В процессе изучения уровня сформированности социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с РАС нами был проведено исследование.Цель исследования– определить уровеньразвития социально-бытовых навыков дошкольников с РАС. Задачи: о на каком сформированностисоциально- навыков находятся сРАС; выявить причины, овладениесоциально- навыками у с аутистического спектра; оценить уровень сформированностисоциально-бытовых при выполнении рядазаданий.
На протяженииисследования:
проводился проблемы формирования развития воспитания детей расстройствами аутистического спектра в теориии напрактике;
проводился научной и литературы формированию и социально-бытовых навыков детейс РАС;
- разработан обследования уровня развитиясоциально- бытовых у детей расстройствами аутистическогоспектра;
на всего перечисленного разработанакоррекционно- развивающая работа формированию и развитиюсоциально- навыков у с расстройствамиаутистического спектра.
эксперименте принимали детей лет. Все дети имеют РАС. У наблюдается невыразительность что способствует сниженной потребности контакте со взрослым икоммуникации, отвлекаемость, беспокойство,стереотипии.
У полови детей отмечается низкаяпознавательная активность, почти отсутствием интереса кокружающему, у половины детей наблюдаетсяпсихомоторная расторможенность(детибегаютпокомнате,машутруками, хватают предметы и их ит.д.).
всей группы низкий интерес кпредметам, концентрация внимания. почти невозможно включитьв деятельность.
диагностика уровня социально-бытовых заключалась в использовании метода наблюдения Наблюдение дошкольникамипроводилоськаквжизни(врежимныхмоментах),таки специальныхзанятиях.
в режимных проводилось как группе, так в и раздевалке группам навыков: «Навыки приёмапищи», группа «Навыки удовлетворения естественных потребностей», группа « обращения с иобувью».
Наблюдение, проводилось на специальных занятиях,было организовано кабинетедефектолога.
самого метода также использовались методы как анкетирование родителей специалистов, а ознакомление медицинскойдокументацией.
Исследование проводилосьв3этапа:
1этап- знаний детей о и окружающем (предметах, окружающих ребёнка);
2этап моторики), умение ребёнка двигать пальцамипри выполнении
3 – непосредственное изучениеуровня социально-бытовых навыков выполнении заданий.
На 1 у детей выявлены по таким как: « тела», «Предметы ближайшегоокружения, необходимые удовлетворения естественных потребностей», « и обувь»,«Мебель»и«Посуда».Этопроводилосьдлявыяснения,можетли адекватно и соотнести предметы ближайшегоокружения названиями. Предлагалисьзадания:
Тема «Части тела»: ребёнок показать, где уребёнка руки, ноги, голова, рот ит.д.
Тема « ближайшего окружения, для естественных потребностей»: должны показать, мыло, полотенце,горшок.
Тема «Одежда обувь»: ребёнок должен гдештаны туфли, куртка ит.д.).
Тема «Мебель» детям предлагалось показатьстол , стул.
Тема «Посуда» ребёнок должен показать, где чашка, ложка, салфетка [1, с. 183].
В таблице по 1 этапу «+» и «-» е. ребёнок предмет названием илинет.
Во время 2 этапа эксперимента испытуемых обследовали работы пуговицами, липучками молниями сошнуровкой.
Ребёнку выдавались материал – на которомможно застегнутьирасстегнутьпуговицу,«отклеить»и«приклеить»«липучки» застегнуть и молнию. Оценка задания состояла втом, самостоятельно, частично помощью взрослого примеру «рука руке») ребёнок данное задание, также насколькоребёнок понимает выполнениязадания.
Критерииоценивания [2, с. 11]:
0 — ребёнок не понимает, задании не самостоятельно задание выполняет, двигательный несформирован;
1 балл—ребёнокинструкциюпонимает,ориентируетсявзадании,но достигает цели (двигательный не сформирован, однако знаето предназначении предметов), или навыки слабо ребенок выполняет действия с помощью взрослого (« вруке»);
балла ребёнок инструкцию ориентируется в задании,задание самостоятельно, без взрослого, владеетдвигательными навыками.
3 этап эксперимента отнесён к уровня социально-бытовых навыков испытуемых. Этап в двухчастях. Наблюдение детьми проводилось в режимных вовремя свободной так и специальныхзанятиях.
каждого из оценивалось в от 0 до5.
0 — навык все действия выполняютсявзрослым.
1 — навык но при ребенок сотрудничает со или пытается ним сотрудничать демонстрации того иного т. е. действия, незначительно уход заним. Например, кормлении сам рот или его пытается взять руки ложку; одевании илипытается просунуть руки врукава.
2 — ребенок со взрослым, реализация проходитв со взрослым, осуществляется «рука в руку» сребёнком, сопровождается инструкцией или комментарием кдействию.
3 — выполнение при незначительной помощивзрослого (например,педагогначинаетдействиевместесребенком,апродолжает заканчивает ребёнок самостоятельно контроле взрослого,или ребёнок одежду, а еепоправляет).
балла — у ребёнка но пользуется ребёнок зависимостиотситуации,т.е.емунужныпостоянныеуказания,гдеикак тот или инойнавык.
