Применение деловых игр на уроках экономики - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

Применение деловых игр на уроках экономики

Гришина К.В. 1
1Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нигде необходимость школьного экономического образования не стоит так остро, как в нашей стране. Это связано с тем, что экономическое образование у нас должно быть построено на принципе опережения. Система общего образования призвана повысить экономическую грамотность общества. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все, более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Деловая игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться, переживать. Это мощный стимул к овладению экономикой.

Необходимость проведения деловых игр на уроках экономики заключается в том, что с помощью них можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:

- Формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление учащихся;

- Учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в целом.

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. В процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся, как важный мотив учения, стойкую черту личности и мощное средство воспитательного обучения.

Вопросу игрового моделирования на уроках экономики в школе посвящен ограниченный круг методической литературы. Причем большинство предлагаемых к использованию игр рассчитано на 2-х и 3-х часовое беспрерывное занятие, тогда как в наших школах уроку экономики отведен один час в неделю. Эти обстоятельства создают трудности в применении данной методики обучения.

Рассмотрим пример деловой игры, которая рассчитана на стандартный урок в 11 классе по теме «Налоги и налогообложение».

Деловая игра «Налоговый эрудит»

Подготовительная работа

Перед началом игры, учащиеся формируют 3 команды. Так же идет отбор 1 человека на роль жюри (помощника).

Организационный момент

Представление цели урока, размещение команд в классе.

Мини-викторина

Каждой команде по очереди задаются вопросы, по 7 каждой, за правильный ответ команда получает 1 балл.( максимально 7 б.)

Главный источник средств для государства? (налоги)

Какие налоги берутся с каждого гражданина и каждой действующей в стране фирмы? (прямые)

Процент, который платит гражданин государству, называется …..(ставка налога)

Какой самый распространенный вид прямых налогов? (подоходный)

Если человек занимается предпринимательской деятельностью, или имеет несколько источников дохода, что он должен заполнить, для выплаты налога? (декларацию о доходах)

Самая популярная разновидность косвенных налогов? (акцизы)

Расшифруйте аббревиатуру НДС? (налог на добавленную стоимость)

Как называется план государственных доходов и расходов? (государственный бюджет)

Какой налог был введён Петром I? (на бороды)

Самый известный в СССР налог, не имеющий аналогов в истории? Налог на бездетность или на многодетность? (на бездетность, составлял 6% от зарплаты)

ИНН организации имеет 10 цифр, сколько цифр имеет ИНН физического лица? (12)

Какой налог существовал в XII веке в Англии, его уплачивал каждый, кто не хотел идти воевать? (налог на трусость)

Что делают в одном из индийских городов под окнами злостных неплательщиков по ночам? (бьют в барабаны)

Может ли физическое лицо являться налогоплательщиком НДС? (нет)

Превышение расходов над доходами называется ….(дефицит бюджета)

Одним из элементов налоговой системы являются плательщики налогов. С какого возраста физ. лицо может быть привлечено к налоговой ответственности? (16 лет)

Как называется орган, осуществляющий контроль за соблюдением налогового законодательства? (Федеральная налоговая служба)

В  Швеции налог на них зависит от их роста, а в Норвегии - от длины. О ком идет речь? (о собаках, налог на собак)

Какой налог платит каждая официально зарегистрированная танцовщица в Египте? (на танец живота)

Где налоги не платят? (в Монако)

Какой налог платили в Венеции владельцы уличных ресторанов, кафе и магазинов? ( налог на тень)

«Я знаю, что это значит!»

Я предлагаю каждой команде попробовать расшифровать некоторые аббревиатуры, связанные с налогообложением и экономикой. За каждую правильную расшифровку команда получает 1 балл. (максимально 9 б.)

Аббревиатуры: ФНС России, ОАО, ИНН, МРОТ, НДФЛ, ИП, ИФНС России, ВВП.

«Налоговая полиция»

Командам нужно найти ошибки в тексте и исправить их, заполнив бланк. Каждая найденная и исправленная ошибка оценивается в 1 балл (максимально 10 б.)

В настоящее время налоги взимаются и уплачиваются в различной форме. Это значит, что можно заплатить налог товарами, продуктами и другими материальными и нематериальными эквивалентами.

Налог – законодательно установленный необязательный платёж, который периодически взимается в денежной форме с юридических и физических лиц для финансирования деятельности фирм и организаций.

Все налоги устанавливает в законодательном порядке государство. Основным законодательным документом в сфере налогообложения является Гражданский кодекс Российской Федерации. Он определяет основы налоговой системы в нашей стране.

Налоговая система – это совокупность налогов в конкретной стране и организация взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налоговые органы в России представляет Региональная налоговая служба России (ФНС России). Она находится в ведении Верховного суда Российской Федерации и имеет территориальные подразделения – управления и инспекции.

Основной задачей налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, несвоевременностью и полнотой налоговых платежей в бюджет муниципалитета. В обязанности налоговых органов, помимо налогового контроля, входит платное информирование налогоплательщиков по всем вопросам применения налогового законодательства.

Творческое задание

Командам предлагается попробовать придумать свой налог и заполнить соответствующую анкету, затем представить ее перед классом. (Оценивается в 10 баллов, за каждый незаполненный пункт -1 балл)

Подведение итогов

Подсчет баллов, выявление победителей игры.

Рефлексия

Учащимся выдается «лист обратной связи», который содержит следующие вопросы:

Понравилась ли Вам в целом игра?

Что Вам понравилось в игре?

Что Вам не понравилось в игре?

Оцените по 5-бальной шкале следующие показатели мероприятия:

Организация: 1 2 3 4 5

Содержание: 1 2 3 4 5

Общественная значимость: 1 2 3 4 5

Опыт применения деловых игр в течение преддипломной практики показал, что данная игровая разработка подходит для повышения мотивации учащихся в экономической сфере обучения, расширения кругозора и уровня знаний.

Просмотров работы: 178