и стул

0

2

2

1

0

0

2.Навыки удовлетворения потребностей

0

1

2

3

4

5

просится в туалет

1

3

1

0

0

0

на горшке

0

1

3

1

0

0

открывает с водой

0

4

1

0

0

0

мыло, намыливает руки моет их

0

3

2

1

0

0

смывает с рук

0

2

2

1

0

0

закрывает кран

0

3

2

0

0

0

вытирает руки полотенцем

0

2

1

2

0

0

3.Навыки с одеждой обувью

0

1

2

3

4

5

надевает штаны

0

2

1

1

0

0

снимает штаны

0

1

3

1

0

0

майку

0

3

2

0

0

0

майку

0

2

2

1

0

0

надевает куртку

0

1

3

1

0

0

куртку

0

2

3

0

0

0

надевает туфли

0

3

2

0

0

0

снимает туфли

0

2

3

0

0

0

одежду в шкаф

0

3

2

0

0

0

данных таблицы что ни ребёнок не обслуживать полностью самостоятельно. В группе« приёма пищи» детей садились стол только помощипедагога, а такжеиспользоваличашкуиложкусактивнойподдержкойвзрослого. касается навыка рта салфеткой, самостоятельно егосмог выполнить один ребёнок, а убрать собой снезначительной помощью 2 испытуемых. отметить, почти все шли контакт за некоторых детей, могли на к столуили стулувместотого, чтобысестьзанего, падалинаполиярковыражалисвой

Группа « удовлетворения естественных потребностей»при также дала низкиепоказатели. Ни одиниздетейнеможетсампроситьсявтуалет. Одиниздетейдосих ходит в памперсах. испытуемых на также неоднозначные выводы -половина детей сидели на горшке, при этомне функциональную задачу, а другая не могла спокойнона усидеть и пыталась сбежать него. задания, которыебыли с взаимодействием водой, сенсорнымиконтактами - детей пугали, толькоодинребёнокмогподойтиккранусводойипоставитьруки при не вырываясь не крича.

И 3 «навыков с одеждой обувью» послепроведения обследования достаточно проблематичной длявыполнения детьми. В группе выполнение снимания надевания одежды: майки, штанов, куртки затруднены тем, что извивались, из испытуемых пассивное участие вэтих процессах, они сесть на и просто ждать, пока сам оденет.3 детей самостоятельно снять обувь, вот надеть еёне «липучках».

образом, подсчёта баллов соотнесли их количество с сформированности социально-бытовых навыков.Результаты на 1.

Рис. Итоговые результаты констатирующего (в%)

диаграммы видно, самая большая детей была куровню социально-бытовых навыков составляет 40%т.е 4 от общего испытуемых. детям необходимаактивная помощь стороны взрослых, они находятся партнёрствесо взрослым, проходит методом «рука в руке» вместе с ребёнкоми комментариями и инструкцией кдействию.

Следующая группа детей, которая представляет 30% испытуемых, т.е.3 детей 10.Эта группа была к V уровню. Она не многочисленная, как детей, отнесённая IV уровню, но всёже именно дети представляют собой риска и оказываютнаибольшее беспокойство со не только родителей, но и педагогов. Эти дети не имеют опыта в выполнении того иногонавыка, они у них несформированы.

К III сформированности социально-бытовых было 20%испытуемыхдетей, чтопредставляетсобой2детейиз10.Уэтихдетей навыки сформированы недостаточной мере, т.е. только формируются этих детей реализуются снезначительной помощью. Такие дети начинают задание вместе совзрослым, а продолжает завершает их самостоятельно, под наблюдениеми строгим контролемпедагога.

Ко уровню отнесен 1 дошкольник 10,что составляет 10%от количества детей. уровень предполагает довольнохорошую в самостоятельной и выполнении заданийбез взрослого, но нуждаться в напоминаниях исполнении отдельныхзаданий.

I уровню, который собой выполнение всехзаданий самостоятельно какой-либо со и котором все социально-бытовые навыки по трём группам заданий сформированыв достаточной не был отнесён один ребёнок и представляет0%.

Таким по результатам следует, что социально- бытовые навыки дошкольников в 4-6 лет, диагноз РАС не сформированы сформированы частично выполнялись при помощи со педагога. Большая часть детей не социально-бытовые навыки, не имеют понятий самом значении навыков для чего они не располагают знаниями том, для нужен тот или предмет и как пользоваться, также имеют ряд значительных в ориентировке собственного Следовательно, далее разработать методические по формированию социально-бытовых у детей дошкольного с РАС.

Литература:

Соломахина, Е.А. Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке [Текст] / Е.А. Соломахина, И.А. Острейкова // Аутизм и нарушения развития. — 2010. — №1. — С. 11-21.

Рогожина, Е.А. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно отсталых детей [Текст] / Е.А. Рогожина, В.А. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. 2016. - № 12-2. - С. 183-185.

Шипицина, Детский аутизм [Текст]. Хрестоматия: Учебное для студентов высших средних педагогических, психологических медицинских учебных заведений / Шипицина. - СПб.: «Дидактика Плюс» - 2011. 368с.

Просмотров работы: 241