Проходимость комплексных трелевочно-транспортных систем (КТТС) ограничивается:
- особенностями конструкции ходовой части, величиной массы и ее распределением на опорные части;
- путевыми условиями или, при работе без дорог, особенностями местности и другими природными факторами, в первую очередь:
1) почвенно-грунтовыми условиями;
2) рельефом местности;
3) наличием естественных непреодолимых препятствий.
С учетом этого, при оценке проходимости машины следует рассматривать систему: машина – естественная (грунтовая) ездовая поверхность.
Взаимодействие этой системы описывается уравнением
, (1)
где - избыточная (свободная) сила тяги, которая может быть использована на преодоление уклонов и перевозку сортиментов;
- максимальная сила тяги (по сцеплению);
- сопротивление движению машины, величину которого можно принять равной
. (2)
Величина в свою очередь
. (3)
Таким образом,
. (4)
Разделив на получим
, (5)
где - суммарная длина отпечатков колес КТТС.
В формуле (5) величина зависит от удельного давления колеса – р.
Отношение :р в известной мере характеризует конструкцию машин и ее пригодность для данной ездовой поверхности.
Оптимальное значение :р может быть получено дифференцированием выражения (5).
Однако в правой части (5) имеется величина l, зависящая от р. Ее можно найти из равенства
,
где - отношение средней ширины следа к его длине;
- количество колес у КТТС.
В то же время
, (6)
где - масса КТТС.
С учетом этого
.
Таким образом
. (7)
Дифференцируя, будем иметь
.
Приравняв , получим
, (8)
где - сцепление;
- коэффициент, характеризующий физико-механические свойства грунта;
- коэффициент, характеризующий состояние грунта;
- угол внутреннего трения грунта.
Приняв n=4 м и =0,5, будем иметь
(9)
Например, при , m=8 т; k=7; =1
Н/см2.
Зная оптимальное значение удельного давления на ездовую поверхность можно определить основные параметры КТТС, при которых можно получать наибольшую величину удельной свободной силы тяги на каждый квадратный сантиметр опорной поверхности.
При с=1,5 Н/см2 будем иметь по формуле (7), что
Величина опорной поверхности (суммарной площади всех отпечатков колес) равна
см2,
а свободная сила тяги по сцеплению
Н.
Соответственно, касательная сила тяги у такой машины должна быть равна:
Н.
Сопротивление КТТС самопередвижению определится
Н, а удельное сопротивление движению
Н/т.
Коэффициент сцепления
.
Изложенная ниже методика позволяет подойти и к определению неизвестного показателя pD для КТТС. Диаметр эквивалентного круга
см.
Таким образом, оптимальное значение
Н/см.
Задаваясь предельной величиной вертикальной деформации колеса, можно определить диаметр колеса КТТС. Пользуясь известной формулой Хедекеля, можно написать
, (10)
где - площадь следа одного колеса;
- вертикальная деформация шины колеса;
- диаметр колеса;
- ширина беговой дорожки (0,85…0,9 ширины профиля шин).
В то же время
. (11)
У трелевочных тракторов величина h, зависящая от , колеблется в узких пределах и может быть принята равной , где 0,04…0,048.
Имея это ввиду, и приравняв друг другу правые части равенств (6.10) и (11), можно получить, что
. (12)
При т; n=4; a=0,042; h=16 Н/см2 и =45 см получим
см.