баллов—навыксформирован.Самостоятельноевыполнениенавыкабез напоминания любойситуации.
Нами были уровни сформированностисоциально-бытовых навыков [3, с. 223]:
I уровень (84-105 — социально-бытовые навыкиполностью сформированы.Детисамостоятельновыполняютвсеоперациипогруппам «навыков приема пищи», « удовлетворения потребностей», «навыков обращения одеждой иобувью»;
II (62-83 баллов) социально-бытовые навыкичастично сформированы. выполняют все самостоятельно, нонуждаются в и подсказке стороны взрослых выполнении операций;
III (40-61 балла) — социально-бытовые находятся встадии формирования, навыка происходит незначительной взрослого (например, начинает действие с ребенком,а продолжает заканчивает его самостоятельно приконтроле взрослого);
IV уровень (18-39 — социально-бытовые формируются. нуждаютсявзначительнойпомощивзрослого,сотрудничаютсо реализация навыка в партнерстве взрослым,осуществляется « в руку» ребёнком, сопровождается инструкцией комментарием кдействию;
V уровень баллов) — социально-бытовые навыкиотсутствуют.
После проведения эксперименты мы получилиследующие результаты:
первом этапе почти все показали, что нихн достаточных знаний темам: «Части «Предметы окружения, необходимые для естественныхпотребностей», «Мебель» «Посуда» «Одежда обувь». результаты представлены таблице (см табл. 2).
Таблица2
Результаты исследования дошкольников потемам
Темы |
Баллы |
|
1.Части тела |
+ |
- |
руки |
3 |
2 |
ноги |
4 |
1 |
пальцы |
1 |
4 |
рот |
2 |
3 |
нос |
4 |
1 |
2.Предметы окружения |
+ |
- |
полотенце |
0 |
5 |
мыло |
0 |
5 |
горшок |
1 |
4 |
расчёска |
1 |
4 |
3.Одежда и обувь |
+ |
- |
майка |
0 |
5 |
штаны |
0 |
5 |
туфли |
3 |
2 |
4.Посуда |
+ |
- |
ложка |
1 |
4 |
чашка |
2 |
3 |
тарелка |
0 |
5 |
салфетка |
0 |
5 |
5.Мебель |
+ |
- |
стул |
1 |
4 |
стол |
0 |
5 |
шкаф |
0 |
5 |
Из таблицы видно, что по теме « тела» только 3 детей могли руки, ногии рот, такжеудетейвозниклипроблемыприсоотнесенииназванияисамого предмета. Большинство вели себя отстранённо вниманиебыло рассеянным, 2 детей смогли удержать и во времяопроса с места ходили по комнате, также ребёнок заплакал иначал ногами пополу.
Тема « ближайшего окружения», т.е. те предметы, которыенужны детям удовлетворения естественных вызвала затруднение. Все не смоглисоотнести такие с предметами полотенце и мыло, такие предметыкак и горшок только 1 из 5.
В «Одежда обувь» один испытуемых не соотнести майку штаны и 3 из детей показатьтуфли.
«Посуда» оказалась сложной понимания, ни один не смог тарелку салфеткусихназванием,2из5показалиложкуитолько1ребёнокчашку предметом.
Также «Мебель» явные затруднения показывании предметов, ни один 5 детей смог названия с стола и шкафа, и один ребёнок указална стул.
этого, каждом опросе темам у детей аффективные реакции, вызванные просьбой закончитьзадание, дети вырывались, бегали, предметы, подбрасывалиих, таким образом, во время эксперимента нам повторять задания по несколькораз.
Отмечается,чтодети6-илетшлинаконтактгораздоохотнее,нежели возрастной группы 4-5лет.
На втором этапе выявлены значительные в моторике рук всех испытуемых детей. Результаты этогообследования в таблице (см табл. 3).
Таблица3
Результаты обследования мелкой моторикирук
Задания |
Баллы |
работа с пуговицами |
2 |
с молниями |
1 |
работа «липучками» |
3 |
работа по нанизыванию на шнурок |
2 |
Из таблицы видно, что большинстводетей справилось с «липучками», проводились почти помощи педагога, смогли самостоятельно застегнутьи расстегнуть «липучку». Также успешным заданиям в можноотнести по нанизыванию бусин на шнурок. Половина из испытуемых с заданием значительной помощи педагога. Наибольшие затруднения при работе с изастёгивание пуговиц. Эти выполнялись совместно с педагогомпри активной методом «рука руке».
3 этапе констатирующего эксперимента оценивали уровень сформированности навыков у в моментах. данных этого эксперимента мы что дошкольников 4-5 социально-бытовые навыки сформированыили сформированы частично. Результаты приведены в (см. табл. 4).
