ПОСТРОЕНИЕ ОНТОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ГИНЕКОЛОГИИ - Студенческий научный форум

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2019

ПОСТРОЕНИЕ ОНТОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДИАГНОСТИКИ В ГИНЕКОЛОГИИ

Лысакова Т.А. 1, Зайцева Т.В. 1
1НИУ "БелГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Репродуктивное здоровье девочек, наряду с медицинским, приобретает большое социальное значение, в связи с резко обострившейся, в последние годы, проблемой качественного и количественного воспроизводства населения, поскольку становление функции репродуктивной системы в периоде детства и полового созревания во многом определяет фертильность женщины в детородном возрасте.

Репродуктивное здоровье девочек формируется под воздействием ряда факторов, к которым относятся социальные и экологические условия, а так же особенности сексуального и репродуктивного поведения подростков. [1]

Многообразие факторов и нормативов, определяющих состояние здоровья подрастающего поколения, и вариантов возможных отклонений от нормы и повозрастных особенностей физического и полового развития девочек делает достаточно сложным проектирование и функциональное наполнение компонентов системы по совершенствованию профилактических мероприятий, направленных на снижение прогнозируемой частоты акушерских и перинатальных осложнений. При этом выбор возрастной категории и критериев оценки в каждом возрастном и/или индивидуальном случае многозначен и слабо формализуем. Задачи выявления тенденций физического и полового развития девочек 12-17 лет и становления их менструальной функции требуют обработки и учета большого количества параметров, многие из которых относятся к качественным, не имеющим очевидной связи друг с другом. В настоящее время при оценке репродуктивного потенциала отсутствуют формальные процедуры учета всех факторов, и в связи с этим принятые решения недостаточно обоснованы, что приводит к дополнительным затратам времени, неполноценным статистическим данным по проблеме и ошибочным прогнозам.

Кроме того, часто в медицинских массивах данных содержатся недостающие для принятия успешных решений скрытые знания, получить которые можно с помощью современных направлений информационных технологий и методов интеллектуального анализа данных. Не менее важным остается формализация слабоструктурированных и неструктурированных задач. Это позволяет создавать модели прогноза развития осложнений, анализировать структуры факторов, приводящих к осложнениям, выявлять пациентов повышенного риска, а также осуществлять динамическую корректировку лечебного процесса и профилактики гинекологических заболеваний с целью минимизации риска развития и тяжести осложнений и снижения числа повторных обращений.

Рисунок 1 – Общая онтология медицинской диагностики

Таким образом, при формировании перечня мероприятий, направленных на снижение выявленных отклонений в половом развитии и профилактику возможных негативных проявлений при оценке репродуктивного здоровья, необходимо учитывать огромное количество факторов (рисунок 1) [2]. Так, предрасположенность к заболеванию имеет прямую зависимость от показателей, характеризующих текущее состояние пациентки. В свою очередь показатель характеризуется индивидуальными симптомами, состоянием пациентки, результатами анализов, зависит от наличия профильных и непрофильных заболеваний, приёма каких-либо медикаментов, проведения процедур, либо хирургического вмешательства.

В данном случае для получения решения необходим учет множества социально-экономических, социально-биологических, эколого-климатических, медико-организационных, психолого-поведенческих и других факторов (рисунок 2) [3], при этом невозможно описать зависимости с помощью четких формул и правил. В связи с этим возникает необходимость учитывать все большое количество критериев и ограничений, большинство из которых относятся к качественным, напрямую количественно не описываемым.

Рисунок 2 – Фрагмент онтологии. Факторы, влияющие на состояние репродуктивного здоровья

К социально-биологическим факторам можно отнести такие данные, как наследственность, генетические факторы, антропометрические нормативы (рост, вес, индекс массы тела, объем талии (ОТ), объем бедер (ОБ), соотношения (ОТ/ОБ), (ОТ/рост), основные акушерские размеры таза и т.д.), повозрастные особенности полового развития (возраст появления первой менструации, частота овуляторных циклов, частота задержки полового развития и т.д.), анатомо-функциональные показатели (состояние органов малого таза, состояние молочных желез и т.д.).

В свою очередь для оценки вышеперечисленных факторов нет единой методологии, т.к. разные исследователи предлагают различные способы оценки тех или иных нормативов. Так же существует проблема динамического изменения нормативов, например, переход девочек из одной возрастной группы в другую в краткие сроки или ускорение/замедление полового развития по сравнению с предыдущими годами, что делает неактуальными шкалы оценки, использовавшиеся в прошлом.

К социально-биологическим факторам можно отнести такие показатели, как условия и образ жизни, условия труда, жилищные условия, материальное благосостояние, возраст матери, режим и качество питания и т.д.

К эколого-климатическим факторам можно отнести такие данные, как состояние воздуха, воды, почвы, уровень солнечной радиации, загрязнение внешней среды, геомагнитный и гелиомагнитный спектры излучений, температурный режим и т.д.

К медико-организационным факторам относятся такие показатели, как качество, эффективность, доступность медико-социальной помощи, сроки наблюдения и лечения пациентов, наличие диспансерного наблюдения и т.д.

К психолого-поведенческим факторам можно отнести стрессоустойчивость, уровень агрессии, поведенческие реакции и т.д.

В настоящее время при оценке репродуктивного здоровья не выработаны формализованные процедуры для учета всего многообразия факторов, и в связи с этим принятые решения имеют слабую формальную обоснованность, что приводит к дополнительным временным затратам, ошибочной постановке диагноза и неполноценным некорректным статистическим данным по исследуемому вопросу. Без использования методов поддержки принятия решений осуществление мероприятий по оценке репродуктивного здоровья и тенденций физического развития девочек 12-17 лет не дает полной уверенности выбора наиболее рационального решения, что неизбежно скажется на качестве проведенной диагностики и принятых решений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Долженко, И.С. Репродуктивное здоровье девочек до 18 лет (состояние, оценка, система мер по его сохранению) [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. мед. наук (14.00.01)/ Долженко Ирина Сергеевна; Московский обл. науч.-иссл. инст. акушерства и гинекологии. – Москва, 2004. – 47 с.

2 Загорулько, Ю.А. Онтологии и их практическое применение в системах, основанных на знаниях [Электронный ресурс]/ Ю.А.Загорулько, Г.Б.Загорулько. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: http://elib.ict.nsc.ru/jspui/bitstream/ICT/1381/1/%D0%97%D0%9E%D0%9D%D0%A28.pdf

3 Ахмадуллина Х.М. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Х.М.Ахмадуллина, У.З.Ахмадуллин; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). – Уфа, 2017. – 300 с.

Просмотров работы: 22