Таблица4
Результаты сформированности социально-бытовыхнавыков
Навыки |
Экспериментальная группа |
|||||
1.Навыки пищи |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
садится за стол |
0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
ложку |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
использует чашку |
0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
вытирает рот салфеткой |
0 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
убирает за посуду и стул |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
2.Навыки удовлетворения потребностей |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
просится в туалет |
1 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
на горшке |
0 |
1 |
3 |
1 |
0 |
0 |
открывает с водой |
0 |
4 |
1 |
0 |
0 |
0 |
мыло, намыливает руки моет их |
0 |
3 |
2 |
1 |
0 |
0 |
смывает с рук |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
закрывает кран |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
вытирает руки полотенцем |
0 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
3.Навыки с одеждой обувью |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
надевает штаны |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
снимает штаны |
0 |
1 |
3 |
1 |
0 |
0 |
майку |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
майку |
0 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
надевает куртку |
0 |
1 |
3 |
1 |
0 |
0 |
куртку |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
надевает туфли |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
снимает туфли |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
одежду в шкаф |
0 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
данных таблицы что ни ребёнок не обслуживать полностью самостоятельно. В группе« приёма пищи» детей садились стол только помощипедагога, а такжеиспользоваличашкуиложкусактивнойподдержкойвзрослого. касается навыка рта салфеткой, самостоятельно егосмог выполнить один ребёнок, а убрать собой снезначительной помощью 2 испытуемых. отметить, почти все шли контакт за некоторых детей, могли на к столуили стулувместотого, чтобысестьзанего, падалинаполиярковыражалисвой
Группа « удовлетворения естественных потребностей»при также дала низкиепоказатели. Ни одиниздетейнеможетсампроситьсявтуалет. Одиниздетейдосих ходит в памперсах. испытуемых на также неоднозначные выводы -половина детей сидели на горшке, при этомне функциональную задачу, а другая не могла спокойнона усидеть и пыталась сбежать него. задания, которыебыли с взаимодействием водой, сенсорнымиконтактами - детей пугали, толькоодинребёнокмогподойтиккранусводойипоставитьруки при не вырываясь не крича.
И 3 «навыков с одеждой обувью» послепроведения обследования достаточно проблематичной длявыполнения детьми. В группе выполнение снимания надевания одежды: майки, штанов, куртки затруднены тем, что извивались, из испытуемых пассивное участие вэтих процессах, они сесть на и просто ждать, пока сам оденет.3 детей самостоятельно снять обувь, вот надеть еёне «липучках».
образом, подсчёта баллов соотнесли их количество с сформированности социально-бытовых навыков.Результаты на 1.
Рис. Итоговые результаты констатирующего (в%)
диаграммы видно, самая большая детей была куровню социально-бытовых навыков составляет 40%т.е 4 от общего испытуемых. детям необходимаактивная помощь стороны взрослых, они находятся партнёрствесо взрослым, проходит методом «рука в руке» вместе с ребёнкоми комментариями и инструкцией кдействию.
Следующая группа детей, которая представляет 30% испытуемых, т.е.3 детей 10.Эта группа была к V уровню. Она не многочисленная, как детей, отнесённая IV уровню, но всёже именно дети представляют собой риска и оказываютнаибольшее беспокойство со не только родителей, но и педагогов. Эти дети не имеют опыта в выполнении того иногонавыка, они у них несформированы.
К III сформированности социально-бытовых было 20%испытуемыхдетей, чтопредставляетсобой2детейиз10.Уэтихдетей навыки сформированы недостаточной мере, т.е. только формируются этих детей реализуются снезначительной помощью. Такие дети начинают задание вместе совзрослым, а продолжает завершает их самостоятельно, под наблюдениеми строгим контролемпедагога.
Ко уровню отнесен 1 дошкольник 10,что составляет 10%от количества детей. уровень предполагает довольнохорошую в самостоятельной и выполнении заданийбез взрослого, но нуждаться в напоминаниях исполнении отдельныхзаданий.
I уровню, который собой выполнение всехзаданий самостоятельно какой-либо со и котором все социально-бытовые навыки по трём группам заданий сформированыв достаточной не был отнесён один ребёнок и представляет0%.
Таким по результатам следует, что социально- бытовые навыки дошкольников в 4-6 лет, диагноз РАС не сформированы сформированы частично выполнялись при помощи со педагога. Большая часть детей не социально-бытовые навыки, не имеют понятий самом значении навыков для чего они не располагают знаниями том, для нужен тот или предмет и как пользоваться, также имеют ряд значительных в ориентировке собственного Следовательно, далее разработать методические по формированию социально-бытовых у детей дошкольного с РАС.
Литература:
Соломахина, Е.А. Обучение детей с аутизмом социально-бытовой ориентировке [Текст] / Е.А. Соломахина, И.А. Острейкова // Аутизм и нарушения развития. — 2010. — №1. — С. 11-21.
Рогожина, Е.А. Методы формирования и коррекции социально-бытовых навыков умственно отсталых детей [Текст] / Е.А. Рогожина, В.А. Иванова // Международный журнал экспериментального образования. 2016. - № 12-2. - С. 183-185.
Шипицина, Детский аутизм [Текст]. Хрестоматия: Учебное для студентов высших средних педагогических, психологических медицинских учебных заведений / Шипицина. - СПб.: «Дидактика Плюс» - 2011. 368с.